Вы здесь

Экология души

На страницах «МГ» часто появляются статьи ректора Северного государственного медицинского университета академика РАМН Павла Сидорова. Тематика их разнообразна, от общих проблем российской медицины и регионального здравоохранения он переходит к постановке и обсуждению конкретных вопросов развития науки и образовательного процесса в вузе. В 2008 г. «МГ» назвала его лучшим руководителем медицинского вуза, и обоснование тому дано (см. № 21 от 25.03.09). Человек, которому удается если не всё, то многое. Что это - стечение обстоятельств, удача или что-то другое? Попробуем ответить на эти вопросы и познакомимся с Павлом Ивановичем поближе.

По следам земляка

Архангельская область, Холмогорский район... Рядом, рукой подать, село Ломоносово (бывшая Денисовка), из которого вышел когда-то тот самый, первый академик С.-Петербургской академии наук. Далек был путь отрока до Москвы, но велика была жажда познаний, которая и увела Ломоносова из дома. Это теперь для юных искателей знаний жизнь упростилась, свои вузы, можно сказать, под боком, в Архангельске. Сюда, в медицинский институт, и направился за обретением врачебной специальности только что окончивший школу Павел Сидоров. Выбор этот был сделан школьником давно и сознательно. Да, медицина многогранна, специальностей в ней не перечесть, но уже тогда хотелось ему быть не просто врачом - не давала покоя потаенная мечта: понять, проникнуть в сокрытые таинства человеческого мозга.

Занятный вопрос: талантливые специалисты - это предназначенность врожденная или становятся они таковыми с годами, по мере накопления опыта? Если последнее, то это все-таки не талант, а именно опыт с возрастом. А если верно первое, то, значит, заложено в человеке что-то такое с рождения, когда обретение знаний только ускоряет процесс одоления научных вершин. И что это - Божий дар?

Увлеченность будущей профессией сказалась уже в начальной стадии обучения, когда студенты еще только осваивали общие азы медицины. Первый курс весьма насыщен разнообразными дисциплинами, а вот психиатрия, к которой не терпелось подобраться пытливому юноше, подлежала освоению только на шестом. Далеко это и долго, а мечта не дает пребывать в пассивном ожидании. Невероятно, но факт: уже на первом курсе Архангельского медицинского института Павел Сидоров становится старостой научного студенческого кружка на кафедре психиатрии.

Первокурсник, с успехом одолевший специальный предмет, расположенный на вершине лестницы вузовского обучения... Первокурсник, получивший годичное разрешение на свободное расписание занятий...

Свободное расписание - это не поощрение за отличную успеваемость, это просто рабочая необходимость: так или иначе, но первокурсник оказался вовлеченным в целый ряд научно-исследовательских проектов, которые требовали больших временных затрат. А в результате такого разрешения спрос со студента на других кафедрах был весьма далек от благостного поощрения. Кому ж такое понравится, что он и зачеты сдает не как все, а в удобное для себя время, и лекции то и дело пропускает. Непорядок. Преподаватели к таким нарушениям относились весьма болезненно, а потому и знать каждый предмет нужно было Сидорову более чем основательно, поскольку сразу же стало понятно, что знания «вольноотпущенного» оцениваются по полной программе.

Вспоминает Павел Иванович прошлое, улыбается. Если бы сейчас, говорит, да такая ситуация, то, может, как-то и по-другому бы извернулся, а тогда... ну, просто так вышло. А мне не терпится задать ему вопрос, который не мог не напроситься: а не почувствовал ли он тогда у себя за плечами так называемый маршальский жезл? Начало-то учебы совсем даже необычное. Куда там, отмахивается он, просто было такое ощущение, что выпал нечаянно счастливый шанс, который дал возможность определенным образом проявить себя и в то же время потребовал строгой самоорганизации, выработки своей, личной траектории вхождения в учебу, в жизнь, в медицину, да и в собственное будущее. А вот то, что с первых шагов научился выстраивать, планировать научные исследования и всё это сочетать с учебой, оказалось воистину важной школой.

Но и ко всему прочему, задумчиво добавляет он, нужно еще и ощутить, уловить неуловимое дуновение попутного ветра, почувствовать руку судьбы на своем плече, что уже дозволяет идти вперед, опираясь не на карьерные установки, а на профессиональные результаты, идти в этом русле, не изменяя собственной мечте.

Что ж, и не согласиться с этим нельзя, и кажется мне, что в этом кроется многое.

Ближе к Северу

Вот так и получилось, что к окончанию учебы в институте обладал новоиспеченный доктор Сидоров накопленным научным материалом, достаточным для защиты диссертации. Всего в нем хватало, и массовости наблюдений, и социологических, эпидемиологических, клинических и нейрофизиологических исследований. Диссертация-то была, но ведь нужно было «соблюдать приличия», то есть пройти хотя бы через ординатуру. Это и было сделано, а через полгода после поступления в аспирантуру и состоялась долгожданная защита.

Кажущаяся скоропалительность с достижением ученого звания безусловно понятна, поскольку с научной тематикой, разработки которой хватило в последующем на защиту не только кандидатской, но и докторской, он определился уже на втором курсе. Да собственно говоря, начатые исследования по проблеме зависимых расстройств, обусловленных алкоголизмом и наркоманией в подростковом возрасте, и после этих защит продолжаются им до сих пор. Кстати, нелишне заметить, что по тем временам данная тематика тянула на явную антисоветчину. Еще бы, советская молодежь - самая передовая в мире, и вдруг такая проблема. Но уйти-то от нее некуда, поэтому наверху закрыли глаза на творческие муки въедливого исследователя, и пошла работа без лишнего афиширования.

Сотрудников на кафедре психиатрии было в те годы всего трое -профессор и два ассистента, дополнительных ставок не предвиделось, и новый кандидат наук так и отбыл весь отведенный срок в аспирантуре в надежде на получение места на кафедре. Так ведь в прежние времена случалось и не такое.

Научная работа по проблеме не прекращалась, и с каждым шагом вперед горизонт только отодвигался, мечта о раскрытии таинства функционирования высшей нервной деятельности, отличительных особенностей работы человеческого мозга, будто бы и поддаваясь достижению, как-то незаметно, играючи выскальзывала из рук. Находя ясные ответы на одну задачу, научно обосновывая вероятность развития ранних симптомов подросткового алкоголизма, разрабатывая комплексные меры по его профилактике, приходилось сталкиваться на этом пути с новыми проблемами, новыми вопросами, которые требовали тщательного изучения, анализа, новых методов и подходов к их решению. Хотя тематика для советской власти была довольно нелицеприятной, уйти от проблемы не было никакой возможности, поэтому только и оставалось, что выделить на ее решение необходимые силы и средства и запустить исследования в полную силу. Но не в Москве занозу эту ущупывали, а где-то там, ближе к Северу.

Вот так, в начале 80-х годов, в соответствии с решением Минздрава РСФСР и была создана в Архангельском медицинском институте проблемная лаборатория по изучению раннего алкоголизма, со своим, пусть и немногочисленным, но постоянным штатом. Работа шла комплексная, и к ней то и дело привлекались сотрудники различного профиля, в зависимости от решаемых задач, а значит, и устанавливались контакты с другими кафедрами, клиниками, отделами и лабораториями.

Всё вошло в накатанную колею. И как-то само собой получилось, что практически 10 лет возглавлял уже остепененный специалист совет молодых ученых Архангельской области, завязалось творческое сотрудничество с МГУ, а вскоре в издательстве Московского университета вышла и первая в нашей стране монография Сидорова по проблеме раннего алкоголизма.

А как же без этого?

В ином случае можно было бы легко обойти данный факт, но здесь на нем следует все-таки остановиться. Иначе поди разберись, почему всё сложилось так, а не эдак. Старшему поколению картина эта понятна, но ведь все-таки давно это было, и, значит, стоит сделать небольшое отступление.

Энергичный, молодой специалист вырос в институте на глазах коллектива. Свой, местный, эрудированный, легкий в контактах, умеющий увлекать своими идеями и заманчивыми перспективами. Тут и возникло в партийных кругах (нужно ли напоминать о том, что они собой представляли?) мнение, что достоин Павел Сидоров занять пост секретаря парторганизации медицинского института. Мнение мнением, но попробуй-ка откажись от такого предложения, если не хочешь на корню зарубить собственную карьеру.

Данное обстоятельство важно не тем, что пост по тем временам был куда как ответственный, важным оказалось другое. Да, такая нагрузка безусловно отвлекала от любимого дела, не давала целиком уйти в решение поставленных перед собой задач, требовала больших затрат времени и сил, но именно здесь, в специфике этой работы, и проявил себя молодой специалист перед коллективом. Близкими и понятными ему стали заботы института, и в то же время существенно возросла практика делового общения с людьми (кстати, впоследствии был выпущен и первый в России учебник под названием «Деловое общение», в котором освещались вопросы идеологии и техники безопасности интеллектуального труда). Ну а самое главное все-таки заключалось в том, что удалось завоевать доверие большого коллектива, чему не помешал даже возраст. И говорит это о многом, и много понятнее становится всё, произошедшее несколько позже.

Проректор по науке

Вполне предсказуемым, объяснимым логикой развития жизненного процесса, но уж никак не случайностью, было утверждение в 1990 г. Сидорова проректором по науке. Высокой энергетикой отличался самый молодой в вузе доктор наук, организованностью и продуктивностью научных исследований, нескончаемой чередой проводимых конференций, симпозиумов, школ молодых ученых, что, кстати, никоим образом не сказывалось на исполнении общественных дел и поручений. Значит, ему и карты в руки, и пусть потрудится он на новом поприще.

Да, в энтузиазме не было недостатка, и первым результатом его деятельности в этой ипостаси явилось создание первого в Северном регионе докторского диссертационного совета по новейшей специальности «Жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях». В течение короткого промежутка времени открывается факультет социальных работников, подготовительный факультет, впервые в стране начинается преподавание медицинской экологии, в аудиториях появляются иностранные студенты, и Архангельский институт принимается в члены Европейской ассоциации медицинского образования.
 
Ректор СГМУ

В 1993 г. в институте состоялись выборы нового ректора. Избран был на этот пост 40-летний профессор Павел Иванович Сидоров. И тут нельзя не отметить то обстоятельство, что смена руководства в вузе произошла в очень непростое время начавшихся в стране рыночных реформ. В этой ситуации, которая так памятна нам всем, необходимо было сделать всё возможное, чтобы не утратились традиции сформированных в институте научных и клинических школ, сохранить гуманистическую направленность образования, увидеть перспективы развития вуза и его роль в регионе Европейского Севера. Но не менее важно стало и то, что нужно было в спешном порядке учиться жить и работать в новых условиях, строить академическую науку на той социально-экономической базе, которая начала складываться в стране. В общем, чтобы одерживать верх над обстоятельствами, надо было следовать известному выражению: «Хочешь жить, умей вертеться».

Похоже, умел новый ректор подчинять своей воле любые обстоятельства, заставляя служить их во благо института. Вероятнее всего, что это так, хотя почему бы и не подумать, что та самая рука судьбы, однажды возложенная на плечо, ненавязчиво продолжала вести в нужном направлении.

Да, была у ректора своя предвыборная программа, как же без нее. Вот только у этого человека слово никогда не расходилось с делом. И институт стал меняться буквально на глазах, что я могу засвидетельствовать как обозреватель «Медицинской газеты», которому за эти годы довелось побывать там неоднократно и писать об увиденном. Так, например, в 1996 г., по инициативе ректора, губернатор области пригласил президента Ельцина посетить родину Ломоносова. Состоялась тогда и встреча президента с преподавателями и студентами вуза (что значит быть инициатором!), результатом чего явилось выделение столь необходимых средств на ремонтные работы и переустройство alma mater. Вертелись...

Сегодня Северный государственный медицинский университет (преобразован в таковой в 2000 г.) практически обновлен в целом, как и структурные его подразделения, и всё это выглядит так, что не грех бы сравняться с ним и столичным вузам. Вот так и хозяйственная жилка обнаружилась в арсенале ректора. А ведь учебники, монографии (а таковых уже более 50), не говоря уже о научных статьях, продолжают публиковаться всё с той же завидной регулярностью. И уже в 1996 г. Сидоров избирается членом-корреспондентом Российской академии медицинских наук по впервые введенной специальности «Экология человека». В 2000 г. он становится ее академиком, а в 2007-м -лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и внедрение системного экологического мониторинга, основой для которого послужили методология и идеология программы «АГИС-Здоровье», первой попытки мониторинга общественного здоровья нашей страны.

Размеры газетной полосы не позволяют даже вкратце перечислить все содеянное за эти годы в университете, но стоит хотя бы упомянуть о том, что уже больше 10 лет функционирует в нем Шведско-российский социальный колледж, открыты факультеты клинической (медицинской) психологии и медицинских менеджеров, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, Институт менеджмента и медико-профилактический факультет, Российско-шведский институт клинической клеточной биологии, организовано Северо-Западное отделение РАМН (на базе С.-Петербургского бюро и Северного научного центра). И как не упомянуть о регулярных выпусках журнала «Экология человека» или о том, что в 2008 г. СГМУ стал лауреатом Всероссийского конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений»? Много это или мало, если не перечислено даже и половины того, что сделано, к чему приложил руку ректор и что стало уже привычным и повседневным. Всё, казалось бы, здесь уже есть, нет в университете только покоя, ни в науке, ни в образовательном процессе. Оказывается, энергия руководителя обладает весьма заразительным свойством.

Международная школа здоровья

День сегодняшний уже с утра начинает становиться вчерашним. И с каждым мгновением всё большую значимость обретает день завтрашний. Уверенно войти в него можно лишь не утеряв перспективы, и тут уж весь спрос с ректора. Он капитан корабля, ему и определять и держать курс по известным только ему ориентирам куда-то туда, за горизонт. Который так и не становится ближе.

Казалось бы, совсем недавно, в 1931 г., постановлением Совнаркома СССР был открыт в городе Архангельске самый северный в нашей стране однопрофильный медицинский институт, в котором все практически начиналось с нуля. Это сейчас в нем на 12 факультетах (18 специальностей высшего образования), 60 кафедрах и в 11 институтах обучается около 10 тыс. студентов, и ведут их в медицинское будущее около 500 преподавателей. Цифры впечатляют. И уже и понятно, что теперь всё большее внимание уделяется качеству подготовки специалистов. Это и есть один из приоритетов развития университета.

В 2008 г. проведена реструктуризация управления в СГМУ. Введена должность проректора по качеству, созданное при нем структурное подразделение осуществляет разработку, внедрение и совершенствование системы качества университетской подготовки. К среднесрочным перспективам работы этого отдела следует отнести разработку документации системы качества с созданием руководства, упорядочение рабочих процессов. Ученым советом принят комплексный план мероприятий по формированию системы обеспечения качества подготовки специалистов, одобрена и концепция аудита, проверки как одной из форм контроля в управлении образовательной средой университета. Аудит должен обеспечивать ректорат и деканский корпус достоверной информацией, позволяющей принимать оптимальные решения, направленные на непрерывное улучшение деятельности всех структурных подразделений, обеспечивающих образовательный процесс.

В прошлом году президиум Российской академии образования принял решение о создании в СГМУ исследовательского центра системного мониторинга развития образовательной среды Европейского Севера, работа которого позволит консолидировать управленческий и научно-образовательный потенциал сотрудников университета и коллег из стран Баренц-региона и обеспечит формирование имиджа СГМУ как конкурентоспособного и постоянно развивающегося образовательного учреждения.

Исходя из поставленных правительством задач по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни населения, можно предположить, что всё большее внимание будет уделяться практическим вопросам общественного здоровья, образованию и науке в данной сфере. В этой связи следует, конечно, ожидать развития таких образовательных и научных направлений, как мультидисциплинарная защита общественного здоровья, медицинская экология, превентология. СГМУ уже сейчас является одним из лидеров в этой области и при нем, в рамках международного проекта, функционирует Архангельская международная школа общественного здоровья, реализующая инновационную мультидисциплинарную программу магистратуры в этой сфере, основанную на европейской модели магистрской программы по данной специальности. Она является первой и единственной на сегодня российской школой, принятой в Ассоциацию школ общественного здоровья в Европейском регионе.

Большое внимание в СГМУ уделяется вопросам развития полярной медицины, к чему, собственно говоря, обязывает даже географическое его расположение. Если же учесть то значение, которое придается сейчас арктическим богатствам, спрятанным под снегами и льдом, их освоению и разработкам, то становится ясно, что работы здесь непочатый край и в самых непредсказуемых направлениях. И с этим университет не запаздывает.

Развитие медицины точно отражает характер изменений в общественной жизни, вот почему совсем недавно на смену дисциплины «гигиена труда» пришла более емкая и востребованная «медицина труда». И в таком же соответствии со временем приобретает особую значимость в науке и практике здравоохранения ментальная медицина, по проблемам которой под руководством ректора создан уже и одноименный институт. Оно и понятно, технический прогресс приводит к тому, что сфера умственного труда уже начинает преобладать над физическим, и разрыв этот теперь будет только увеличиваться. Интересно, как скоро студенты медицинских вузов начнут слушать лекции по вопросам не только психиатрии, но и ментальной превентологии?

Много раз и подолгу доводилось мне бывать в Северном государственном медицинском университете, помню, каким он был и как изменился, и каждый раз открывалось в нем что-то новое, для других зачастую еще и неведомое, и оставалось только смотреть, слушать и удивляться. Хотя нет, удивляться ректор, пожалуй, уже отучил, теперь, оказываясь под крышей университета, просто ожидаешь встречи с чем-то новым и захватывающе интересным. И пусть продолжение следует.

Юрий КОРНЕЕВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru