Вы здесь

Учиться помогают симуляторы

Сегодня риск погибнуть в авиакатастрофе в сотни раз меньше, чем риск умереть от врачебной ошибки. В Соединенных Штатах Америки, например, в год из-за врачебных ошибок умирает около 100 тыс. человек, образно говоря, ежедневно «разбивается» по одному самолету «Боинг-747». По данным Американской академии педиатрии, медицинские ошибки наблюдаются у 18 из 100 пациентов. Какова ситуация в России, сказать трудно, ясно одно - она также непростая. Снизить число потерь и нежелательных исходов поможет адекватная подготовка кадров.

Об этом шла речь на II Международном конгрессе «Актуальные вопросы критических состояний у детей и симуляционные образовательные программы», организованном Российским государственным медицинским университетом им. Н.И.Пирогова совместно с Научно-практическим центром экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы, Российским обществом неотложной педиатрии и др.

Два года назад подобный конгресс состоялся впервые. Он оказался столь результативным, что решено было проводить такие мероприятия регулярно. Российские специалисты, представители вузовской науки вместе с иностранными коллегами из Италии, Испании, Израиля собрались вновь в Москве, чтобы обменяться всем тем новым, что наработали за 2 года, и в последующем внедрением в практику. Как сказал профессор Х.Лопес-Херсе из Испании: «Мы приехали учиться друг у друга».

Медицина критических состояний - это наука о профилактике необоснованных смертей, напомнил заведующий кафедрой поликлинической и неотложной педиатрии РГМУ профессор Борис Блохин, и в этих условиях судьба пострадавшего зависит от лица, оказывающего первую врачебную помощь. Правильное и своевременное проведение элементарных реанимационных мероприятий на ранних этапах заболевания или травмы может оказаться важнее, чем всё последующее лечение в клинике. Но как раз первая врачебная помощь не всегда адекватна и исчерпывающа. Как показывает анализ догоспитального этапа скорой медицинской помощи, совпадение диагнозов составляет 62%, гиподиагностика - 26% и гипердиагностика - 12% случаев. У врачей, которые работают в экстремальных ситуациях, нет возможности проконсультироваться с другими специалистами, сделать необходимые лабораторные анализы, они ограничены во времени, приходится думать и действовать ургентно, поэтому у них чаще случаются ошибки, ведущие к осложнениям и нежелательным исходам.

С целью улучшения практической подготовки студентов, интернов, ординаторов и т.д. на базе РГМУ создан научно-образовательный инновационный центр «Неотложные состояния в педиатрии», ставший одной из площадок проведения нынешнего конгресса и предшествовавших ему мастер-классов (вторая площадка - Российская академия государственной службы при Президенте РФ). В течение нескольких дней на симпозиумах, лекциях, мастер-классах обсуждались вопросы острых нарушений дыхания, кровообращения у детей, диагностики и лечения неотложных состояний   в детской оториноларингологии, онкогематологии, нефрологии и т.д. Особое внимание было уделено внедрению компьютерных технологий в образовательный процесс, применению симуляционных методов обучения. Участники конгресса ознакомились с программами, воссоздающими критические ситуации и позволяющими отработать конкретные навыки диагностики и лечения неотложных состояний.

Как отмечалось на конгрессе, сценарии симуляционных деловых игр предусматривают гибкое изменение ситуаций в зависимости от действий курсантов, позволяя выявить ошибки, которых впоследствии удастся избежать в реальной жизни. Цель симуляционного обучения - прежде всего безопасность пациента.

Учитывая то, что студент может усвоить только 10% от прочитанного курса, 20% - от услышанного, 30% - от увиденного, 50% - от услышанного и увиденного, 70% - от того, что сказал, 90% - от того, что сам сделал, 3 года назад на кафедре поликлинической и неотложной педиатрии РГМУ был создан курс клинического моделирования, где обучение проводится в виде интерактивного тренинга. По словам профессора Б.Блохина, сравнение симуляционного и лекционного курсов показало, что первый значительно эффективнее и уже на 8-й неделе тренинга он дает результат, которого,   преподавая лекционный материал, можно достичь только на 14-й неделе.

О симуляционных программах обучения сердечно-легочной реанимации у детей рассказал профессор Д.Месси из Италии. В его стране по закону каждый врач должен иметь сертификат о том, что он прошел курс базисной сердечно-легочной реанимации.

- Но мы считаем, - сказал профессор, - что не только врачи должны владеть навыками реанимации, но и всё население.

Поэтому каждое второе воскресенье октября в городах Италии на площадях бесплатно проводится инструктаж по оказанию помощи детям.

Интерес вызвало и сообщение профессора Х.Беркенштадта из Израиля, рассказавшего об Израильском центре по медицинской симуляции и о системе подготовки в целом. По его словам, несмотря на все усилия по обучению алгоритму действий при неотложных состояниях у детей, ошибки встречаются довольно часто.

- Наша система, - заметил он, - как швейцарский сыр, где много дырок.

На конгрессе были также продемонстрированы возможности современных симуляторов-роботов и методики обучения практическим навыкам с помощью этих «пациентов». Одним из основных отличий роботов от более простых манекенов является то, что в ответ на действия курсантов, например введение лекарств, происходит автоматическое изменение состояния «больного», и обучающийся видит результаты своих действий.

В США в 2007 г. утвержден закон об обязательном симуляционном образовании. По мнению Б.Блохина, данная система должна быть внедрена и в нашей стране, что позволит снизить количество врачебных ошибок.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru