Вы здесь

Портреты заговорили по-новому

У Сандро Боттичелли есть знаменитое полотно «Рождение Венеры», на нем в образе прекраснейшей богини любви и красоты изображена Симонелла Веспуччи. Но мало кто знает, что помимо художественной ценности картина несет нам и другую информацию. Бледность лица, припухшие глаза, а также деформация пальцев ног- всё это симптомы начинающегося туберкулезного артрита.

Эту интересную информацию впервые услышали от заместителя директора по научной и лечебной работе НИИ питания РАМН члена-корреспондента РАМН, Бориса Каганова участники II Всероссийского конгресса по инфекционным заболеваниям. В своем необычном для научного форума докладе «Инфекционные болезни в изобразительном искусстве» он посмотрел на полотна великих художников глазами инфекциониста. Проведя интересное исследование картин великих мастеров разных времен, доктор обнаружил у многих их персонажей симптомы различных инфекционных заболеваний. Художники, считает он, отображая реальность, не могли избежать такой важной части человеческой жизни, как болезни. Иногда это получалось случайно, а иногда намеренно, чтобы усилить драматизм отображаемого момента.

Такой богатой и драматической истории, как инфекции, не имеет никакая другая отрасль медицины - это эпидемии холеры, проказы, оспы и т.д. Страшные последствия в истории человечества имела бубонная чума. В первой книге Ветхого Завета описывается война израильтян с филистимлянами. Французский исторический живописец и пейзажист Николя Пуссен отразил эти события в своей картине «Мор в Азоте» во время чумы 1630 г. Пуссен показал, что чума не щадит никого - ни богатого ни бедного, ни старика ни ребенка, ни мужчину ни женщину. Сам художник сумел ярко передать состояние ужаса людей, видимо, еще и потому, что страдал инфекционным заболеванием.

В докладе Б.Каганова прозвучала интересная история художника Антуана Жан-Гро, прошедшего с Наполеоном все военные кампании. В его картине о посещении Наполеоном солдат, заразившихся чумой в египетскую кампанию, 29-летний генерал изображен среди больных - он общается, разговаривает с ними, но сам чудесным образом не заразился, хотя многие из его спутников умерли через несколько дней после посещения госпиталя. Когда стало ясно, что эпидемия мешает достичь военных целей, Наполеон приказал отравить больных, чтобы покончить с угрозой распространения болезни. Но было уже поздно, 2 тыс. солдат умерли.

В Средние века и в эпоху Возрождения дурные люди и отрицательные герои часто изображаются в живописи как существа уродливые, поскольку они наказаны Богом за свершенные ими грехи. Нередко они страдают различными, в том числе инфекционными болезнями. Испанский живописец Фернандо де Льянос написал один из самых драматических моментов страстей Иисусовых. Иисус изображен привязанным к столбу в окружении трех палачей, которые избивают его. Один из них страшен и косоглаз, кроме того, у него на ногах хорошо видны «воспалительные элементы» - нарывы и язвы. Рядом другой палач с поджатыми губами, свирепым выражением лица, его бешенство находит выход в яростных ударах. Он также покрыт язвами и гнойниками, у него фурункул в левой части бедра и воспалительные поражения кожи рук. Надо полагать, предположил докладчик, что их организм страдает от воспалительных поражений кожных покровов, имеющих, вероятно, стрептококковую этиологию.

У большинства европейцев XVIII века на лице были рубцы от перенесенной оспы. Лучшим средством замаскировать эти отметины стали мушки, которые изготавливались из черного шелка и бархата. Носили их как мужчины, так и женщины. На картине Джованни Бат-тиста Тьеполо натурщицей послужила девушка, одетая в белую накидку, которая закрывает плечи и подчеркивает красивое лицо. Сбоку от правого глаза у девушки большая черная мушка. Иногда мушки использовались как элемент модного туалета. Особенно часто вирусом оспы инфицировались люди из группы риска, имеющие широкие общения по роду своей трудовой деятельности, в том числе представительницы первой древнейшей профессии.

Автор исследования отметил, что художники рисовали на своих полотнах образы и самих врачей. Надо заметить, что в XVII веке они часто используют образ врача, поскольку нередко доктора проникали в дом, чтобы соблазнить привлекательную женщину. Состоятельные дамы могли себе позволить пригласить частного доктора. В элегантной одежде, с хорошими манерами он был в те времена фигурой привлекательной для них. Вот на полотне голландского живописца Яна Стена изображен визит врача: горожанка явно симулирует болезнь, чтобы попытаться соблазнить его, а он и сам не прочь поддаться соблазну.

Но и сами художники заражались инфекциями. Наиболее распространенная - сифилис. Конечно, это связано с их свободным образом жизни. От него умер Эдуард Мане - французский художник, родоначальник импрессионизма. Болезнь сопровождалась болями и частичным параличом, но именно в этот период он получает признание своего таланта. Перед смертью из-за гангрены ему ампутировали ногу. Французский живописец Поль Гоген заразился опасной инфекцией, живя на Маврикии и Таити. Художник страдал галлюцинациями. Расстройством психики страдал всемирно известный художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог, как полагают врачи, также из-за сифилиса. Хорошо известный факт, когда во время одного из приступов он отрезал себе ухо, что привело его в клинику душевнобольных. Всё это позже он отобразил в своем автопортрете. Мексиканская художница Фрида Кало перенесла еще в детстве полиомиелит, и с тех пор ее правая нога была короче и тоньше левой.

Заключая свое необычное увлекательное выступление, Б.Каганов сообщил, что результатом его первых исследований стала работа «Развитие педиатрии глазами художников», но собранных данных оказалось так много, что это привело к созданию новой работы «Инфекционные болезни в изобразительном искусстве». Ему понадобилось несколько лет, чтобы собрать всю необходимую информацию, а также фоторепродукции картин. Когда начинаешь подобные исследования, заметил он, -остановиться уже невозможно, и признался, что его работа «в другом жанре» не хобби, а нечто большее:

- Хобби - это разглядывание картин, собирание их, коллекционирование. А когда ты проводишь исследование, это уже работа и довольно сложная, но она доставляет истинное удовольствие.

Наталья НАВРОЦКАЯ, внешт. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru