Вы здесь

Валдай, звонят колокола!

Валдай - это в первую очередь знаменитый Музей колоколов. А в истории Руси известны случаи, когда города и деревни, где во время эпидемий звонил колокол, болезни обходили стороной.

Есть и более современные свидетельства. Так, историк Задубовская в книге «Лечение колокольным звоном» отмечает: «Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные при этих исследованиях выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний».

Вот еще одна информация. В статье под названием «Звонница» (газета «Вечерний Минск» от 13.05.2003) написано буквально следующее:

«Интересный случай произошел в Свято-Успенской Почаевской лавре несколько лет назад. Приехала сюда женщина с 5-летней девочкой, которая после падения 2-летней давности перестала слышать. Несчастная мать водила ее по врачам, истратила на лечение много средств, но всё безрезультатно. От православных верующих она узнала о чудесных исцелениях в этой святыне колокольным звоном. Помолившись перед чудотворным образом Почаевской Божьей Матери, испросив благословения у игумена, поднялись мать с дочерью на колокольню. Перекрестившись, монах-звонарь ударил в Благовест к началу вечерней службы. Первый, второй, третий удар колокола... и вдруг малышка как подскочит и как закричит: «Мамочка! Я слышу!» Мать, обливаясь слезами, вцепилась в нее руками и кричит: «Повтори!» А та: «Мамочка! Ты меня задушишь! Я слышу, слышу - это правда!» Материнскому счастью не было предела!

Ко всем этим случаям и исследованиям можно относиться по-разному, впрочем, как и к самой истории вообще. Одно могу утверждать совершенно точно - после экскурсии на Валдай лично я уверовал в целебную силу колокольного звона.
 
Впрочем, по порядку. Если и справедливо высказывание о том, что встреча с интересным человеком - «праздник души», «именины сердца», то посещение Валдайского музея колоколов можно назвать таким праздником, а «виновницей» в этом случае являлась научный сотрудник музея Надежда Яковлева.

И дело даже не в том, что Надежда Петровна открывает посетителям музея целый пласт русской культуры и истории - в конце концов, эти сведения можно почерпнуть из книг, Интернета, - а в том, как она это делает, как преподносит эти сведения. При том, что некоторые моменты из этой лекции могут быть спорными для искусствоведов (впрочем, как и любая другая точка зрения), за этим стоит, безусловно, огромный многолетний труд - художника, подвижника, пропагандиста. В исходный материал Надежда Петровна сумела привнести и свои личные впечатления, например, она подолгу наблюдала, как один из дальних родственников, кузнец по профессии, работал над изготовлением ботала (конструктивный элемент колокола); в этнографических экспедициях по русскому Северу по крупицам собирала рассказы старожилов обо всем, что так или иначе связано с колокольным делом, и т.д. А еще за трудом этой хрупкой, на первый взгляд, и удивительно сильной внутренней силой женщины стоит огромное желание донести до людей «преданья старины глубокой». Казалось бы, обыденное, во всяком случае для нее, дело - провести экскурсию она превращает в спектакль в самом хорошем смысле этого слова (на аналогию со спектаклем натолкнули аплодисменты, которыми благодарные посетители-зрители то и дело награждали необычного экскурсовода). По ходу лекции Надежда Петровна несколько раз перевоплощалась - в звонаря, дьякона, наконец, в сам предмет разговора - колокол, всё это было интересно, ново и, безусловно, познавательно. Кроме того, возможность стать звонарем (пусть лишь на несколько минут) предоставлялась и посетителям.

Забегая вперед, скажу, что чувства при этом испытываешь несравнимые ни с чем, ведь некоторым колоколам, представленным в экспозиции, более 200-300 лет, и это - в буквальном смысле прикосновение к нашей с вами истории.

На подлинных вещевых, изобразительных и документальных материалах рассказывается об истории колоколов, их многообразии, функциях, манерах звона. Среди экспонатов - первый колокол русской работы 1536 г., шведские трофейные колокола 1680 г. и 1692 г., церковные колокола XIX века, отлитые в Валдае, Ярославле, Вятке, Петербурге, Устюжне, колокола для железных дорог и кораблей, колокольчики ямские и настольные, подарочные и дверные. Экспозиция дает возможность не только увидеть колокола, но и услышать их подлинные голоса, в исполнении, как уже говорилось, Надежды Яковлевой.

Новенький колокол определяют на колокольню, но звонить в него нельзя: он не будет «говорить», как младенец-новорожденный, а потом обучится этому. Понимая структуру звука, его легко и просто обучить. В Иверском монастыре, например, колокола постоянно говорят - «Люби Бога, люби брата» (Надежда Петровна начинает звонить поочередно сразу в несколько колоколов, и в чудном звоне действительно явственно слышатся эти слова). А звонарь на колокольне во время работы кричит речевку, чтобы рот был открытым, чтобы не оглохнуть самому от колокольного звона. Особенно много у него работы на Пасху, ведь пасхальная неделя так и называется - «Звонильная»...

В моем представлении звон колокола связывает воедино тысячи и тысячи людей, которые слышат «голос неба»; подобно этому проникновенное слово Надежды Яковлевой связывает воедино те же тысячи людей, которые слышали или услышат это слово. Ведь слово, подобно колокольному звону, тоже обладает божественной силой.

Рубен КАЗАРЯН, спец. корр. «МГ».
Новгородская область.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru