Вы здесь

Vivant professores!.. Или кто-то сомневается?

Ставропольская государственная медицинская академия - один из ведущих профильных вузов юга России. Сегодня здесь на четырех основных факультетах - лечебном, педиатрическом, стоматологическом, высшего сестринского образования - и факультете последипломного обучения получают «самую гуманную» специальность более 3,5 тыс. студентов. Руководит этим огромным коллективом педагогов и будущих врачей доктор медицинских наук, профессор Валентина МУРАВЬЕВА, избранная на пост ректора коллективом академии и утвержденная в должности Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Специфика медицинского образования такова, что от его качества во многом зависит здоровье каждого из нас и всего общества в целом. Именно с этого вопроса и началась наша беседа.



- Могу сказать одно - академия всегда выпускала высококачественных специалистов. Например, в этом году 98% наших выпускников распределены, они востребованы. Не просто трудоустроены - это был заказ, и мы работали на этот заказ. Всего 2 человека получили свободное распределение. До распределения у нас побывали главные врачи районных больниц, представители Министерства здравоохранения Ставропольского края. Мы вообще хорошо взаимодействуем с министерством, сейчас, например, по поручению губернатора Ставропольского края В.Гаевского разрабатываем совместный проект плана подготовки кадров. Есть и другие инициативы. Уже приезжали главы двух муниципальных районов, которые готовы сделать заказ, у них под это есть квартиры, они готовы платить «своим» студентам стипендию. В частности, глава Кочубеевского района сообщил, что бизнес-сообщество создало фонд, на средства которого будет проходить подготовка врачей для этого района. Это будет трехсторонний договор между студентом, муниципальным образованием и академией. Мы обязуемся подготовить качественного специалиста, будем постоянно отчитываться за весь период обучения.

- Валентина Николаевна, можно ли считать, что на сегодня эта инициатива снизу (имеется в виду муниципальное образование) единственно правильная постановка вопроса, решение кадровой проблемы?

- Не могу сказать, что единственно правильное решение, но в наших условиях, наверное, да. Например, Государственная Дума Красноярска сейчас пытается решить этот вопрос по-другому - вообще делать заказ от имени законодательного органа.

- Может быть, это и есть возврат к системе распределения, пусть и в завуалированной форме?

- Нет, это не возврат к системе распределения, это добровольное согласие человека на то, что он отработает деньги, которые вложены в его обучение.

Раньше я присутствовала на распределении как заместитель главы города, а сейчас - уже с позиции ректора могу сказать, что многие выпускники рады, что им помогают определиться с выбором. Представьте, выпускник, молодой человек, говорит, например: «Я женат, жена - педиатр». Я как ректор спрашиваю присутствующих представителей районов, городов, кому нужен хирург и педиатр. Желающие сразу откликаются. Стороны тут же договариваются об условиях - квартира, зарплата.

- По сути, это аукцион.

- Я бы сказала - конкурс. Кто предоставит лучшие условия, тот и получит молодого специалиста. Я думаю, что это выгодно всем - выпускнику, государству, муниципалитету и, конечно, академии. Просто сейчас настали другие времена для кадровой политики.

Представители скольких национальностей учатся в вашем вузе?

- У нас очень большая многонациональная семья, в которой более 30 национальностей.

- А есть преобладающие, доминирующие?

- В основном к нам едут учиться из соседних республик Северного Кавказа, в первую очередь Карачаево-Черкесской. Это естественно: она раньше входила в состав Ставропольского края. А в основном это жители республик, где нет своего медицинского вуза, - Чеченской Республики, Республики Ингушетия. Сегодняшние первокурсники - ребята из республик Кабардино-Балкарской, Адыгея, Карачаево-Черкесской, Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Краснодарского края, Ростовской области. Кроме того, среди них есть и такие, кто приехал из Белгородской, Саратовской и Тюменской областей. Из иностранцев больше всего студентов из Индии и Греции, есть еще из Сирии, Иордании, Афганистана.

- Национальных вопросов не возникает?

 
- Слава богу, нет. Наверное, такая стабильность не сама собой рождается. Мы работаем со студентами, с диаспорами. Наверное, тут мне опять помогает опыт заместителя главы города. Будем и дальше усиливать эту работу. У нас есть план мероприятий по противодействию проявлений национального экстремизма. Мы должны научить наших студентов толерантно относиться друг к другу.

- Тем более, это касается не просто людей, а будущих врачей. Как известно, эта профессия одна из немногих, которые «не имеют границ».

- У нас есть клятва выпускника, в которой говорится: «...независимо от вероисповедания, цвета кожи и т.д.» Это мы начинаем прививать сразу, с первого курса.

- Вопрос, что называется, в духе времени. Вы сейчас принимали в вуз по результатам ЕГЭ?

- Да, и такая практика применяется у нас не первый год.

- Приходилось слышать, что где-то результаты ЕГЭ просто покупаются и впоследствии они не подтверждаются знаниями.

- Трудно судить по каким-то слухам, но хочу сказать: студенты, поступающие по ЕГЭ, учатся хуже, чем те, которые сдавали обычные вступительные экзамены. Такой анализ мы делали по результатам приема в прошлом году.

На мой взгляд, есть вузы, в которые нельзя поступить потому лишь, что ты хорошо учился в школе, - это медицинские и педагогические. Врач и учитель - этим людям мы доверяем в одном случае здоровье физическое, в другом - моральное и нравственное.

- На ваш взгляд, какой должна быть система отбора именно в эти вузы?

- Первое, и самое главное, - обязательно отдавать преимущество ребятам, окончившим медучилище. Здесь как нигде очень важна семейная традиция, еще лучше - вообще династия. Те, кто учится у нас на факультете довузовской подготовки, уже сделали свой выбор, и не только профессии, но и конкретно вуза - нашей академии.

Наверное, на уровне министерств - здравоохранения и образования должна быть разработана некая анкета, которая бы позволяла...

- Заглянуть «внутрь» человека...

- Совершенно верно. Быть врачом - это не только призвание, но еще и самопожертвование. А интеллект  какой нужен? Ведь ребята должны воспринимать материал, который требует колоссального запоминания. Что такое анатомия? Это первый курс, они должны прийти и сразу запоминать тысячи терминов на латыни. И не просто запомнить, а показать, написать, произнести и потом всю жизнь знать. Что такое фармакология? Это тысячи препаратов, которые надо запомнить твердо и на всю жизнь. Только тогда они становятся врачами. Для того чтобы стать медиком, нужно иметь определенный склад ума, определенные черты характера, хорошую память, я уже не говорю об отсутствии брезгливости и всем остальном. Есть специфические нюансы. Если при виде крови человек падает в обморок... Очень многие отсеиваются, и даже на последних курсах. У нас на 3-х и 4-х курсах по 50 мест свободных. Недавно у нас было заседание ректората по вопросу перевода из других вузов. Это происходит по разным причинам: перемена места жительства или родители стали пенсионерами, инвалидами и т.д. И заявлений у нас очень много. Самый большой поток - из Кубанского негосударственного, который закрыли: он не получил лицензию. Есть заявления из Астрахани, республик Дагестан, Северная Осетия-Алания.

- Валентина Николаевна, вопрос может показаться некорректным, и всё же, - существуют ли поборы со студентов, проще говоря - взятки?

- К сожалению, да, и я не собираюсь это скрывать. Более того, я хочу сказать, что мы с коллегами много думаем, что противопоставить этому явлению. Да, можно привлечь милицию, прокуратуру, но это ничего не изменит или еще больше загонит проблему вглубь.

- Выражаясь медицинскими терминами, это будет лечение симптомов, а не самой болезни.

- Можно и так выразиться. Я вижу выход в совершенствовании системы контроля за качеством знаний, ее прозрачности, например, введением балльно-рейтинговой системы, которая у нас уже существует. Она предполагает, что за каждый месяц студент набирает определенное количество баллов - за посещение лекций, ответы... То есть оценивается весь учебный процесс конкретного студента.

- Гласность - непременное условие таких рейтингов и хорошая «прививка» от соблазна...

- Безусловно. Всё это вывешивается на экране, прочитать может любой желающий. Правда, пока это делают не все кафедры.

- И как же эти баллы могут помешать брать взятки?

- Очень просто. Есть положение о балльно-рейтинговой системе, и считается, что, набрав определенное количество баллов, студент обладает определенной суммой знаний, которые дала ему кафедра. Есть, в конце концов, определенные стандарты получения знаний. Кроме того, на ряде кафедр, имея определенную сумму баллов, можно вообще получить «автомат». Во-вторых, когда человек отвечает на экзамене, он, естественно, волнуется, может сбиться, растеряться. И преподаватель, зная, что у него по этой системе, например, набрана необходимая сумма баллов, может задать дополнительный вопрос. Да, это будет, допустим, «3», а не «4», но не «2». Мы тщательно отслеживаем данные этого экрана. Если, к примеру, в течение семестра одни «н/б», перемежаемые двойками, а на экзамене - «4» или даже «5», так ведь не бывает: нельзя выучить предмет за 3 дня, не будучи на лекциях, не занимаясь систематически. Мы сейчас не допускаем, чтобы преподаватель принимал экзамен в одиночку. Это должно проходить коллегиально и обязательно в присутствии членов ректората, представителей деканатов.

- Не было такой практики, чтобы присутствовали родители? Это уж точно самые заинтересованные, в хорошем смысле слова, арбитры.

- Такого не было, но ваше предложение интересное, его можно обсуждать.

- В данном случае родители ведь заказчики, если речь идет о платном образовании.

- А на бюджетных факультетах заказчиком является государство. Даже присутствие представителя деканата на каждом экзамене может сдвинуть с мертвой точки эту проблему, и система такого контроля разработана.

- А существует ли система общественного самоуправления?

- К сожалению, нет. Но мы уже сформировали студенческий актив и будем регулярно проводить анкетирование студентов на предмет отношения к преподавательскому составу. Сейчас на ученом совете будем обсуждать «Положение о выборах заведующих кафедрами, доцентов, ассистентов». Анкетирование анонимное, в нем будут участвовать студенты, которые уже прошли этот курс.

- То есть они будут в полной мере независимы и, значит, свободны и искренни в ответах?

- Да, и если ученый совет примет это, думаю, оно в значительной мере будет стимулировать преподавателей.

Следующее, что мы хотим создать, - апелляционную комиссию по сдаче экзаменов по всем предметам. Туда будут входить самые уважаемые педагоги. Главное, чтобы студент не побоялся заявить о вымогательстве. Более того, месяца три назад я открыла на сайте академии раздел «Разговор с ректором». Ребята пишут под разными «никами», как это теперь принято, то есть имен я не знаю, да это и неважно. Пишут обо всем, и я всем отвечаю. Пишут о взятках, о посещаемости лекций, спрашивают, почему хамят вахтеры... Очень много споров и мнений по балльно-рейтинговой системе, значит, задевает за живое, значит, мы на правильном пути.

- Вы проверяете эту информацию и какие-то оргвыводы делаете? Ведь речь идет, в том числе, о взятке - тяжком уголовном преступлении.

- Я же не прокурор. Но вызвать человека и поговорить «по душам» могу. Как правило, люди открещиваются, говорят, что ничего подобного не было. Когда я набирала команду, первым условием ставила честность, порядочность и, как следствие, отсутствие даже мысли о взятках. Предупреждала, что расстанусь в течение нескольких минут, если узнаю о чем-нибудь подобном. Были и такие, которые, только услышав об этом, сразу отказывались, например, от должности проректора.

- Это прямо, как на таможне, какой коридор выбрать, «красный» или «зеленый».

- Да - по «зеленому» не пошли, а по «красному» - мне не нужны.

- Материально-техническая база соответствует планам и задумкам?

- Финансовое обеспечение учебного процесса, да и вообще всей деятельности вуза - вопрос всех вопросов. Вот, к примеру, общежитие - серьезная проблема. Ведь помимо всего прочего это еще и воспитательная работа, а чтобы она была, необходимо многое: спортивные секции, творческие кружки и т.д., и конечно, мы должны платить воспитателям деньги. Если бороться с наркоманией на деле, а не на словах, надо платить кураторам, чтобы они были рядом, хотя бы на первом курсе. У нас столько талантливых ребят, им надо петь, танцевать, и на это тоже нужны деньги. Есть у нас туристический клуб «Орел». Ребята, которые ходят в походы, не курят, не пьют, не употребляют наркотики, как правило, и учатся все они хорошо. Вот так и надо бороться за нынешнюю молодежь - делами. Есть идея - организовать 9-месячные курсы английского языка.

- Медицину, тем более современную, невозможно представить без научной работы.

- Не могу похвастать, что техническое обеспечение вузовской науки у нас на высшем уровне. Но впервые мы получили деньги и закупили оборудование для научной работы.

В академии существует совет по научно-исследовательской работе, есть у нас изобретения, патенты. Уже сейчас на трех предприятиях прорабатываем внедрение своих изобретений. Заведующий кафедрой биохимии профессор В.Ефременко со своими коллегами разработал научную теорию о липосомах. Исследования почти закончены, теперь будем применять на практике.

Кроме того, у нас накоплен опыт совместной работы с НПО «Пульс», у которого есть научные разработки в косметологии, ветеринарии. Нашими разработками уже заинтересовались в Роснанотехнологии и пригласили для участия в конкурсе.

Беседу вел Рубен КАЗАРЯН, внешт. корр. «МГ».
Ставропольский край.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru