Вы здесь

Начинать с первого класса

За последнее десятилетие значительно ухудшилось состояние здоровья учащихся образовательных учреждений: отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Определенные изменения претерпела структура заболеваемости. Среди функциональных отклонений у школьников произошло увеличение доли расстройств сердечно-сосудистой системы, невротических реакций, миопии слабой степени и нарушений обмена веществ, преимущественно за счет увеличения процента детей с дефицитом и избытком массы тела, а в структуре хронических болезней вырос удельный вес болезней органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. В младших и средних классах сохраняется стабильно высокий (13-16%) процент детей, часто (4 и более раз в год) болеющих простудными заболеваниями. Результаты научных исследований совпадают с данными массовых профилактических осмотров учащихся, проводимых ежегодно в образовательных учреждениях.

Вопреки растущему организму

Научные исследования свидетельствуют о том, что успешность обучения в школах в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности детей и подростков, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений, и особенно для школ с углубленным содержанием обучения, характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы - интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств (персональных компьютеров, видеотехники).

Комплексное воздействие всех этих факторов приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии. Безусловно, негативное влияние оказало существенное ухудшение качества питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, особенно учеников средней и старшей школы, а также сокращение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

Неблагоприятное воздействие факторов обучения на состояние здоровья детей и подростков требует совершенствования медицинского обеспечения учащихся. Профилактические и оздоровительные технологии, которые можно реализовать в образовательных учреждениях, должны быть направлены на предотвращение возникновения патологии и оздоровление детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата; профилактику переутомления и нервно-психических расстройств; оздоровление детей, часто болеющих респираторными вирусными инфекциями, учащихся с нарушениями зрения; предотвращение возникновения отклонений и оздоровление детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения, нарушениями питания и обмена веществ. Оздоровительные мероприятия также включают вита-минопрофилактику в образовательных учреждениях, гигиеническое обучение родителей.

В настоящее время в ряде образовательных учреждений России накоплен опыт организации профилактической и оздоровительной деятельности. Вместе с тем, по данным органов управления здравоохранением, в регионах уделяется недостаточное внимание этим направлениям медицинского обеспечения подрастающего поколения: только в 67% территорий работа проводится систематически, причем в ней участвуют в среднем всего лишь 39% школ.  Из  них:

- в 71% учреждений осуществляется профилактика возникновения и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (проведение физкультурных минуток, корригирующей гимнастики, лечебной физкультуры и др.);
- в 52% - профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья у учащихся (используются глицин, цветомузыка, фитотерапия, аутотренинг и др.);
- в 65%   - проводится оздоровление учащихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции (закаливание, лечебная физкультура, физкультурные занятия на свежем воздухе, некоторые методики восстановительной медицины (физиотерапия) и др.);
- в 63% - осуществляется профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией (используются гимнастика для глаз, методики Аветисова, Дашевского, Шерда и др.; особое внимание уделяется учащимся, занимающимся в компьютерных классах, а также ученикам начальной школы).

Данные об охвате горячим питанием учащихся школ существенно различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации (от 32 до 72%). В 41% субъектов РФ имеются 1-3 школы с организацией щадящего питания для учащихся с заболеваниями органов пищеварения, на остальных территориях таких школ нет.

В 43% территорий России используются другие формы и методы профилактической и оздоровительной работы: профилактика йоддефицитных состояний, динамический спортивный час, массаж, закаливание в бассейне, массаж биологически активных точек, физиотерапевтические процедуры, музыкальные перемены, оздоровление в загородных и городских лагерях. Практически во всех регионах существуют региональные программы гигиенического образования и воспитания школьников.

Следовать главным принципам

Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении обязательно предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, родителей. Основными принципами их организации и проведения должны быть: комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.; непрерывность; максимальный охват программами всех нуждающихся в оздоровлении учащихся с определением у каждого ребенка индивидуальных показаний и противопоказаний к проведению оздоровительной технологии; интеграция, по возможности, программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс образовательного учреждения; преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления; применение простых и доступных технологий; формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала, педагогов и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий; повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.

Неотъемлемой частью любой оздоровительной работы являются меры, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора. Установлено, что при оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья учащихся на 11%, при этом нет необходимости в значительных материальных затратах. Проведение комплексного оздоровления детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, во всех видах общеобразовательных учреждений регламентируется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.4.1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Рекомендательный характер носят пособие для врачей «Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях», утвержденное МЗ РФ 22.01.2002, и «Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях», утвержденные заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ В.Стародубовым 15.01.2008 № 206-ВС.

Двигаться и еще раз двигаться!

Как уже отмечалось, ведущее место в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки, плоскостопие и сколиозы. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала к окончанию обучения. На формирование патологических изменений костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несовершенство школьной мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, нерациональная сменная обувь, низкая физическая активность, сидячая рабочая поза, нарушения баланса макро- и микронутриентов в питании. Поэтому здесь без совместных усилий медицинского персонала образовательных учреждений, педагогов и родителей успеха не добиться.

Задачами медицинского персонала образовательных учреждений является раннее выявление нарушений опорно-двигательного аппарата при профилактических осмотрах и контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, правильностью рассаживания детей за столами. Медицинские работники должны разъяснять родителям необходимость проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в домашних условиях, обучать педагогов и родителей приемам гимнастики и физкультурных минуток. Эффективным средством профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата является увеличение ежедневной двигательной активности учащихся с включением в каждое занятие, в том числе во время физкультминуток и физкультпауз, специальных упражнений, укрепляющих костно-мышечную систему.

В современных образовательных учреждениях, а особенно в учебных заведениях с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса и введение инновационных технологий во многих случаях приводят к повышению утомляемости учащихся, их невро-тизации и увеличению распространенности пограничных психических расстройств. Работа по профилактике утомления заключается в выявлении степени невротизации учеников путем проведения специального тестирования и своевременной коррекции организации и интенсивности учебного процесса. Уменьшает утомляемость учащихся проведение на уроках физкультминуток, профилактический прием аминокислоты глицин и поливитаминов.

Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья детей и подростков занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия, распространенность которой среди учащихся образовательных учреждений достигает 25-30%. Безусловно, очень важным является раннее выявление так называемых групп риска - учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Разработаны методы профилактики, выявления и коррекции начальных форм нарушения зрения, а также эффективные технологии предотвращения прогрессирования близорукости у детей.

К числу основных причин, обусловливающих в настоящее время заболеваемость учащихся, снижение их умственной и физической работоспособности, относятся острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Приступая к занятиям после болезни, учащиеся-реконвалесценты сразу включаются в учебный процесс и несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Эта нагрузка часто не соответствует функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3-6 недель после болезни.

При осуществлении оздоровительных мероприятий в отношении детей и подростков, находящихся после болезни в восстановительном периоде, следует помнить, что важнейшим условием их эффективности является правильная организация режима дня и рациональное питание. Общая физиологическая регламентация и чередование различных видов деятельности учащихся оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие, способствуя повышению иммунобиологических функций организма. В настоящее время научно обоснованы различные компоненты режима - длительность занятий, отдыха и сна, интенсивность физических упражнений и рацион питания детей, перенесших ОРВИ, и лиц, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, комплексное использование профилактических и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях позволяет:

- добиться улучшения состояния здоровья у 10-15% учащихся с хроническими болезнями органов пищеварения, а в 75-80% случаев - достичь стабилизации патологических процессов;
- улучшить состояние опорно-двигательного аппарата у 60% школьников;
- снизить заболеваемость ОРВИ у часто болеющих детей в 4 раза при сокращении продолжительности каждого случая заболевания в среднем на 2 дня, а также способствует снижению в 2-3 раза числа повторных ОРВИ, уменьшению частоты осложнений;
- сократить число учащихся с психосоматическими и вегетативными расстройствами;
- нормализовать зрение или достичь стабилизации патологических процессов более чем у 30% учащихся с нарушениями зрения.

Наиболее высокие результаты при использовании профилактических и оздоровительных программ наблюдаются при систематическом проведении их, начиная с 1-го класса.

В настоящее время НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводит совместную работу с общеобразовательными учреждениями, имеющими или желающими получить статус «Школа здоровья», по отработке различных современных оздоровительных технологий и оценке их эффективности.

Владислав КУЧМА,
директор
НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков НЦЗД РАМН,
главный внештатный специалист
Минздравсоцразвития России
по гигиене детей и подростков,
профессор.
Людмила СУХАРЕВА,
заместитель директора,
профессор.
Ирина РАПОПОРТ,
ведущий научный сотрудник,
доктор медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru