Вы здесь

Штабс-капитан Чичагов и его система лечения

Особая система лечения

В двух томах «Медицинских бесед» более 1500 страниц. В них изложена история медицины от Гиппократа и до конца ХIХ века, подробно рассмотрен уникальный научный и практический опыт лечения, применявшийся автором труда в течение многих лет. Чичагов дает такое определение своей системе: «Создав особую систему лечения... я желал бы доказать, что медицина как наука... должна более всякой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духу, или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».

Насколько необходимы «Медицинские беседы» сейчас для простого терапевта, и как воспримет лечение рядовой невоцерковленный пациент?

Отличительной чертой медицинской системы Чичагова является индивидуализация лечения, применения закона подобия, точный подбор дозы растительных неядовитых средств, приготовленных по особому рецепту. И это-то чрезвычайно актуально в наши дни, так как современный человек испытывает психоэмоциональные нагрузки, отмечается хронизация заболеваний, аллергизация, нестойкий эффект и плохая переносимость медикаментозной терапии. Как утверждает автор «Медицинских бесед», точно подобранные растительные препараты в малых дозах гармонизируют систему регуляции организма, способствуя его выздоровлению.

Смеем надеяться, что ценность медицинской системы Чичагова будет возрастать в наши дни в связи с ухудшением экологической обстановки на планете, потерей духовных ориентиров. Но эту систему надо еще изучить, испытать. А где взять время бедному врачу, где найти необходимые материалы? Следует прежде найти книгу «Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». Она привлекательна статьями современных врачей, их комментариями. Ниже мы более подробно коснемся темы переизданий трудов митрополита. Что касается нашей газеты, которая является популяризатором новых идей, то она впервые опубликовала материал о Чичагове еще в 1990 г. (см. «МГ» № 69 от 10.06.90).

Знатный и славный род

Леонид Чичагов родился 9 января 1856 г. в С.-Петербурге. Его отец, Михаил Никифорович Чичагов, дослужился до звания полковника артиллерии. Мать, Мария Николаевна, принадлежала к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Среди предков нашего героя два адмирала: В.Чичагов (1726-1809) - знаменитый мореплаватель, посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана; П.Чичагов (1765-1849) - русский морской министр, ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей александровской эпохи.

Супругой молодого поручика стала (8 апреля 1879 г.) Наталия Дохтурова, дочь камергера двора Его Императорского Величества, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.Дохтурова. Скончалась она 36 лет от роду в 1895 г. Остались разного возраста (начиная с 9 лет) дочери Вера, Наталия, Леонида, Екатерина. Одна из внучек - Варвара Резон-Чичагова (1914-1999), в замужестве Чёрная, крупный советский ученый-химик, стала игуменьей Новодевичьего монастыря.

Митрополит Серафим, уже будучи на покое (пенсии), в 1937 г. был в третий раз арестован НКВД. Его расстреляли 7 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне. Он тяжело болел и лежал на носилках - в таком состоянии 81-летнего старика привезли на допросы на Лубянку. Невольно возникает вопрос: за какие такие немыслимые злодейства пустили пулю в лоб бывшему владыке? Оказывается, за контрреволюционную монархическую агитацию, оказавшуюся мнимой.

В 1988 г. Архиерейским собором Русской православной церкви Чичагов причислен к лику святых как новомученик. День памяти - 28 ноября/11 декабря.

На досуге изучил врачевание

Это очень редкий случай, когда человек далекий от медицины не только досконально изучил ее секреты, но и создал практически новое направление в ней.

Леонид Чичагов сначала учился в военной гимназии, затем окончил Пажеский корпус, и уж потом Михайловскую артиллерийскую академию.

В 1877-1878 гг. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден тремя боевыми орденами. Однако в 1890 г. на удивление всем блестящий гвардейский штабс-капитан вышел в отставку и посвятил себя служению православной церкви, пройдя путь от старосты Преображенского собора до епископа и митрополита Ленинградского и Гдовского (1928), члена Святейшего синода. В 1933 г. в 77-летнем возрасте уволен на покой.

Нам, однако, интересно, когда и как началось серьезное увлечение Чичагова медициной. Еще во время Русско-турецкой войны глубоко верующий молодой офицер-аристократ научился по-настоящему сопереживать физическим страданиям раненых воинов и тогда же поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. Его походная библиотечка стала пополняться медицинскими книгами, всевозможными «травниками», историческими исследованиями. А сразу после окончания войны с турками штабс-капитан начал интенсивно изучать медицину в Петербургском университете. Так что классические современные методы лечения ему были хорошо известны, но он избрал другой путь оказания помощи своим пациентам, которых у него насчитывалось около 20 тыс., было среди них и много тяжелых, от которых отказались другие врачи.

В 1891-1892 гг. вышел двухтомный труд «Медицинские беседы». И есть в его биографии еще одно свидетельство уже практической помощи раненым. В период Первой мировой войны Чичагов, будучи архиепископом Тверским и Кашинским, непосредственно участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, собирал пожертвования, призывал епархиальный клир вступить в ряды военного духовенства, а приходских причетников - идти на военную службу.

Ко всему Чичагов является автором нескольких чисто богословских книг, занимался иконописью, живописью, сочинением музыкальных произведений.

Оказывается, еще до переиздания «Медицинских бесед» в 1999 г. его внучкой-игуменьей Новодевичьего монастыря шестью годами раньше в С.-Петербурге вышел в свет двухтомник «Да будет воля Твоя», в который вошли многие труды святителя-митрополита. А в 2003 г. он был переиздан в Москве в одном большом томе с прибавлением новых материалов. И наконец, в 2007 г. в издательстве Сретенского монастыря вышло «Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова». А о нем самом в 1977 г. появилась замечательная книга воспоминаний Ф.Краснова-Левитина, где многие страницы посвящены митрополиту.

Так что мы дали читателям полную библиографию медицинской деятельности Чичагова. Изучайте, ибо, как считают специалисты, «Беседы» не потеряли своего значения и сейчас, они относятся к числу интересных историко-медицинских памятников конца ХIХ века.

Лучше один раз процитировать...

...чем много раз пересказывать. Мы попытаемся это сделать, но прежде все-таки сформулируем медицинское кредо Чичагова. По его мнению, главной причиной человеческих болезней являются дефекты крови и кровообращения: «неправильность кровообращения является побуждающей причиной ко всевозможным расстройствам». Лекарственные средства (растительного происхождения), приготовлявшиеся им для пациентов, имели целью воздействовать на кровь и кровообращение. Автор приводит обширные списки используемых им лекарственных растений.

Итак, пройдемся сначала по книге Чичагова «Что служит основанием каждой науки», вышедшей в 1890 г. Вот слова о троическом устроении человека: «...человек сотворен не из одного тела, а также из души и духа. Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога? Наконец, к чему послужит такая наука, если она заботится лишь о доставлении помощи болеющим тканям и не желает знать о существовании души, неразрывно связанной, однако, с телом, и духа, вселяющего страх Божий, возбуждающего совесть и имеющего столь громадное влияние на чувствительную и деятельную сторону человека».

«Если бы человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, - пишет будущий православный иерарх, - то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья. Но мысленная сторона редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, а деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми непотребностями естества и пришлыми страстями».

Размышляя об этиологии болезней Леонид Чичагов пишет: «Вся Библия и Евангелие полны указаниями, что корень человеческих болезней кроется в их страстях. В таком случае в чем же заключаются причины болезней? Этот вопрос разрешается весьма легко, как только вникнуть в действие страстей на организм человека. Более чем ясно, что всякая страсть, влекущая к вредному образу жизни, увлечениям, необузданности характера и т.д., прежде всего производит порчу крови и порождает неправильность кровообращения; недоброкачественная кровь, питая ткани, изменяет их свойства, а измененное кровообращение производит приливы крови только к известным органам и тканям или частям тела и нарушает их деятельность. Болезнь же есть не что иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса».

Положим, наше общество, находящееся в состоянии почти полного безверия, подобной православной дидактикой не проймешь. Но говорить об этом надо.

Теперь процитируем немного сам двухтомник «Медицинские беседы». Вот одно из основополагающих мест: «Вражда и преследование - это главные награды, благодарность некоторых больных - это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые немыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах народа низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остается одно: молчать, терпеть и выслушивать нарекания. Молчать, пока не наступит час, когда можно будет заговорить, не боясь за судьбу своего детища; терпеть, пока масса излеченных не заставит врагов лечения отнестись к нему с уважением; выслушивать нарекания, пока хулители и недруги, устыдясь своего пусторечия и злостного отношения, не обратятся сами за помощью в болезнях и не станут кланяться тому же человеку, которого несколько дней тому назад бранили».

Эта довольно пространная философская концепция. А вот конкретные выводы. Чичагов критиковал многие современные по тем временам медицинские концепции, поднимал на щит достижения народной медицины, описывал развитие медицины у древних народов и делал акцент на использование целительных сил природы. В этом плане интересно его утверждение о том, что «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут». Поэтому главным лекарством своей фармакологии он сделал препарат из сосны, который назвал БАЗИС. На самом деле он применял для лечения многие десятки трав, произрастающих как в России, так и в зарубежных землях. Мы не вправе давать ни одного рецепта Чичагова, это прерогатива лечащего врача. Из минеральных источников он использовал только серу, известь и минеральные воды. «Мои средства безвредны, предлагаются в малых дозах и действуют динамически, а не механически», - пишет автор. По каждому своему лекарству Чичагов дает критический обзор литературы, используя народные лечебники и даже рукописные источники монахов-знахарей. Главное же он черпает из гомеопатической литературы и собственных прувингов (испытаний) лекарств на больных.

Следует добавить, что 10-летняя активная медицинская деятельность Л.Чичагова сопровождалась яростной критикой, клеветой и преследованиями.

Как бы там ни было, личность митрополита Серафима несомненно достойна того, чтобы мы поминали его добрым словом.

Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru