Вы здесь

Как заинтересовать педиатра?

В «МГ» № 40 от 03.06.2009 была опубликована статья «Сдвигаясь в детский возраст». Автор ее, профессор Российской медицинской академии последипломного образования Антонина Грачёва, остро ставит вопрос о совершенствовании работы участкового педиатра. О том, что проблема эта давно назрела, свидетельствуют отклики, поступившие на статью. Публикуем один из них, а также мнения руководителей детских поликлиник Москвы.

Думаю, что проблемы, с которыми сталкиваются педиатры нашей Ярославской области, характерны для всех регионов. Остановлюсь лишь на основных из них.

По-прежнему профилактическая помощь детям остается декларативной. Расширение программы профосмотров не является решением проблемы ее совершенствования. Сегодня у участковых медработников практически нет времени для формирования здорового образа жизни семьи и проведения индивидуальных бесед с родителями по сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Расширенная диспансеризация детей первого года жизни с участием большого количества специалистов в профосмотрах (да еще без показаний, несколько раз) привела к потере заинтересованности участкового врача в повышении своей квалификации по проблемам своевременной диагностики отклонений здоровья у детей. (Основная задача участкового врача сегодня не диагностировать патологию у ребенка, а добиться осмотра ребенка специалистом!) И самое печальное, что оказался нарушенным основной принцип гигиенического воспитания здорового ребенка первого года жизни - снижение до минимума контактов по причине несовершенства иммунной системы ребенка. Следствием частого и в значительной степени случаев необоснованного посещения поликлиники явилось увеличение заболеваемости детей первого года жизни.

Факт неудовлетворительного состояния здоровья подрастающего поколения сегодня не нуждается в подтверждении. И всё же для получения дополнительной достоверной информации об уровне здоровья детей и особенностях его формирования достаточно провести углубленное обследование репрезентативной группы детей в регионах России (например, заказав такие исследования ведущим вузам России, как это делается во многих странах мира) и на основании полученных данных планировать и реализовывать целевые региональные программы оздоровления и реабилитации детей. У нас же тратятся колоссальные деньги на профилактические осмотры детей по всей России, в том числе и в регионах, где такое обследование провести просто невозможно из-за отсутствия специалистов и по другим причинам. Естественно, вызывает большие сомнения достоверность полученных данных о состоянии здоровья детей из регионов, что неоднократно различные территории РФ убедительно доказывали своими сообщениями на различных педиатрических конференциях и форумах.

Отсутствие сегодня в большинстве регионов России базы для реабилитации детей в амбулаторно-поликлинических учреждениях, сокращение санаторно-оздоровительных лагерей, недостаточное количество круглогодичных санаториев (в том числе «мать и дитя») делает бессмысленной в определенной степени диагностическую работу по выявлению патологии у детей.

Колоссальные средства затрачиваются на диспансеризацию детей-сирот (ежегодно!). Непонятна цель этой диспансеризации, поскольку она сегодня представлена только профосмотрами. Реабилитацию детей-сирот в настоящее время в абсолютном большинстве регионов реализовать невозможно из-за отсутствия метериально-технической базы и средств. Более целесообразно было бы вместо расширения программы профосмотров передать эти средства для развития реабилитационной материальной базы сиротских учреждений.

Плачевно состояние здоровья организованных детей, особенно школьников. Убедительно доказана первопричина школьной патологии - дефекты организации внутришкольной среды и образовательного процесса. Медицинские работники, даже если удастся привлечь их в этот сектор педиатрии, заинтересовав высокой оплатой труда (что сейчас вряд ли возможно), не смогут изменить положение дел, так как по своим функциональным обязанностям могут только контролировать ситуацию, но не управлять ею. Проблему здоровья школьников реально могут решить только сами педагоги и управленцы от образования, изменив принципиально требования к организации образовательного процесса и отношение к детям.

Еще одна назревающая проблема в отечественной педиатрии связана с переходом на оплату стационарных лечебных учреждений по законченному случаю. При наличии бесспорных преимуществ данной системы оплаты, прежде всего сопряженных с необходимостью интенсификации лечебно-диагностического процесса и более экономного расходования средств, имеются очень серьезные недостатки, которые в процессе дальнейшего совершенствования данной системы необходимо устранить. Речь идет о том, что оплате подлежит только основное заболевание, по поводу которого ребенок поступил в стационар, следовательно, отсутствует заинтересованность лечащего врача в выявлении сопутствующих заболеваний и возможность лечения уже выявленной сопутствующей патологии. В то же время известен основной принцип педиатрии и вообще отечественной медицины, которому следовали многие поколения российских врачей,-«лечить не болезнь, а больного». При данной системе оплаты соблюдать его вряд ли возможно! Ребенок представляет собой единый организм, в котором функции всех систем и органов тесно связаны друг с другом, и нельзя добиться успеха в лечении одного заболевания, не уделяя внимания лечению сопутствующей патологии (например, гастродуоденальная патология и неврологическая; пневмония и фоновые среднетяжелые рахит и анемия и т.д.).

Поэтому у меня следующие предложения. В программу «Здоровый образ жизни» следует включить финансово обеспеченные профилактические программы, направленные на формирование здорового образа жизни детей, начиная с антенатального периода и до подросткового. Только таким образом можно более или менее радикально решить проблемы и сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых, и профилактики здоровьеразрушающих форм поведения (табакокурение, алкоголизм и др.). Воспитание человека, в том числе и гигиеническое, нужно начинать с рождения или даже до рождения.

Необходимо финансирование по программам ОMC профилактической помощи детям. Не на словах, а на деле следует принять меры (финансовые, законодательные, образовательные) для увеличения штата медицинских сестер, работающих в сфере участковой педиатрии (коэффициент 1:3), что позволит переложить часть неврачебных функций, в том числе и по профилактическому разделу работы, с врача на медсестру.

Надо изменить статус участковых педиатров, ввести специальность педиатра общей практики, уменьшив нагрузку до 500 детей в возрасте от 0 до 18 лет, что позволит, в свою очередь, снизить нагрузку на специалистов в поликлинике и освободить их от рутинных профосмотров здоровых детей. С каждым участковым врачом должны работать 2-3 медсестры (физические лица, а не занятые ставки).

Медиков для работы в школах целесообразно готовить по специальным программам. С функциями медицинского работника образовательного учреждения, возложенными сейчас на врача ДОУ (в основном профилактическими), вполне могут справиться специально подготовленные фельдшера или медицинские сестры.

Профессор
Наталья ЧЁРНАЯ,
главный педиатр
Департамента здравоохранения
администрации
Ярославской области,
заведующая кафедрой
поликлинической педиатрии
Ярославской государственной
медицинской академии.
Фото Валентины ЕВЛАНОВОЙ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru