Вы здесь

Леонид КОСТЮК: В цирк приходят больными, уходят здоровыми

Минуло полвека как Леонид Костюк, генеральный директор, художественный руководитель Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского вышел на арену под огромным шатром. Каковы слагаемые столь активного творческого долголетия? Об этом -беседа корреспондента газеты с народным артистом РФ, профессором Российской академии театрального искусства, президентом Гильдии артистов циркового искусства, лауреатом международных конкурсов Л.Костюком.

- Как случилось, что арена стала вашей жизнью? Во время гастролей цирка в США газеты писали, что вы «родились в чемодане»...


- Цирк знает немало династий. Вот и мои родители тоже были цирковыми людьми. Отец учился когда-то в цирковом училище с М.Н.Румянцевым - будущим знаменитым Карандашом. Они выступали вместе в Москве, на Цветном бульваре, в парке им. Горького. В семейном архиве сохранились письма, которые отец писал Михаилу Николаевичу - своему товарищу с фронта...

Так что с малолетства я был окружен цирковой атмосферой. С родителями объездил всю страну - от Москвы до Владивостока. Я и появился на свет во время их гастрольной поездки, в поезде. Моей люлькой стал дорожный чемодан. Как-то подсчитал: в детстве сменил около 70 городов и школ.

Папа, как и его партнер, были известные эквилибристы. Мальчишкой я научился стоять на одной руке, на голове, прыгал, балансировал на вольно стоящей лестнице, кидал семь колец...

Аттестат о среднем образовании я получил в Оренбурге. Поступил в цирковое училище почти с готовым номером. Через полгода меня перевели сразу на третий курс. И уже через год вручили диплом. Вот уже полвека,   как я служу цирку.

- И что - ни разу не пожалели о своем решении?

- Такого не было. Хотя пацаном мечтал поначалу стать летчиком, летать, как Валерий Чкалов. Строил авиамодели. Увлекался легкой атлетикой. Получил даже первый взрослый разряд по классической борьбе. Но всё больше и больше влюблялся в цирк. Поработав артистом, поступил на заочное отделение ГИТИСа. С дипломом режиссера цирка, эстрады и массовых представлений стал готовить прологи, спектакли... Моим постановкам аплодировали в США, Германии.

20 лет обучаю будущих артистов, режиссеров цирка как профессор Российской академии театрального искусства. Мои бывшие студенты успешно работают и у нас в цирке, и на манежах других городов, в том числе и зарубежных.

- Чем объясняете свой выбор першевого эквилибра как основного жанра?

- Мне предлагали работать на турнике, стать ловитором (тем, кто ловит гимнастов), идти в воздушный полет, делать переходную лестницу... Однако с детства почему-то запала в память картинка: стена Софийского собора в Киеве, а на стене - скоморох с шестом-першем на голове... С восторгом наблюдал, как работают эквилибристы Семадо, Половневы, Фран-цузовы, демонстрируя чудеса баланса, непринужденно - так кажется со стороны - поддерживая на высоте двух-трех гимнастов. Мне казалось, что я никогда не смогу научиться этому.

Помог случай. Номер оказался без «нижнего». Меня попросили выручить. Решил попробовать. В пять утра поехали в цирк. Поставил перш на лоб. Партнер залез на верхотуру. Оказалось, что у меня природный баланс... Впоследствии работал с разными першами -3, 5 м длиной. На шесте в 10,5 м спокойно держал двоих, а то и троих партнеров. В течение дня общий вес, которым приходилось балансировать, достигал порой полтонны! И ничего...

- А как же травма?

- Беда подкралась неожиданно. Снимался советско-чешский фильм «Соло для слона с оркестром». Мы исполняли в нем свой трюк. Я держу перш на лбу. Два артиста работают наверху. И вот один начал спускаться. Обычно партнер притормаживал при этом, но здесь под жаркими софитами металл «вспотел», и гимнаст резко заскользил вниз. Я словно бы услышал, как хрустнули шейные позвонки. Искры из глаз. Превозмогая боль, сумел сделать еще один дубль. Но уже понимал - что-то неладное.

Боль не отступала. Так я оказался в ЦИТО на приеме у профессора Зои Сергеевны Мироновой, заведующей отделением спортивной травмы. Посмотрев на рентгеновский снимок, доктор тут же уложила меня в постель. Жесткий щит. Шейный воротник. Корсет. Вытяжение... У меня оказался компрессионный перелом двух шейных позвонков. От паралича спасла хорошо разработанная шейная мускулатура.

Полгода провалялся в больничной палате. Благодарно вспоминаю медиков, которые мне помогали. В частности, Башкирова, специалиста по спортивным травмам из физкультурно-спортивного диспансера. Выписали с рекомендацией -сменить место работы. Почему-то вспомнилась фраза американца Генри Форда: «Люди чаще капитулируют, чем терпят крушение». Я вернулся к своему першу. И дружил с ним еще 10 лет. Поработал бы и дольше. Но мне предложили возглавить цирк на Цветном бульваре.

- Казалось бы, после такого трудно выходить на арену цирка? Почему же она не отпускает, притягивает  магнитом?

- Сразу и не ответишь. Жизнь на колесах. Неухоженный быт, скверные гостиницы. С тобой дорожные тяготы разделяют жена, дети...

Спортсмен долго тренируется, чтобы сделать тройное сальто. Для него это рекорд. Цирковой артист выполняет трюк каждый день, а то и три раза на дню, выдерживая сверхнагрузки, работая до изнеможения. И при этом улыбается. Не всякий способен на такое.

Зарплата? Зарубежные гастроли? Они всего этого не окупают. Ради аплодисментов? Те, конечно, радуют. И все-таки главное в ином - в стремлении самоутвердиться. Постоянном желании быть лучшим.

Сужу по себе. Избрав главное дело жизни, я снова и снова доказывал, что не хуже других. ...В 1979 г. на международном фестивале в Монте-Карло, где были представлены четыре десятка номеров из 26 стран, мне удалось завоевать золотую награду. До сих пор снится тот 10-метровый перш, на макушке которого застыл в стойке партнер. Держа его на лбу, я поднимаюсь по наклонному металлическому шесту. Неожиданно для зрителей выходит артист на ходулях и берет этот шест на плечо. И я продолжаю свой путь по зыбкой конструкции...

Прошло почти 30 лет, но никто - ни в России, ни за рубежом не сумел   повторить этот трюк.

Цирк - моя жизнь. Кто-то назовет это фанатизмом. Кто-то сравнит с неиссякаемым извержением вулкана. А меня согревают примеры коллег - жонглера Александра Кисса, дрессировщиков Александра Буслаева, Вальтера Запашного, канатоходцев Волжанских и многих других.

- Искусство разъедает гла-мур, попса. Это ржавое поветрие  затронуло цирк?

- Где-то, в других местах влияние чувствуется. Но только не в нашем цирке. Мой многолетний опыт, воспитание решительно не приемлют подобного. Убежден: порнография, пошлость, садизм на сцене порождают эхо, «опускают» зрителя. В свое время Луначарский призывал возродить «настоящ-ность» цирка, сделать это сложное искусство подлинно народным. И он был прав.

Иным режиссерам полезно было бы почаще вспоминать Родена с его стремлением отсекать всё лишнее. Опасаюсь только, что при этом у них может остаться лишь груда бесформенных камней.

- Работник арены постоянно находится в экстриме, демонстрирует «спящие» возможности нашего организма...

- Вспоминаю эпизод в Японии с номером дрессировщика Ивана Ярового. Мы с женой сидели в зале. Вдруг «артист» - крупный медведь перелез через барьер и двинул вверх по лестнице. Зрители замерли. Может случиться беда. Мне никогда не приходилось иметь дело с медведями, но тут я «на автомате» встал, схватил зверя под ошейник, притянул к ноге и вернул на арену.

Другой случай, тоже за рубежом. Гепардам потребовалось сделать уколы. Ветврач приехал, когда дрессировщица ушла поглядеть город. Как быть? Кто будет держать 6 крупных клыкастых кошек, гуляющих по вольеру?.. Пришлось делать это мне вместе с ассистентом...

У нас работает эквилибрист Дмитрий Поклад. Признается: побаивается высоты. Но вот появился номер, где он делал стойку на трости, на одной руке на крышке рояля. Инструмент взмывал на 20-метровую высоту под купол здания. И Дима повторял трюк каждый день в течение 3 месяцев...

Цирк - это самопреодоление артиста и сопереживание зрителя, который волнуется, смеется, радуется вместе с ним. Ощущает энергетику добра. Приходя порой больным, уходит здоровым.


- Что беспокоит профессионала?

- Только что я вернулся из Италии, с 10-го Международного фестиваля цирка. Наши акробаты Хубаевы завоевали   золото.

Но меня огорчили разговоры о том, что традиционный цирк устарел. Вместо него кое-кто предлагает эстрадно-цирковое шоу без клоуна, животных. Не согласен!.. Цирк - это большая политика. Ни один вид искусства так не влияет на молодое поколение, как наш, приобщая к природе, обучая доброму отношению к животным, бесстрашию, чувству юмора. Это самый интернациональный вид искусства, понятный любому человеку. Где еще вы получите такую эмоциональную подпитку? Не зря же говорят, что смех - лучше всех лекарств.

- У вас есть продолжатели?

- Рядом со мной трудится главным режиссером цирка Коханова Татьяна Петровна - жена.   Многогранными цирковыми талантами радует дочь Даша: успешно выступает в джигитовке, в других номерах. Уже зарекомендовала себя умелым режиссером.

- Часто ли удается выкроить время для себя?

- Признаться, это делать всё труднее. В штате цирка - тысяча человек. А кроме того, животные. Директору и худруку надо не только хорошо разбираться в цирковом ремесле, но и заботиться, чтобы коллектив достойно зарабатывал.

Когда-то увлекался рыбалкой, фотографией. Перечитал всего О.Генри, Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина... Последнее время, особенно в дороге, держу в руках детектив.

- Так в чем же все-таки секрет   притягательности цирка?

- В средневековой Италии славился скульптор Бенвенуто Челлини. Однажды король поручил ему сделать всадника из серебра. Металла не хватало, и мастер обратился за помощью к горожанам. Те откликнулись. И он отправил в плавку принесенные ему дары. Да вот беда: температура в тигле оказалась недостаточной, и из готовой фигуры там и здесь торчали серебряные ложки, вилки...

Таково и цирковое искусство. Отработал холодным способом, не зажигаясь и не зажигая других, -контакта со зрителем не жди. Если эмоционально заряжен, отдаешь свою температуру сидящим в зале, то и ты сам будешь счастлив, и твои добрые эмоции передадутся окружающим.

Тем и прекрасно цирковое искусство: оно зажигает сердца зрителей, щедро дарит им улыбки, радость, а значит, и здоровье.

Беседу вел Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru