Вы здесь

Испытание жизнью

История ухода за больными и ранеными в нашей стране неразрывно связана с деятельностью московских общин сестер милосердия. Они формировались на основе отечественных нравственных, профессиональных и бытовых традиций и тесно сотрудничали с Российским обществом Красного Креста.

Первая ласточка

Первая община сестер милосердия в Москве – Никольская – возникла при Дамском попечительстве о бедных. Ее организовали 1848 г. во время эпидемии холеры супруга московского генерал-губернатора княгиня Софья Степановна Щербатова и доктор Фёдор Петрович Гааз.

Сестры ухаживали за больными в Первой градской больнице и в учрежденной Ф.Гаазом больнице для чернорабочих, которую впоследствии переименовали в честь императора Александра III. Сестры контролировали действия сиделок, читали больным духовную литературу, заботились об их спокойствии и утешении. Кроме того, они узнавали о состоянии бедных больных, находившихся у себя дома, чтобы помочь им из средств Дамского попечительства. По просьбе частных лиц сестер отпускали для ухода за больными на дому.
В 1865 г. тридцать сестер московской Никольской общины во главе с ученицей Ф.Гааза княгиней Наталией Борисовной Шаховской переселились в дом на Покровской улице. Они продолжали работать сестрами милосердия в Полицейской больнице и других бесплатных больницах Москвы для чернорабочих (прежде всего Яузской и Старо-Екатерининской на Мещанской улице).

В 1868 г. Н.Шаховскую официально назначили начальницей новой общины «Утоли моя печали», а ее заместительницей – вдову статского советника Елизавету Григорьевну Бушман. В 1872 г. община переехала в Лефортово (Госпитальная площадь), где постепенно открылось несколько благотворительных учреждений: детский приют, женское училище, больница, амбулатория, аптека, убежище для престарелых сестер милосердия.

Больница общины получила собственный устав и поступила под надзор Московского врачебного управления. Княгиня Н.Шаховская привлекала к работе видных российских врачей – С.Боткина, А.Остроумова, Г.Россолимо, Д.Корсакова и других.

Новые силы призрения
После отмены крепостного права вследствие реформы 1861 г. в России появилось большое количество людей без средств к существованию (бездомные, нетрудоспособные, безработные, брошенные сироты и т. д.). Это обстоятельство вынуждало правительство привлекать через церковь новые силы к общественному призрению. Самая крупная из них – епархиальная Владычне-Покровская община сестер милосердия. Она была учреждена в конце 1869 г., подчинялась Московскому митрополиту и возглавлялась бывшей игуменьей Серпуховского монастыря Митрофанией (Прасковья Розен).

При Владычне-Покровской общине функционировали больницы, амбулатория, аптека, детский приют, общеобразовательная, фельдшерская и шелководческая школы, рукодельные мастерские. В приемном покое врачи ежедневно и бесплатно обслуживали в основном живших поблизости малоимущих рабочих.

Три московские общины сестер милосердия были созданы Российским обществом Красного Креста: Александринская (1888), Иверская (1894) и воссозданная Никольская (1914).

Испытание будущих сестер Красного Креста продолжалось не менее года. Оно включало в себя практическую и теоретическую подготовку к уходу за больными и ранеными под руководством главного врача общины и сестры-настоятельницы, а также проверку нравственных качеств, необходимых для служения. Практические занятия проходили в собственных боль ницах, аптеках и тех лечебных заведениях, с которыми община имела договоренность. Сестра-настоятельница учила испытуемых ведению всех видов хозяйства.
По окончании занятий проводились итоговые экзамены. Успешно сдавшие их и признанные достой ными утверждалась в звании сестры милосердия Попечительским Советом. Это фиксирова лось в послужном списке. Сестра получала установленной формы свидетельство. После 5 лет безупречной службы сестру удостаивали особого зна ка отличия и диплома. По аналогии с другими московскими общинами таких сестер называли «крестовыми».

В общинах складывались свои традиции, например представление о форме сестер милосердия: длинное хлопчатобумажное платье с белыми манжетами, белый головной убор, прикрывающий грудь, с вырезом для лица. Это – прообраз профессиональной одежды современной медицинской сестры. Внешним знаком отличия сестер милосердия служили вышитые красные кресты на передниках и белая повязка с таким же крестом. Красный крест на белом фоне – эмблема Женевской конвенции и Международного комитета Красного Креста, принятая и РОКК.

При общинах, входивших в состав РОКК, работали аптеки, хирургические и терапевтические клиники, амбулатории, прием в которых вели лучшие врачи города.

Сотрудничала с РОКК, хотя формально и не зависела от него, Павловская община сестер милосердия. Она возникла в 1901 г. и функционировала как самостоятельное благотворительное учреждение для оказания всесторонней помощи бедному населению Москвы. Это была единственная московская община сестер милосердия, куда принимали замужних женщин и где сестры не жили постоянно. Главным образом они навещали больных и нуждающихся на дому.

«Крестовая» доброжелательность…
В 1909 г. великая княгиня Елизавета Федоровна Романова создала знаменитую Марфо-Ма-риинскую обитель милосердия. В любимое детище она вложила всю душу и щедро употребляла личные материальные средства. Община предназначалась быть лазаретом и просветительским центром.

Доброжелательная семейная атмосфера видна, например, из трогательного материнского отношения Высокой настоятельницы к послушницам и детям. По воспоминаниям одной девочки-сироты, взятой на воспитание в Марфо-Мариинскую обитель и работавшей впоследствии помощницей провизора в аптеке, Великую княгиню они видели каждый день. Елизавета Федоровна не забывала своих воспитанниц и часто присылала им сладости. На лето она отправляла девочек отдохнуть в имение князей Юсуповых или графа Апраксина.

Об усилиях княгини возродить в России дух деятельной любви к ближнему английский писатель С.Грэхам писал так: «Это замечательное учреждение новой России, и в то же время оно является и частью старой России; молодой отросток с прорастающими листьями, появившийся на старом многовековом дереве российской Церкви... Это новое учреждение; оно обслуживается молодыми и имеет новую жизнь... Их религия — это религия добрых дел. Они навещают, одевают, утешают и лечат бедных, и всё то производит чудеса. Цветы появляются там, где они проходят...»

Сестрами обители становились молодые женщины из самых разных слоев общества, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Они не давали монашеских обетов, ибо вступали в обитель не навсегда, а на какой-то срок. В Уставе значилось одно условие: где бы ни работали сестры, как бы далеко они ни расселялись по лицу земли Русской, московская обитель милосердия должна непременно оставаться их духовным центром, своего рода семейным очагом. В нем они черпали поддержку и по временам возвращались сюда для отдыха и укрепления сил. Трудились здесь и миряне.
 
Деятельность обители простиралась далеко за ее пределы. Беднякам, приходившим из округи, лекарства в аптеке отпускались бесплатно, остальным – со скидкой. Были открыты общежитие для детей-сирот, воскресная школа для полуграмотных или безграмотных женщин и девушек. Существовала также столовая для бедных, где выдавались обеды (в первую очередь женщинам, обремененным многочисленной семьей и занятым на поденной работе).

Труженики обители искренно считали, что каждый человек – независимо от его расы, наци-
ональности, вероисповедания, пола, возраста, социального положения, личных достоинств или недостатков – имеет право на их заботу. И бродяга, и простолюдин, и прокаженный, и убогая вдова, и сирота, и нежеланный ребенок, и даже плод во чреве матери – всем им по мере возможности надлежит оказывать сострадание и милосердие. Благоговейное отношение к человеческой жизни – одна из высших добродетелей. Проповедуя это, насельницы обители делали услуги врачевания доступными для всех нуждающихся, включая изгоев общества, осужденных и врагов.

Все сестры проходили курс элементарных медицинских знаний, чтобы при амбулаторном посещении больных на дому уметь оказать первую помощь. Те из них, кто работал в больнице, дополнительно слушали специальные медицинские курсы. Больница Марфо-Мариинской обители считалась образцовой во всей Москве и пользовалась такой блестящей репутацией, что туда часто направляли самых тяжелых, лежачих больных из других госпиталей. Обительская больница была небольшой: всего 20 мест. В ней периодически дежурили лучшие врачи города. Многие хирурги оперировали бесплатно. Московские доктора изумлялись уходом за больными и методам лечения в обители, особенно когда выздоравливали, казалось бы, абсолютно безнадежные пациенты.

Об отношении к больному человеку рассказывается в жизнеописании настоятельницы обители Елизаветы Фёдоровны Романовой. Иногда во время ночного обхода, когда кто-нибудь из пациентов метался от боли и звал на помощь, она просиживала у его постели до рассвета, всеми силами облегчая страдания. Обучая сестер, Елизавета Фёдоровна старалась привить им наравне с практическими медицинскими знаниями нравственную и деон-тологическую культуру.

Суть такого служения людям хорошо передает эпизод, описанный Л.Миллер. После отречения царя Николая II от престола однажды днем в обитель вошла группа развязных подвыпивших людей, по виду преступники, недавно выпущенные на свободу. Они вели себя нагло, выкрикивали непристойные слова. Один из них, увидев великую княгиню, двинулся к ней, крича, что «она теперь не ее высочество, и кто она такая теперь?» Елизавета Федоровна спокойно ответила, что она здесь служит людям. Тогда он, видимо, в качестве доказательства потребовал, чтобы она перевязала его рану в паху – отвратительную, издававшую тошнотворный запах язву. Княгиня посадила его на стул и, встав перед ним на колени, промыла рану, положила лекарство, забинтовала и попросила его прийти на следующий день для перевязки, предупредив, что иначе может начаться гангрена. Человек был озадачен и смущен. Он не знал, как реагировать. Наконец, он опять спросил: «Кто она такая?» Высокая настоятельница смиренно повторила, что она здесь обслуживает больных.

Традиции живы
Итак, московские общины сестер милосердия середины XIX – начала XX века внесли огромный вклад в здравоохранение России. Их деятельность является развитием той традиции ухода за больными и ранеными, которая исстари существовала на Руси. Реализация этой отечественной традиции приняла упорядоченные формы, всецело поддерживалась обществом и государством. Сестры милосердия выполняли важную социальную функцию, приходя на помощь государству в призрении сирот и престарелых, а также оказывая качественную и доступную медицинскую помощь неимущим и нуждающимся слоям населения.

С течением времени к сестрам милосердия предъявлялось всё больше требований, расширялся круг их обязанностей, росла квалификация. Именно здесь продолжали формироваться не только современная практика ухода за больными, но также профессиональная этика и философия, на которых базируется сестринское дело сегодня.

Константин ЗОРИН,
старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии
Московского государственного
медико-стоматологического
университета.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru