Вы здесь

Симуляция симуляционного обучения

Обучение в медицинском вузе, становление врача возможно только при работе с больным человеком – работе упорной, работе ежедневной, особенно начиная с 4-го курса. Это доказано жизнью, практикой, наблюдениями многих поколений талантливых педагогов. Вне общения с больным подготовить врача, умеющего лечить, практически немыслимо. Только при общении с больным, многократном выполнении необходимых для врачевания умений они формируются у студента, будущего врача. Именно по этой причине не бывает заочных медицинских вузов.

В то же время в последние годы в медицинских вузах намечается тенденция отделить студента от больного человека. Ретивые администраторы, забывшие вышеуказанную истину и то, как они сами обучались в медвузах, пытаются, и небезуспешно, не допустить студента и обучающего его преподавателя к больному человеку. Об этом не раз с горечью на страницах «Медицинской газеты» писал профессор Рудольф Артамонов. В связи с этой тенденцией предпринимаются попытки найти полноценную замену общения студента медвуза с больным человеком, методы и способы обучения, близкие к обучению на больном.

Выбор таких способов невелик. Это в какой-то мере деловые игры в медицинских вузах и обучение на манекенах.

Деловые игры, к сожалению, не получили пока распространения в РФ. Насколько мне известно, единственным вузом, хотя бы в малой мере разработавшим и применяющим на практике эти игры, является Дагестанская медицинская академия. Однако это разговор для другой темы.

Вторым методом обучения, приближающим ситуацию к общению с больным человеком, является обучение на манекенах. Этот метод получил распространение за рубежом и в незначительном числе медицинских вузов РФ.
В последние годы достигнут значительный прогресс в разработке самих манекенов, с множеством функций, позволяющих приобрести практические навыки и умения. В настоящее время выпускается значительное число манекенов, которые могут имитировать (симулировать) значительное число симптомов больного человека. Именно обучение на таких манекенах и получило название симуляционного обучения.

В тех областях, где есть такие манекены, они в значительной мере могут заменить собой больного человека и позволяют вести полноценное обучение для воспитания врача, его врачебных умений на уровне навыков. И всё же здесь ещё очень и очень много вопросов.

Начнём со следующего факта. Я заведую кафедрой пропедевтики внутренних болезней. Только на одной нашей кафедре учебным планом предусмотрено освоение 47 практических навыков. Насколько возможно симуляционное обучение этим навыкам делать после окончания 3-го курса?

Из этих умений сразу можно исключить 14, которые можно усвоить, производя их в учебной комнате (например, влажная уборка помещений) или которые не могут быть имитированы вообще (например, взятие кала на анализ).

Итак, остаётся 33 манипуляции. Допустим даже на однократное проведение манипуляции на манекене каждому студенту нужно 10 минут. 500 человек на курсе. 500 х 10 = 5000 минут, или 83 часа.

Итак, 83 часа учебного времени нужно только на то, чтобы только на одной нашей кафедре каждый студент симулировал всего однократно элементарные умения! А на пропедевтику по учебному плану на год предусмотрено всего 144 учебных часа. Следовательно, только на то, чтобы каждый студент симулировал однократно одно умение нужно потратить 57% всего рабочего времени! А ведь научно доказано: для того, чтобы приобрести умение на уровне автоматического навыка, оно должно закрепляться путём 40-кратного повторения!

Такое возможно лишь при обучении на больном человеке, когда студент, начиная со 2-го курса, в течение 5 лет по возможности ежедневно видит перед собой больного и отрабатывает свои умения, превращая их в автоматические навыки.

Уже одно вышесказанное исключает возможность проведения симуляционного обучения навыкам всех студентов.

Однако и это не всё. Есть ещё множество подводных камней в симуляционном обучении.

Так, только для нашей кафедры для целей симуляционного обучения как минимум нужны: манекен женщины, манекен мужчины, тренажёр для аускультации, рука для измерения артериального давления, рука для внутривенных инъекций, тренажёр для внутримышечных инъекций «2 в 1». Стоимость этих манекенов – не менее 3 млн руб.!

Кто-нибудь считает реальным в медицинском вузе на одну кафедру выделить 3 млн руб. на симуляционные манекены? А таких клинических кафедр даже в нашем вузе 42, то есть нужно закупить симуляционного оборудования на 126 млн руб.! А ведь симуляционное оборудование нужно не только для клинических, но и для теоретических и параклинических кафедр, которых также около 20.

Манекены, как и всякое, тем более современное, оборудование, имеют тенденцию ломаться. И выходить из строя, при их систематической ежедневной эксплуатации, они будут не один раз, а систематически. А замена потребует достаточного количества денег, которых у вуза не будет, и времени, в течение которого студенты не смогут отрабатывать свои умения.

Кроме того ясно, что даже для установки манекенов кафедры пропедевтики нужна одна учебная комната. Для проведения симуля-ционного обучения предлагается создать единый вузовский центр. Реально ли в медвузе иметь такой центр с 50-60 учебными комнатами? И где взять кадры на обслуживание этого центра? И ещё. Во всех медицинских вузах базы кафедр разбросаны по всему городу. Как и в какие часы студенты будут добираться до этого центра? Ведь нередко на то, чтобы добраться до него, уйдёт час учебного времени. Из этого следует, что если мы серьёзно хотим проводить симуляционное обучение, то классы надо создавать при каждой кафедре.

Можно до бесконечности продолжать рассказ о трудностях обучения студента симуляцион-ным путём. Но и сказанного более чем достаточно, чтобы видеть, что это будет не обучение, а симуляция симуляционного обучения. Можно создать центры, как это сделали некоторые наши вузы и показывать его приезжим комиссиям, чтобы похвастать ими или утешить тех, кто в административных верхах говорит о симуляционном обучении. Но всё это будет иметь малое отношение к действительному обучению.

А выход в том, чтобы вернуться к известному, проверенному временем методу обучения на больном человеке. При этом я не отрицанию важности симуля-ционного обучения. Оно нужно, но только как вспомогательный метод, который надо использовать лишь в том случае, когда в клинике нет соответствующих больных.

Ибрагим ШАМОВ,
заведующий кафедрой
пропедевтики внутренних болезней
Дагестанской государственной
медицинской академии, профессор,
заслуженный деятель науки РФ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru