Вы здесь

Новая школа: что впереди?

Говорят, дети - всего одна пятая часть нашего общества, но всецело наше будущее. Если посмотреть на современных школьников, то будущее покажется весьма тревожным. По некоторым данным, лишь 2% выпускников можно считать здоровыми. Вот таков он, завтрашний репродуктивный, трудовой, оборонный потенциал страны...

Очень серьезный разговор

Исследователи отмечают, что уровень нездоровья детей возрастает по мере обучения в школе. Свой вклад вносят многие факторы: и образовательная среда, и нерациональное питание, и чрезмерные учебные нагрузки... Так, рабочий день школьников, включая приготовление уроков, достигает 12-16 часов. 20-25% подростков совмещают учебу с работой. У большинства старшеклассников сон сокращен на 2 часа и более.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лишь 4% учащихся младших классов делают утреннюю гимнастику. У каждого второго ребенка двигательная активность ограничена только уроками физкультуры в школе.
Питание большинства современных детей характеризуется избытком углеводного компонента, преобладанием животных жиров, что приводит к недостатку полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, дефицит которых крайне негативно влияет на рост и развитие. Как свидетельствуют исследования, за последние 10 лет школьники значительно реже стали употреблять молочные продукты, мясо, свежие овощи, фрукты, соки. Зато чаще - консервированные продукты.

Уже в младшем школьном возрасте отмечается формирование вредных привычек, распространенность которых в процессе обучения только увеличивается. В среднем каждый третий школьник начинает курить до 10 лет.

Всё это - двигательная активность, питание, психическое здоровье, формирование здорового образа жизни, медицинское обеспечение учащихся в образовательных учреждениях и многое другое - явилось предметом серьезного разговора на Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине, который прошел в Москве и собрал представителей научно-исследовательских институтов, вузов, ЛПУ и учреждений образования из 60 регионов РФ, а также ряда зарубежных стран (Белоруссия, Киргизия, Украина, Финляндия, Хорватия). В нем приняли участие законодательные и исполнительные власти, общественные организации.

Как отмечалось на конгрессе, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ в январе нынешнего года, становится не просто очередным ведомственным проектом, а делом всего общества. По мнению Дмитрия Медведева, российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле слова. Находиться в ней ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически. Свою лепту в это должны внести и медицинские работники. Поэтому доминирующими темами на конгрессе оказались медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях и формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни. В обсуждении актуальных проблем активно участвовали не только врачи, но и педагоги.

Кадровый дефицит: как его утолить

Дефицит школьных врачей - одна из самых острых проблем сегодня. Например, в Воронежской области укомплектованность ими составляет 36%. В областном центре процент выше, но в основном работают пенсионеры, которым уже трудно справляться с объемами работы участкового педиатра, и совместители. Когда у школьного врача заработная плата 5,5 тыс. руб., а у участкового - 15 тыс., то понятно, что в школу мало кто стремится.

В Ярославской области обеспеченность школьными врачами в малых городах и селах и того ниже - 21%. Большинству школьников медицинская помощь оказывается участковыми педиатрами. И в этой ситуации, по мнению главного педиатра области, заведующей кафедрой поликлинической педиатрии Ярославской государственной медицинской академии Натальи Чёрной, если даже увеличить заработную плату участковым педиатрам еще на 10 тыс., они не справятся, не смогут качественно выполнять работу и в образовательных учреждениях, и на педиатрическом участке.

Да и сейчас, по словам профессора Российской медицинской академии последипломного образования Антонины Грачёвой, участковые педиатры не готовы работать в школе, потому что за лихие 90-е и 2000-е годы объемы преподавания педиатрии первичного звена были «срезаны» в 3 раза. Минздравсоц-развития России это осознает, делаются некоторые подвижки, появляется надежда на улучшение, но проблемы остаются.

- В школы должны прийти выпускники медико-профилактических факультетов вузов, врачи-гигиенисты. Они обладают достаточными знаниями для оказания медицинской помощи и осуществления профилактики, - уверена декан медико-профилактического факультета Северного государственного медицинского университета Галина Дёгтева. - Лечебники не считают престижным труд в образовательных учреждениях, педиатры первичного звена - тоже.

Впрочем, это проблема не только российская, скорее - мирового уровня. Как отметила в своем выступлении председатель Европейского союза школьной и университетской медицины Марина Кузман (Хорватия), она имеет место во многих странах. Для лечебников не привлекателен труд в образовательных учреждениях.

Выход из сложившейся ситуации подсказывает опыт Москвы, которым поделился «главный школьный врач столицы» Дмитрий Панков. По его словам, лет десять назад между системой образования и системой здравоохранения Москвы было некое напряжение и отсутствие взаимопонимания, в связи с тем что школы стали активно приглашать на свою площадку в основном парамедиков. В конце концов обе стороны пришли к мнению, что нужно плодотворно сотрудничать. Решено было позиционировать школьную медицину как медицину, адресованную доклиническим, так называемым пограничным состояниям.

- Сегодня мы, создавая синдромологическую классификацию преморбидных состояний, разрабатываем методы их коррекции, причем на уровне патогенетической терапии. Например, такие распространенные среди неврологов записи, как «очаговая неврологическая симптоматика отсутствует», не разрешаем делать, потому что у 70% детей неврологическая симптоматика наблюдается, пусть и не очаговая, но имеющая очень большое конституциональное значение, - отметил Д.Панков. - Мы сейчас говорим о существовании конституциональных синдромов, они - факторы риска. И к патогенезу теперь относимся совершенно по-другому.

Именно этот подход позволил Москве привлечь кадры в школьную медицину. Открыта кафедра повышения квалификации педиатров по школьной медицине, где все дисциплины преподаются именно с таких позиций, что вызывает большой интерес у курсантов.

- Идет приток молодежи, потому что она поняла: школьная медицина более интересная, чем нозологическая, - поясняет Д.Панков. 

Используя уникальный шанс 

Приоритетным направлением профилактики, конечно же, является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью, создание у них стереотипов здорового образа жизни. И школьные врачи должны в этом помочь.

- Сегодня мы получили уникальный шанс осуществить прорыв в деле формирования здорового образа жизни, - отметил в своем выступлении директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН профессор Владислав Кучма. - И это связано, режде всего, с утверждением нового федерального государственного образовательного стандарта - окумента, где сказано, что школа должна заниматься оздоровительными программами. Без этого, по новому стандарту, ни одно образовательное учреждение работать не сможет.

Существующая сейчас система гигиенического обучения и воспитания обеспечивает только экстенсивный этап обучения, то есть сообщение знаний, но не их закрепление и реализацию в поведении. Кроме того, многие программы по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов.

По мнению участников конгресса, модернизация системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях может сделать медицинские пункты и кабинеты школ центрами здоровья, реализующими, в том числе, программы формирования здорового образа жизни.

- Профилактическая направленность школьных медиков хорошо известна, - говорит Н.Чёрная. - Если помочь отделениям организации медицинской помощи в образовательных учреждениях и финансово и организационно, они будут выполнять свои функции: и первичной профилактики, и формирования здорового образа жизни.

- Педиатрия по сути своей является профилактической, - добавляет Елена Жиляева из Нижнего Новгорода. - Есть ряд приказов, где четко расписаны все возможности диспансеризации и выявления донозо-логической патологии. Зачем сейчас, в условиях нехватки медицинских кадров, создавать центры здоровья, когда в общем-то всё предусмотрено в школьной медицине, если только ее поставить на тот уровень, на котором она должна быть.

- Центры здоровья, безусловно, нужно поддержать, потому что любой центр концентрирует внимание на проблемах, - считает Татьяна Каганова, представлявшая кафедру педиатрии Института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета. - Каких специалистов туда вводить, наверное, каждый регион решит по-своему, в зависимости от возможностей. Однако отвечать за здоровье ребенка должен только педиатр, консолидируя всех: родителей, педагогов, гигиенистов.

По мнению Н.Чёрной, эффективно внедрять профилактические мероприятия и здоровый образ жизни могут только врачи, которые хорошо знают ребенка, его конституцию, условия жизни, социальный статус семьи. Эти моменты известны лишь врачу первичного звена и вряд ли будут доступны педиатру-гигиенисту, который станет работать, например, в обособленных центрах здоровья.

Ставить вопрос, что здоровым ребенком занимается гигиенист, а больным - педиатр, неправильно, считает ряд выступавших. Ребенок сегодня здоров, а завтра болен. Как можно разделить школьную и нешкольную педиатрию? Она - одна.

- Если в центрах здоровья будут трудиться только педиатры, - высказала опасения профессор из Оренбурга Нина Ситко, - то как бы эти структуры не превратились в лечебные центры медицинской диспансеризации, ведь для участкового педиатра и лечебника объектом исследования является больной ребенок. А в центрах здоровья объектом исследования должен быть здоровый ребенок и среда его обитания. Нельзя это смешивать, иначе эффекта не будет.

К сожалению, на сегодняшний день, по словам Н.Ситко, нет врача, который бы полностью соответствовал предъявляемым требованиям для работы в центре здоровья, но есть специалисты с базовым образованием: педиатрическим, лечебным, медико-профилактическим, которых через систему последипломного образования вполне можно подготовить.

- Безусловно, центры здоровья нужны, - подытожила дискуссию Галина Дёгтева. - Но, судя по всему, они будут организовываться на базе поликлиник, больниц, а школа опять останется без внимания.

По мнению участников конгресса, они должны быть открытыми отдельными учреждениями или же создаваться в школах. Как только их «посадят» на базу поликлиники или какого-нибудь лечебного учреждения, они не смогут выполнять задачу, которая перед ними ставится.

Конечно же, круг вопросов, обсуждаемых на конгрессе, не ограничивался обозначенными выше. Он был значительно шире и разнообразнее, вызывал множество дискуссий и толков. Но все выступающие были единодушны во мнении, что необходимо скорейшее утверждение Министерством здравоохранения и социального развития РФ порядка и стандарта оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, которые подготовлены профессиональным сообществом, но, к сожалению, застряли в министерских коридорах.

Участники конгресса выступили с предложением о необходимости введения государственного заказа на послевузовскую подготовку врачей, специалистов по гигиене детей и подростков, дошкольно-школьной медицине, что позволит совершенствовать медицинское обеспечение в образовательных учреждениях. И обратились с просьбой к Мин-здравсоцразвития России ускорить утверждение специальности «дош-кольно-школьная медицина», содействовать повышению оплаты труда медицинских работников отделений организации помощи детям в образовательных учреждениях.

Речь шла и еще об одной больной проблеме - лицензировании. Так, по словам Н.Чёрной, в крупных городах Ярославской области лицензировано только 50% школьных медицинских кабинетов. А в небольших городах и селах - лишь 2 из 75 кабинетов, и мало шансов, что остальные получат лицензии. Потому что школы строились 20-50 лет назад и современным требованиям не удовлетворяют. Следовательно, нависает угроза закрытия медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности.

Помимо сохранения школьного здравоохранения, следует сохранить и специализированную помощь подросткам, поддержать развитие клиник, дружественных молодежи, подростковых кабинетов в диспансерах, подчеркнули участники этого авторитетного собрания.

Судя по той активности, которая наблюдалась на нынешнем конгрессе, созданное несколько лет назад Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья набирает силу. Через год оно будет встречать коллег из многих стран: в июне 2011 г. в Москве состоится уже Европейский конгресс школьной и университетской медицины. Хочется надеяться, что многие из сегодняшних проблем к тому времени будут решены.

Валентина ЕВЛАНОВА, 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru