Вы здесь

Здравоохранение: «ремонт» законов

Есть две новости, обе пришли в редакцию почти одновременно. Но какая из них хорошая, а какая плохая, сказать пока не могу. Быть может, обе хорошие?



Вот они: Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О донорстве крови и ее компонентов»; глава государства известил, что подготовлен ряд предложений по законодательному изменению в сфере службы здоровья.


Закон, что дышло. Если его поправить



Свое сообщение Президент РФ сделал, открывая совещание по вопросам совершенствования системы здравоохранения в рамках реализации концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г. - «Стратегия-2020». «Об успехах мы много говорим, но есть и очень много проблем, которые известны и нам, и самое главное - которые доставляют массу неприятностей нашим гражданам», - заметил Дмитрий Медведев. Сказав о законодательных предложениях в сфере здравоохранения и медицинского страхования, он добавил, что нужно изучить и альтернативные позиции.



Поскольку о таковых речь в докладе главы Минздравсоцразвития России Татьяны Голиковой не шла, а была представлена только раз работанная министерством «дорожная карта» законодательных изменений, расскажу о сути дела.



Как известно, в прошлом году, несмотря на протесты медицинского сообщества, был принят Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». А годом раньше законодательная база здравоохранения пополнилась федеральными законами № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».



Но едва они вступили в силу, как из рога изобилия посыпались бесчисленные поправки. Не стану утомлять их перечнем - сие ни в сказке сказать, ни пером описать. В первый из них поправки вносились, например, в октябре 2010 г., в ноябре 2011 г., а в марте нынешнего года Правительство РФ вновь внесло в Госдуму очередной проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»...



Между тем на пороге - новые перемены. В Комитете Госдумы РФ по охране здоровья созданы рабочие группы, которые, по словам его председателя Сергея Калашникова, обобщат замечания и предложения по всем этим трем законам. Поправки в них, как заметил депутат, «валом пошли» еще с начала весны.



Вот его мнение о законе о лекарственном обеспечении: «Это не закон, а инструкция по регистрации лекарственных препаратов, которая ее более эффективной не делает, проблему удешевления лекарств не решает, более того, разрушает отечественную фармацевтическую промышленность». Об ОМС: «То, что мы имеем в результате его, на страхование вообще не похоже.  Основа страхования – вероятность наступления страхового случая. В законе же эта природа вообще исчезла, взносы на ОМС – просто еще один налог на население, обеспечивающий частичное финансирование медицинской помощи».



Законы об ОМС и об основах охраны здоровья «не только не прояснили ситуацию с той моделью здравоохранения, которую мы внедряем, но и еще больше запутали ее», полагает С.Калашников. В основу последнего из них, говорит он, «была положена неудачная стратегия, неверная модель, сейчас мы это и расхлебываем».



«Без базовой модели российского здравоохранения все эти законы будут лоскутным одеялом, – убежден новый глава комитета новой, 6-го созыва, Госдумы РФ. – Поэтому экспертное сообщество должно обсуждать не только частные вопросы, должен быть и совет, который обсуждал бы концепцию здравоохранения».



Куда приведет «дорожная карта»?



А глава Минздравсоцразвития не сомневается, что дорогу законодательных изменений в здравоохранении и медицинском страховании проторит «дорожная карта». Ее Т.Голикова и представила на указанном выше совещании.



Так, по словам министра, в текущем году продолжится передача полномочий по организации оказания медицинской помощи на уровень субъектов РФ. В будущем году вступят в силу единые стандарты и порядки оказания медицинской помощи, на региональный уровень будут переданы основные полномочия по лицензированию меди цинской деятельности. В 2014 г. субъектам Федерации планируется передать полномочия по обеспечению лекарственными препаратами пациентов с отдельными заболеваниями, а также начать реализацию пилотного проекта по возмещению стоимости лекарственных средств в амбулаторных условиях для льготных категорий граждан. В следующем году предстоит внедрить независимую медицинскую экспертизу, создать критерии оценки качества медицинской помощи. В 2016 г. будет внедрена аккредитация медицинских работников. Запланирована оценка эффективности указанного пилотного проекта. Намечается также принять окончательное решение о возможности всеобщего перехода на лекарственное страхование или систему возмещения стоимости лекарственных средств для льготных категорий граждан.



Такие вот планы в общих чертах... Куда приведет всё это отечественное здравоохранение, которому выпала такая «карта», трудно сказать. Ведь концепция его развития до 2020 г., которая должна была определить на основе системного подхода основные цели, задачи и способы совершенствования здравоохранения, до сих пор не утверждена. Хотя сделать это планировалось еще в 2009 (!) году, а с 2010 (!) года должна была начаться ее обкатка в пилотных регионах с последующим (2016–2020 гг.) тиражированием на всю Россию!



Но сколь ни билось медицинское сообщество, нет концепции. Зато есть карта. Не будет ли она, как говорится у игроков, бита без conceptio, в переводе с латинского – без определенного замысла?



Пытаясь заштопать лоскутное одеяло



А штопанье старого лоскутного одеяла законодательства здраво охранения между тем вовсю продолжается. Вот и принятый на днях Госдумой в первом чтении вышеупомянутый закон «О донорстве крови и ее компонентов» призван заменить действующего без малого два десятка лет его предшественника.



Подробнее об этом законодательном акте мы еще расскажем, когда он выйдет на финишную прямую – одобрение в Совете Федера ции и подписание Президентом РФ, обрастя к тому времени кучей поправок. А сейчас отмечу только, что с его помощью в стране намечается увеличить число доноров в 8-10 раз. Сейчас на каждую тысячу человек в столице приходится всего 7-8 доноров, в среднем по России – 14. Необходимо же хотя бы по 40 человек, как в США и Канаде. Ведь в донорской крови нуждается 1% наших сограждан – до 1,5 мл человек, для которых это вопрос жизни и смерти.



Готов ко второму чтению в Госдуме проект федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статью 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Им предусматривается усилить административное наказание за нарушения санэпидтребований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.



На официальном сайте Минздравсоцразвития России размещен для широкого обсуждения и предварительного «тестирования» заинтересованными гражданами, коллективами учреждений, организа ций, профессиональными и общественными объединениями проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской от ветственности медицинских организаций перед пациентами». Его основная цель – создание эффективного, доступного для населения механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи в любой медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.



На заседании Президиума Правительства РФ рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он предусматривает изменения в порядок государственных и муниципальных закупок лекарственных средств, которые, по мнению Владимира Путина, «нуждаются в корректировке». По словам премьера, действующие сейчас правила позволяют заказчикам идти на разного рода ухищрения, искусственно ограничивать круг поставщиков, подыгрывать монополистам, закрывать доступ к заказам независимым производителям.



По весне в Госдуме прошли организованные ее Комитетом по охране здоровья «круглый стол» по медико-биологическим проблемам сезонного перевода времени, парламентские слушания о частно-государственном партнерстве... Значит, на подходе соответствующие за конопроекты...



Что день грядущий нам готовит?



Федеральному собранию РФ предстоит, словом, в ближайшее время принять немало законов, касающихся здравоохранения, а значит, каждого из россиян. Как сообщила на встрече представителей Минздравсоцразвития России и Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам инвалидов Татьяна Голикова, «на этот год у нас в плане 12 законопроектов». Среди них министр назвала, в частности, законопроект «О защите населения от последствий потребления табака», который будет внесен на рассмотрение Госдумы в начале лета. Активно ведется работа над проектом федерального закона о биомедицинских клеточных технологиях, к концу года будет подготовлен еще один «биомедицинский» законопроект – о биологических тканях, в том числе и о криобанках, где они могут долгое время храниться.



Свои наработки есть у Российского союза промышленников и предпринимателей, где недавно прошла конференция «Новое законодательство в здравоохранении. Возможности и сложности для рынка медицинских технологий». Готов пакет поправок к закону о лекарственном обеспечении у Федеральной антимонопольной службы, хлопочет о поправках в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в законопроект «О федеральной контрактной системе» Всероссийский союз пациентов...



Что касается будущего закона о лекарственном обеспечении, вокруг которого в медицинском сообществе в последнее время много разговоров, то, как считает С.Калашников, «к сожалению, наработок по этой теме нет, пока мы слышим только заявления представителей Минздравсоцразвития, видим мощное давление со стороны фарма цевтических фирм». А вот Т.Голикова заявила журналистам, что ле карственное страхование – в первую очередь для льготников, детей, больных некоторыми хроническими заболеваниями – будет введено уже в 2014–2015 гг.



Всё это – не считая забот Минздравсоцразвития России о разработке подзаконных актов для Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые отрегулируют механизмы его реализации. В том числе, в части предоставления платных и бесплатных медицинских услуг, порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядка выбора пациентом медицинской организации и многих других прописанных в законе положений.



– Значит, так и будем штамповать «некондиционные» законы, а потом без конца их штопать? – спрашивают журналисты у С.Калашникова.



– Жизнь не стоит на месте. Конечно, нужно сразу принимать хороший закон, но раз уж не приняли, нам что, жизнь остановить? Нельзя обсуждать реформу здравоохранения вообще, нужно решать конкретные вопросы, – ответил Сергей Вячеславович.



Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru