Вы здесь

Они начинаются медленно, исподволь...

В последнее время на фоне общего постарения населения, специалисты отмечают заметный рост психических заболеваний, которые усиливаются или впервые возникают в возрасте 60 лет и старше. По данным отечественных и зарубежных исследователей,  от 10 до 25% населения старше 60 лет страдает психическими расстройствами. Ведущую роль в генезе психических заболеваний ученые отводят самому факту старения организма и его сниженной сопротивляемости внешним факторам, биологическим изменениям всех внутренних органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и нейроэндокринной, развитию атеросклероза сосудов мозга, значительному снижению выработки половых гормонов.

Психические заболевания в предстарческом (пресенильном) возрасте и старческом (сенильном) изучаются специалистами кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского университета дружбы народов. Вот о чем рассказывает постоянный автор нашей газеты заведующий кафедрой профессор Валерий МАРИЛОВ.

- Психические нарушения у пациентов старше 60 лет могут выражаться в виде обострения имевшихся ранее психических расстройств, например, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии и других. С известной долей условности мы выделяем пресенильные и сенильные психозы. Хотел бы обратить особое внимание на первую группу заболеваний.

К ней относится, прежде всего, такое заболевание, как инволюционная меланхолия. Оно начинается медленно, исподволь, хотя возможно и острое начало. Ведущим симптомом такого вида патологии является тревога, или, иначе говоря, тоска, проецируемая в будущее. Она может быть диффузной - свободно плавающей, то есть не связанной с  какими-то внешними факторами, или же соматогенно  обусловленной, возникающей и в дальнейшем подпитывающейся возрастным соматическим неблагополучием.

У больного появляется стойкая депрессия в виде резко сниженного настроения, замедления ассоциативной и двигательной активности со снижением аппетита до его полного отсутствия и отчетливым нарушением сна. Хотя депрессия может быть меланхолической с классической и довольно типичной депрессивной триадой, чаще всего при пресенильной меланхолии она бывает тревожной с речевым и двигательным возбуждением, иногда доходящей до степени неистовства. Больные становятся растерянными, находятся в постоянном, тревожном ожидании предстоящих неминуемых несчастий, трагедий с ними или членами их семей.    

  Мы обнаружили, что при инволюционной меланхолии часто выявляется симптом нарушения психической адаптации в виде резкого нарастания тревоги с бессмысленным активным сопротивлением при любых, даже самых незначительных изменениях привычной обстановки или привычного жизненного стереотипа. Например, при смене лечащего врача, уходе медицинской сестры в отпуск, переводе пациента из одной палаты в другую  у больного резко возрастает тревога с речевым возбуждением, преобладанием беспомощных восклицаний, причем возникает аффект недоумения (растерянность) с возможной дезориентировкой во времени и месте. Больные постоянно, даже в одиночестве, стонут, причитают, хнычут, жалуются на судьбу.

Сомато-эндокринные нарушения, характерные для климактерического и постклимактерического возрастных периодов, дают почву для развития ипохондрического синдрома. При этом наши пациенты уверены в существовании у них тяжелых и неизлечимых заболеваний (СПИД, рак и т.д.), посланных им Богом за прегрешения в прошлом и для искупления вины. Иногда переживания достигают степени синдрома Котара. При этом больные утверждают, что они - самые страшные преступники и им еще не придумана мучительная казнь. Для пациентов с инволюционной меланхолией типичны хронические  суицидальные тенденции и идеи членовредительства.

Синдром Котара для такого вида патологии очень характерен.  В него входит нигилистический бред в сочетании с тяжелой депрессией. Больные с синдромом Котара жалуются на то, что у них отсохла половина сердца, легкие зашлакованы, кишечник атрофировался, отсутствует желудок, и пища сразу попадает в подкожно-жировую клетчатку, мышцы и кровеносные сосуды "полуживые", поэтому в венах и артериях  вместо крови находится не переваренная пища со слюной...

В состав синдрома Котара могут входить и бред мучительного бессмертия, и отрицательного величия, и бред гибели мира. Бред мучительного бессмертия заключается в убежденности больного в том, что он будет вечно мучиться, страдать, испытывать сильнейшую психическую и физическую боль. Такие больные, чтобы избавиться от душевных мук, нередко прибегают к самоубийству. Бред отрицательного могущества выражается в патологической убежденности человека в том, что он самим фактом своего существования приносит большие неприятности и страдания отдельным людям и всему человечеству в целом.

Например, наш больной С. отказывался от еды, считая, что если он съест даже небольшой кусочек хлеба, то все дети мира погибнут от голодной смерти. Пациент старался задерживать дыхание, так как, по его мнению, при каждом выдохе он выделяет миллиарды бактерий, которые могут поразить все население планеты...

Синдром Котара характерен в основном для инволюционных и старческих психозов, однако он описан и при периодической шизофрении, и при некоторых других психических заболеваниях. У таких больных тоскливо-тревожное состояние с речевым и двигательным возбуждением сменяется депрессивным ступором, во время которого люди сидят в сгорбленной позе, стереотипно раскачиваясь из одной стороны в другую, или неподвижно лежат в постели.

 Инволюционная меланхолия обычно продолжается в течение нескольких лет. Исходом этого заболевания может быть или полное выздоровление, или состояние психической слабости с однообразным угнетенным настроением и уменьшением эмоционального резонанса.

  По частоте инволюционных психозов второе место после меланхолии занимает инволюционный параноид. Мы наблюдали больных с такой патологией и выявили, что заболевание начинается обычно с недоверчивости и подозрительности, когда в случайных разговорах и обыденных поступках родственников и соседей человек начинает усматривать признаки скрытой недоброжелательности и намеки враждебности к себе. Весьма типичен для такого вида патологии бред материального ущерба, когда больные убеждены в том, что в их отсутствие соседи проникают в квартиру, устраивают там беспорядок, портят вещи, крадут посуду, продукты, подбрасывают мусор. Исключительно поэтому больные ставят на двери замки с ловушками, а в коридоре - волчьи капканы. Но даже при этих ухищрениях они, вернувшись домой после пятиминутного отсутствия, находят в квартире "следы" пребывания посторонних - якобы половик передвинут, чашка стоит не на том месте, не хватает двух кусочков сахара или старой чайной ложки. Такие пациенты постоянно обращаются в органы милиции с многочисленными жалобами  на соседей, обвиняя их в мелком воровстве.

Так, больной Ц. установил в коридоре камеру слежения и очень недоумевал, каким образом соседи умудряются проникать в его квартиру, хотя на пленку камеры они не попадают? Пациент, уходя из квартиры, вклеивал контрольный волосок, при помощи пластилина, в отверстие замка для ключа. Потом он жаловался в милицию, что соседи разгадали его замысел, и, открывая дверь, отлепляли волосок, а, уходя, снова прилепляли его! По этой причине люди могут неделями не выходить из своих квартир.

При данном виде патологии нередко возникают идеи отравления, сопровождающиеся обонятельными и вкусовыми галлюцинациями. Течение болезни обычно хроническое,  многие годы остается неизменным.

Некоторые, наиболее злокачественные варианты пресенильных психозов (например болезнь Крепелина) могут приводить к летальному исходу. Клиническая картина этого вида страдания включает в себя интенсивное тревожное возбуждение, ажитированную депрессию, аффект недоумения в виде растерянности, речевую бессвязность, онейроидное помрачение сознания и прогрессирующую кахексию. Больной находится в длительном, многодневном возбуждении. Он не может усидеть на одном месте, пребывает в постоянном движении, кричит, стонет, охает, отказывается от еды, выплевывает пищу, бьется головой о стенку... Возбуждение временами прерывается состоянием беспомощной растерянности, во время которой больной с выражением страдания в глазах стереотипно бродит по палате, совершенно не отвечая на вопросы. В онейроидном помрачении сознания он видит собственные похороны, находится в аду или чистилище, общается с давно умершими родственниками, присутствует при ядерной войне, наблюдает гибель человеческой цивилизации из-за разрушения земного шара.

Болезнь заканчивается смертельным исходом при явлениях тяжелейшей кахексии от случайно присоединившегося соматического (инфекционного) заболевания. При вскрытии выявляется атрофия лобных долей головного мозга.

При психических расстройствах значение имеет множество факторов:  возрастная изношенность, накопление соматических заболеваний, изменение жизненного стереотипа (выход на пенсию), сужение социальных связей, одиночество в результате ухода из жизни родственников, "возрастная скупость", зависимость от детей при невозможности смещения лидерства в семье, развитие психологического старения и так далее. Что касается сенильных (старческих) психозов, то они выражаются в основном в различных вариантах старческой деменции (старческого слабоумия), которая развиваются обычно в 70-80 лет. Но уже описаны случаи сенильного слабоумия и в гораздо более раннем возрасте. Психические заболевания молодеют.   

                                          Записала Татьяна КУЗИВ, корр. "МГ".

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru