Вы здесь

К равноправию и гармонии

Наш сегодняшний собеседник - не просто ректор Рязанского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова. По праву можно сказать, что он - олицетворение этого известного вуза. Судите сами: профессор Дмитрий Романович РАКИТА - потомственный врач по линии отца в 6-м поколении, по линии матери - в 3-м. Родители -москвичи, каждый из них сразу же после войны поступил в 3-й Московский мединститут. А когда московский вуз стал «родителем» рязанского, в 1950 г. оба переехали в Рязань, и здесь закончили учебу. Это были два самых первых выпуска нового медицинского вуза. Отец Роман Давыдович практически всю жизнь работал главным врачом - сначала Петровичской участковой больницы в Спасском районе Рязанской области, а потом пригородного Рязанского района. С Марией Дмитриевной Попковой, будущей супругой, он познакомился во время врачебной практики. Она была известным на Рязанщи-не акушером-гинекологом. Вот и получается, что Дмитрий Романович, как говорится, плоть от плоти Рязанского государственного медицинского университета: в Рязани родился, этот вуз окончил, здесь стал профессором, возглавил кафедру факультетской терапии, а потом и сам университет.

- Для меня мой вуз - родной дом. Я так его ощущаю. Даже после прохождения аспирантуры в Российском кардиологическом научно-производственном комплексе, когда мог остаться в Москве, Рязань, как магнит, притянула к себе. Правда, и еще одно обстоятельство сыграло большую роль в этом решении. Предложенная в столице работа на 50% была связана с биохимическими процессами, лабораторией, а я все-таки люблю работать с больными. Наверное, это наследственное. Даже сейчас, если не побываю в клинике или, на худой конец, в течение дня не дам кому-то какого-то совета - такой день я считаю потерянным. Так что с кафедральной работой стараюсь справляться, приходя рано утром в терапевтическую клинику на 2-3 часа.

- Дмитрий Романович, то, о чем мечтают другие вузы, -учебно-производственный комплекс - у вас в университете давно есть. И компактный медгородок почти в центре старинного города. Чего не хватает для дальнейшего развития?

- Мы действительно находимся в привилегированном, «удобном» положении, и первостепенные задачи диктуются тем, что вуз - прежде всего учебное заведение. Поэтому необходимо осваивать новые, современные учебные технологии. Сейчас мы занимаемся введением балльно-рейтинговой системы, продолжаем работать над учебно-методическими комплексами, создаем новые учебные пособия. Именно эта работа является для нас основной.

Кроме того, мы должны предвидеть возможные сложности в будущем. Например, для нашего вуза, как и для многих других, очень важно во время нынешнего демографического спада, сокращения потребности во врачах для российских регионов искать себе дополнительную работу. Нам необходимо популяризировать себя за рубежом, чтобы за счет привлечения на обучение иностранных граждан сохранить свои кадры. Думаю, что когда через 6-7 лет спад кончится, наши сохраненные кадры - а подготовить их непросто - страной будут вновь востребованы.

Как и в других вузах, средний возраст наших заведующих кафедрами довольно высок. Нам приходится думать о достойной смене, поэтому и хотим создать соответствующие условия для сотрудников, работающих над докторскими диссертациями. Это высокозатратная деятельность, требующая финансовых вливаний. И поскольку мы не можем каждой кафедре дать сегодня то, что хотелось бы, то формируем научно-производственные комплексы, где объединяются несколько специалистов. Финансирование в этом случае удается сделать более целенаправленным.

Нам предстоит провести модернизацию библиотеки, «оцифровать» все хранящиеся в ней материалы. Таким образом будет упрощен доступ к электронным копиям книг, документов, статей, материалов - не должна пропасть огромная научная и клиническая работа, проводившаяся в вузе десятки лет.

- Когда мы говорили о действующем учебно-производственном комплексе университета, возможно, читатели подумали, что у вас и своя клиника есть...

- Пока это только мечта. Университету очень нужна своя клиника, хотя я понимаю, что сейчас такой проект осуществить очень сложно.

В конечном итоге все национальные проекты упрутся в проблему подготовки кадров. А если у вузов нет оборудования, какое есть в практическом здравоохранении, сложен доступ студента к больному, то врача должным образом подготовить нельзя. Поэтому с моей точки зрения одним из следующих национальных проектов по линии здравоохранения должен быть проект создания вузовских клиник.

- Со страниц нашей газеты неоднократно звучала идея превратить республиканские, краевые, областные клинические больницы в университетские...

- Это совсем не крамольная мысль. Я тоже сторонник этой точки зрения, так как понимаю, что строить новые клиники нерационально. Даже если будет проводиться неполный перевод клинических больниц на федеральное финансирование, то есть будет софинансирование, как и предполагалось в положении о клинических больницах, то получение дополнительно от 30 до 50% из федерального бюджета сразу решит многие проблемы. Будут совершенно другие отношения между руководствами больницы, ее отделений и вуза, его кафедр. Для большинства регионов это выход еще и с другой стороны: сейчас есть тенденция сокращения коечного фонда, которая будет продолжаться с наращиванием амбулаторных технологий. Последние менее затратны. И где как не в университетской клинике обкатывать новые организационные модели лечебно-диагностического процесса?

Поэтому не просто областная больница должна быть передана, а комплекс - областная поликлиника с областной больницей. Вот тогда это будет серьезная инновация, которая позволит и лучше готовить кадры, приблизив студента к больному, и внедрять новые технологии. И сколько бы мы сейчас ни говорили о тренажерных залах для освоения практических навыков на кафедрах, простите, но работа с тренажером, манекеном - лишь один из этапов и никогда не заменит живого общения с больным.

- Как вы относитесь к действующему уже год совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов?

- Это чрезвычайно полезный, необходимый орган. Лично мне он очень помогает в работе. Да и по отзывам других моих коллег - новая структура под руководством ректора Самарского государственного медицинского университета академика РАМН Геннадия Котельникова (а совет собирается почти каждый месяц) доказывает свою жизнеспособность. Мы очень признательны министру Татьяне Голиковой, которая старается бывать на наших заседаниях. А на них обсуждаются наиболее актуальные, волнующие всех вопросы. Возникла практика формирования рабочих групп по целому ряду проблем, в частности, дальнейшего совершенствования последипломного обучения, по введению новой системы оплаты труда. Существуют рабочая группа, которая вместе с Минздравсоцразвития России занимается проблемами создания единого информационного поля для здравоохранения страны (академик РАМН Павел Сидоров и др.), группа, занимающаяся стандартами диагностики и лечения, и т.д.

Совет решает все вопросы оперативно, а для нас это непосредственное общение на уровне  министра и заместителей министра, которого раньше у ректоров медвузов не было, разве что у единиц. Очень помогает, когда ты знаешь точку зрения высокого руководства по тем или иным вопросам. Да и личное общение с многоопытными коллегами-ректорами дорогого стоит. Благодаря таким встречам у РязГМУ установились дружеские связи с Тверской, Кировской и Уральской медакадемиями, другими вузами. Это очень полезно. Особенно признателен за консультации и помощь ректорам московских медицинских вузов: академику РАН и РАМН Михаилу Пальцеву, академику РАМН Николаю Володину, профессору Олегу Янушевичу.

- Насколько востребованы ваши выпускники, по каким признакам вы это оцениваете?

- Став ректором, я, например, почувствовал, что наши выпускники высоко котируются не только в традиционных регионах (Тамбов, Липецк, Владимир). Они востребованы в подмосковных и московских клиниках. Во всяком случае, до меня такие приятные сведения доходят. С каждым годом выпускников РязГМУ становится больше и за пределами России. Наши бывшие студенты работают уже в 23 странах мира. Сейчас легче стало с подтверждением российских дипломов за рубежом, даже в таких странах, как США, Австралия. Оттуда приходят запросы для подтверждения индивидуальных данных по часовой нагрузке и т.д. Так что востребованность очень хорошая.

- Сказав об учениках, надо сказать и об учителях...

- У нас сложился очень сильный профессорско-преподавательский состав. Мы гордимся заслуженными деятелями науки РФ, профессорами Владимиром Гармашём, Юрием Кирилловым, Анатолием Стариковым, Юрием Уховым, Анатолием Беловым. Это наши научные аксакалы, родоначальники научных школ. Сегодня их ученики профессора Владимир Абросимов, Сергей Якушин, Александр Соколов, Сергей Тарасенко, Андрей Федосеев, Михаил Лапкин, Юрий Бяловский сами заведуют кафедрами и имеют научные школы, широко известные в рязанском регионе и далеко за его пределами. Их имена цитируют в международных научных обществах, с ними работают коллеги из американских, итальянских, французских медицинских университетов.

- Слышал, что вы очень принципиальны в работе со студентами-иностранцами...

- Уже достаточно давно сложился рынок, группа стран, с которыми мы работаем. Сейчас у нас учатся студенты из 37 государств Африки, Азии, Латинской Америки. Но мы очень четко даем им понять, что они - гости России, признавшие, что наше образование достойное и представляет для них интерес. Поэтому они должны жить по нашим законам совместно со своими российскими коллегами.

Еще несколько лет назад было негласным правилом, что студенты-иностранцы живут в комнатах общежития по одному, обставляют ее собственной мебелью и т.д. Однако не так давно мы им объяснили, что такое студенчество и как принято жить студентам у нас и во всем мире. Даже в привилегированных зарубежных учреждениях все живут в равных условиях.

Когда мы в прошлом году приводили это правило в действие, был ряд недовольных, при уплотнении общежития мы даже столкнулись с сопротивлением, несколько студентов покинули университет. Но дело было доведено до конца, а на место уехавших приняты другие студенты. Сложившееся количество учащихся не изменилось.

- Мы знаем, насколько грамотно поставлена в вашем вузе внеучебная работа...

- Студенческие годы - не только кропотливое изучение, накопление знаний и навыков. Это лучшие годы жизни. По своему опыту знаю, насколько важно общение, работа в стройотрядах, участие в художественной самодеятельности, студенческих театрах и т.д. Это очень сближает, сплачивает - очень часто студенческая дружба сохраняется на всю жизнь.

Мы рады, что ежегодный Международный фестиваль студентов-медиков и медицинских работников будет с этого года проводиться в разных городах, на базе разных вузов. Мы приняли эстафету от Смоленской ГМА -места проведения первых фестивалей. Это позволит показать студентам, врачам из разных регионов страны и зарубежья, чем дышит наш университет, в целом укрепит медицинское сообщество. Новые знакомства, встречи со старыми друзьями - это очень интересно и имеет большое воспитательное значение. Ну а то, что «рязанская площадка» вполне достойна для проведения форума искусств, вы сами увидели недавно во время проведения совместной акции «Три дня в Рязани».

Беседу вел
Альберт ХИСАМОВ,
спец. корр. «МГ».
Рязань.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru