Вы здесь

С прицелом на будущее

Совокупный объем фармацевтических рынков России, Украины, Белоруссии и Казахстана составляет 2% от мирового рынка лекарств. Тем не менее аналитики настроены весьма оптимистично: со временем доля этих рынков будет только увеличиваться. Благоприятные макроэкономические условия, обеспечивающие увеличение платежеспособного спроса, а также качественное улучшение отношения жителей этих стран к своему здоровью являются мощным импульсом развития сферы обращения ЛС.

Больше денег - больше лекарств

Прозрачность границ между бывшими союзными республиками, огромные потоки миграции населения, единое информационное пространство - все эти факторы напрямую влияют на развитие политических и экономических процессов на постсоветском пространстве, и фармацевтическая отрасль не составляет исключения.

Значительные темпы роста фармацевтических рынков России, Украины, Белоруссии и Казахстана связаны как с реформами в сфере здравоохранения, так и с наибольшей численностью населения среди стран СНГ. В 2007 г. в этих четырех странах отмечались высокие темпы роста ВВП - от 8,1 до 8,5%. Рост реальных доходов населения составил от 10,4% в России до 17,1% в Казахстане.

- Большая часть лекарств в России, Украине, Белоруссии и Казахстане приобретается за счет средств населения, и рост покупательной способности потребителей создает предпосылки положительного развития фармрынка, - отмечает генеральный директор аналитической компании RMBC Мария Денисова.

Совокупный объем фармрынка этих четырех стран в 2007 г., по данным RMBC, составил около 16 млрд долл. в ценах конечного потребления. При этом на долю России приходится 12,4 млрд долл., Украины - 2,29 млрд долл., республик Беларусь и Казахстан - 0,57 и 0,89 млн долл. соответственно.

У нас много общего

Величина потребления лекарств определяется комплексом факторов, таких как общий объем рынка, уровень его развития, менталитет населения, государственная политика. Фармрынок любой из стран СНГ индивидуален, но между ними и много общего. По сравнению с европейскими странами на постсоветском пространстве отмечается большое число дистрибьюторов. Только в России количество оптовых фармацевтических организаций составляет около 2 тыс. Кроме того, на рынке работают так называемые вторичные дистрибьюторы, специализирующиеся на перекупке и последующей перепродаже лекарств. Во многом это обусловлено географическим положением стран, большой удаленностью городов и населенных пунктов, слабо развитой инфраструктурой. Оптовое звено представлено и нишевыми дистрибьюторами, занимающимися поставками определенных групп ЛС. Зачастую они имеют в своем ассортименте от 4 до 7 препаратов. Еще одна особенность, объединяющая фармрынки СНГ, - структура розничных аптечных учреждений. Исторически сложилось, что во всех этих странах присутствуют различные формы организации аптечных учреждений: аптеки, киоски, пункты. Они отличаются друг от друга не только оборотом и количеством ассортимента, но и номенклатурой представленных ЛС. К примеру, аптечные пункты и киоски имеют ограничения по отпуску рецептурных ЛС. Интернет-торговля ЛС на постсоветском пространстве только набирает обороты. Развитие дистанционных продаж ЛС осложняется отсутствием нормативной базы, регламентирующей их деятельность. Сегодня в России насчитывается около 40 интернет-аптек, в основном предоставляющих сервисные услуги по доставке товаров - лекарственных средств и пара-фармацевтики.

Меняется структура

Ценовой анализ продаж в СНГ подтверждает, что уровень доходов населения напрямую влияет на уровень цен препаратов. В 2007 г. наиболее высокий показатель потребления лекарств на душу населения: в России - 87 долл., самый низкий в Украине - 49 долл. Средняя стоимость упаковки ЛС в 2007 г. также выше в России - 2,7 долл. Украина, Белоруссия и Казахстан по этому показателю (1,37 - 1,76 долл.) находятся на уровне тех цифр, которые отмечались на российском рынке в 2004 г.

- Это несколько утрированное сравнение, - поясняет М.Денисова. - Но оно позволяет спрогнозировать развитие фармрынков этих стран на ближайшую перспективу.

Дешевые ЛС замещаются дорогими - сегодня это главный фактор роста фармацевтического рынка. Так, в 2002 г. сегмент дешевых ЛС (препараты стоимостью ниже 1 долл.) в России составлял 22%, в 2007 г. - всего 7%. Аналогичная ситуация отмечается на рынках Украины, Белоруссии и Казахстана. По оценке экспертов, смена ценовой сегментации обусловлена не инфляционными процессами, а именно изменением структуры потребления ЛС. Потребители отдают предпочтение более дорогим и эффективным лекарственным средствам. В свою очередь локальные производители постепенно избавляются в своем ассортиментом портфеле от устаревших «копеечных» препаратов.

Структура потребления лекарственных препаратов в России, Украине, Белоруссии и Казахстане во многом схожа. Из ТОП-10 анатомо-терапевтических групп 2-го уровня 6 встречаются в каждой из стран. Лидерами по объемам продаж являются антибактериальные препараты для системного применения, анальгетики, препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей. По мнению экспертов, соотношение долей анатомо-терапевтических групп в различных странах зависит от структуры заболеваемости, активности производителей на рынке и покупательской способности населения.

По данным RMBC, наибольшие объемы лекарств в стоимостном выражении ввозятся в страны СНГ из Западной Европы, США и Канады (от 58% в России до 44% в Белоруссии). Доля локальных производителей в структуре фармрынка остается низкой. На общем фоне значительно выделяется Украина: 24% украинского рынка лекарств занимает отечественная продукция. Во многом это «наследство» еще с советских времен. Исторически большая часть фармпромышленности Советского Союза была сосредоточена на территории современной Украины. Кроме того, эта страна одна из первых на постсоветском пространстве начала модернизировать свои производства в соответствие с международными стандартами GMP. Сегодня в ТОП-10 корпораций на фармрынке Украины входят сразу три локальных производителя. Для сравнения: в России в десятку лидеров рынка попала лишь одна отечественная компания.

Слияния и поглощения

Существенное влияние на величину потребления лекарств на душу населения оказывает государственная политика. Так, в России с 2005 г. реализуется Программа дополнительного лекарственного обеспечения, позже названная Программой обеспечения необходимыми лекарственными средствами. В рейтинге ТОП-10 торговых наименований по объему продаж присутствуют четыре препарата, участвующих в программе (гливек, эпрекс, велкейд и бетаферон). На развитие казахстанского и белорусского рынков лекарств также большое влияние оказывает государственная поддержка, значительную часть занимают государственные закупки. Не в лучшую сторону в этом плане отличается ситуация в Украине. Эксперты отмечают тот факт, что в рейтинге ТОП-10 преобладают препараты, отпускающиеся через аптечную розницу, а также дешевые устаревшие антибиотики.

В среднесрочной перспективе эксперты прогнозируют дальнейший рост фармрынков стран СНГ. По их расчетам, к 2012 г. фармры-нок России составит 21 млрд долл. в ценах конечного потребления. В Украине, Белоруссии и Казахстане также ожидается устойчивый положительный рост лекарственных рынков. Он будет обусловлен следующими факторами: увеличением потребления лекарств на душу населения, ростом спроса на более дорогие препараты, а также увеличением объема средств, выделяемых государством на здравоохранение. В фармацевтическом секторе, полагают эксперты, будет усиливаться конкуренция среди локальных производителей. В оптовом и розничном звеньях российского фармрынка продолжатся процессы поглощения и слияния. Что касается Украины, Белоруссии и Казахстана, в ближайшие 2-3 года там также будут происходить процессы укрупнения в розничном сегменте.

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru