Вы здесь

100 хирургов – это такая силища!

Порой бывает так, что когда встречаются старые знакомые, бе седа начинается именно с того, чем закончилась предыдущая. Так случилось и в этот раз, в очередное посещение Александро-Мариинской клинической больницы Астраханской области. Предыдущее интервью с главным врачом этого лечебного учреждения Виктором Акишкиным закончилось на мажорной ноте: тогда, осенью прошлого года, хорошей приметой времени мы посчитали строительный кран, который возвышался над 9-этажкой хирургического корпуса и символизировал очевидные перемены.


-    Виктор Георгиевич, кран по-прежнему во дворе больницы…



-    Действительно, но на другом объекте. Сегодня уже свершившийся факт - хирургический корпус, который числился в долгостроях почти 20 лет, сдан в эксплуатацию, оснащен оборудованием и в полном объеме оказывает медицинскую помощь. Отделение реанимации на 12 коек, общий операционный блок, 7 хирургических отделений по всем основным специализированным профилям, которые предусмотрены на территории области. Предполагается, что за год через этот многопрофильный комплекс пройдет не менее 10 тыс. пациентов, и будет сделано не менее 8 тыс. операций, треть из которых отнесена в разряд высокотехнологичных.


-    Высокие технологии подразумевают и высокую стоимость…



-    Все операции, которые здесь делаются, оплачиваются в системе ОМС. Ограничений в оказании медицинской помощи нет никаких и всё, что предусмотрено, всё, что врачи нашей клиники могут делать, они делают здесь, не отправляя пациентов на дорогостоящее лечение в ведущие центры Москвы, С.-Петербурга и других городов.



-    При такой оснащенности Александро-Мариинская больница сама является ведущим центром…



-    Сейчас идет бурное развитие здравоохранения. И то, что мы действительно являемся одним из ведущих лечебных учреждений региона, подтверждает поток пациентов из соседних территорий - республик Дагестан, Калмы кия, Чеченской, и даже из Казахстана, в данном случае пациенты «голосуют ногами».



-    Итак, хирургический корпус - в действии. Что дальше?



-    А дальше - тот самый строительный кран, с которого и начали разговор. В непосредственной близости от хирургического корпуса сейчас строится важнейший объект - диагностический центр. С самого начала предполагалось, что хирургия и диагностика будут работать в тандеме, и поэтому оборудование для диагностики мы в основном уже получили, а вот само здание достраивается в рамках программы модернизации здравоохранения.



-    Можно сказать, что здесь, на этих двух столь важных объектах совпал вектор и предыдущей реформы, и модернизации здравоохранения?



-    Да, и это очень удачное совпадение. Благодаря этому диагностический центр будет

полностью введен в эксплуатацию в начале 2013 г. Планируемая мощность - 600 посещений в день, там предусмотрены все известные на сегодня виды диагностики. Из «тяжелого» оборудования – компьютерные томографы, МРТ, современная гамма-камера, литотрипсия. Во всяком случае, и деньги, и объемы работ по окончанию строительства уже расписаны.



– А есть ли какой-нибудь орган, который контролирует поступление и расходование средств?



– Поскольку программа модернизации завязана на средства ФОМС, всё контролируется и федеральными и региональными представителями этого фонда.



– Возвращаясь к собственно медицинской составляющей всех этих вливаний, какая стратегия будет исповедоваться с вводом в строй всего комплекса Александро-Мариинской больницы?



– Курс взят на развитие стационарозамещающих технологий, когда при том же качестве услуг возникает значительная экономия средств – койко-день становится дешевле, оборачиваемость койки увеличивается. Все эти показатели напрямую связаны также и с большой экономикой: совершенно очевидно, что трудопотери от болезни, невыходов человека на работу, скрытые экономические потери намного больше при круглосуточном пребывании. Это и прямые за траты больницы, и скрытые потери государства.



Имея лицензию на 16 видов высокотехнологичной медицинской помощи, мы не останавливаемся в развитии, и при поддержке областного министерства заключили соглашение – на следующий год в этом перечне появятся еще 2 вида: травматология и ортопедия (эндопротезирование) и выхаживание недоношенных детей в условиях Астраханского областного перинатального центра. Конечный этап расширения деятельности нашей больницы – получение лицензии на трансплантологию и внедрение трансплантации органов и тканей. Сегодняшняя оснащенность хирургического отделения уже позволяет проводить операции такого уровня. Сейчас идет повышение квалификации кадров опять же в рамках программы модернизации.



– Насколько известно, эта программа, независимо от территории субъектов, имеет единые цели и задачи.



– Да, это, во-первых, достройка и оснащение ранее начатых объектов, и тут наш диагностический центр – как калач из печи; во-вторых, внедрение стандартов оказания амбулаторно-поликлинической помощи (на сегодня их предусмотрено 10); а также информатизация здравоохранения, которая на конечном выходе предусматривает появление электронной истории болезни. К концу 2012 г. эта история болезни должна быть введена в областную базу данных, с последующим ее внедрением в аналогичную федеральную.



– Из этих «трех китов», на которых стоит модернизация, я бы выделил стандарты, которые в первую очередь должны означать качество. Существует пресловутый человеческий фактор, введение стандартов подразумевает, что этого фактора станет меньше, коль уж избежать этого совсем нельзя?



– Стандарты сразу нацеливают врача на тот минимум обязательных манипуляций, который должен быть соблюден в обязательном по рядке. Как правило, пациент не приходит с одним заболеванием, там есть и сопутствующие, иногда – целый букет, и в связи с этим тактика лечения может несколько изменяться.



– Существует и такая точка зрения, что введение стандартов в медицине исключает творчество врача.



– Творчество должно присутствовать в любой профессии, но до определенного момента. На каком-то этапе – да, бывают сложные, нестандартные случаи, которые требуют и нестандартных решений, но тот минимум, что должен быть сделан, надо обеспечить.



– Во всей этой масштабной борьбе за здоровье пациента какая-то роль отводится самому пациенту?



– Если исходить из зарубежного опыта – не врач доложен ходить за пациентом, а пациент сам должен заботиться о своем здоровье. У людей должна сложиться в голове простая истина – раз в год обязательно пройти профосмотр. Как раз для внедрения таких истин и были открыты центры здоровья – не для того, чтобы лечить больных, а обследовать здоровых или тех, кто считает себя таковыми, и выявлять у них преморбидные состояния. Кстати, такой центр успешно работает и в нашей больнице. На его базе открыто несколько школ здоровья по различным заболеваниям. Профилактику стараемся вести в простой, доступной форме. Вопросы, на первый взгляд, простые, но очень важные: борьба с курением, правильное питание, контроль за давлением и т.д. Иногда сотрудники центра здоровья выезжают на предприятия, в организации и проводят там различные акции: «День здорового сердца», «Борьба со СПИДом» и др.



– Есть люди, которые в силу определенных причин, а зачастую и просто по своему невежеству считают так: «Мое здоровье – мое личное дело, как хочу, так и живу». Но когда они заболеют, в том числе, и по причине такого отношения к своему здоровью, государство вынуждено тратить средства, и немалые…



– Конечно, профилактика обходится намного дешевле, чем по следующее лечение. Да, есть полис, по которому обязаны лечить, но мало кто понимает, что за этим полисом стоит всего 3-5 тыс. руб. – это мизерная сумма, копейки, если учесть, что одна операция может стоить сотни тысяч рублей. От того, как люди будут относиться к себе и своему здоровью, в конечном итоге и будет зависеть это здоровье. От этого же зависит и развитие медицины: чем меньше будет затрат, которых в принципе можно было бы избежать, тем больше средств может быть направлено на развитие самой медицины.



*  *  *



Наша беседа закончилась, началась импровизированная экскурсия в хирургический корпус. Как и в прошлом году, «гидом» стал заместитель главного врача по организационно-методической работе, кандидат медицинских наук Д.Захаров, с той лишь разницей, что если прежде «гид» показывал пустые операционные, то сейчас буквально за каждой дверью кипела работа, и при той тишине и безлюдье, которые царили в коридорах корпуса, работа эта носила какой-то особый, почти сакральный смысл. Когда Дмитрий Александрович пошутил: «Я учился на «начальника», он явно поскромничал – в каждой из операционных, которые мы посетили, он давал толковый, обстоятельный комментарий. Помимо безусловного знания вопроса за этим проглядывала его причастность к большому общему делу, которое творилось за этими дверями.

Буквально на ходу удалось перекинуться парой слов с А.Воробьёвым, руководителем центра хирургии. «В январе 2011 г. начали работать и уже сделали 2 тыс. операций, – сказал Алексей Иванович. – Хирурги, а у нас их 100, просто рвутся в работу…»



Когда мы вышли из хирургического корпуса, то увидели свое отражение в стеклах огромных окон достраивающегося диагностического центра. И не было никакого сомнения в том, что следующая экскурсия состоится именно в этих стенах. Пройдет немного времени, и диагностический центр оживет и, подобно своему соседу – хирургическому корпусу, наполнится голосами, людьми, событиями. Событиями, от которых зависит здоровье, а порой и жизнь.



Рубен КАЗАРЯН, соб. корр. «МГ».

Астрахань.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru