Вы здесь

Воспитание – просвещение – обучение

Два года, 2010-й и 2011-й, очень важны для хирургов, особенно для российских. Две памятные даты выпадают на эти годы, и обе связаны с именем выдающегося хирурга и ученого-анатома, исторического Учителя многих поколений хирургов – Николая Ивановича Пирогова. В 2010 г. весь мир отмечал 200-летие со дня его рождения (11 ноября 1810 г.), а 5 декабря 2011 г. исполнится 130 лет со дня его смерти.

Великий хирург и великий педагог

Юбилеи великих людей – это повод не только вспомнить, поклониться и восхититься тем, что сделал юбиляр, но и возвратиться к его работам. Конечно, не ко всем: даже беглый просмотр 10 томов, оставленных нам Пироговым, занял бы слишком много времени, да и вряд ли оказался бы очень полезным. Поэтому ограничимся «Дневником старого врача», к сожалению, не законченным автором, но от этого не потерявшим своей мудрости и пользы для нас сегодняшних, работающих уже в ХХI веке.

Не в первый раз читаю «Дневник…» и, как бывает часто при чтении хорошей и умной книги, обращаешь внимание на то, что при первом и последующих чтениях тебя не очень заинтересовало. На этот раз это было просвещение, которым автор занимался всего-то 5 лет своей жизни, когда официально был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов.

Почему именно эта тема меня заняла? Причин несколько. Во-первых, меня всегда удивлял уход Пирогова из хирургии в возрасте 46 лет, когда работа хирурга наиболее плодотворна. Во-вторых, его педагогическая карьера также закончилась быстрой и вынужденной отставкой. Проповедуемые Пироговым идеи воспитания и просвещения вызвали агрессивное неприятие со стороны чиновников, отвечающих за школьное образование. И наконец, в-третьих, я преподаю свою специальность в вузе почти 50 лет, не имея педагогического образования, как и большинство моих коллег – ассистентов, доцентов и профессоров клинических кафедр. Мы делаем свою преподавательскую работу, копируя тех, кто учил нас в вузах, внося в нее свой личный накопившийся с годами опыт, а также используя свои индивидуальные характерологические особенности.

Попытки самостоятельно «образоваться» в педагогике, читая современную специальную литературу, ни к чему не привели. Почему? Об этом позже. А сейчас – о педагогических трудах Пирогова, которые, признаюсь, столь подробно и в подлиннике, читал впервые.

Мне повезло, в 1985 г. в московском издательстве «Педагогика» под редакцией Академии педагогических наук СССР вышел сборник, в котором собраны основные работы Пирогова по воспитанию и образованию детей и юношей. Составители также включили в сборник часть личной переписки Николая Ивановича с официальными, частными лицами и младшим сыном, доставившим немалые хлопоты и переживания родителям особенностями своего поведения. В результате у меня в руках оказался довольно объемный том документов, позволивший составить представление как о личных качествах великого хирурга и ученого, так и о вкладе его в отечественную педагогику.

Да, еще раз убедился в справедливости фразы: «Талантливый человек талантлив во всем». Внимательно прочитав (и не по разу) всё, что опубликовано на 500 страницах упомянутого сборника, можно к определению «великий хирург, ученый-анатом» смело добавить «великий педагог», и это не будет преувеличением. Как много полезного я узнал не только как преподаватель вуза, но и как человек, воспитывающий своих детей и внуков.

Более 50 работ, написанных автором с 1856 по 1863 г. , напечатаны в упомяну том сборнике. Каждая из них, даже просто циркуляры попечителя учебного округа, то есть чиновника, мне показались такими важными и актуальными для современных педагогов, что остается только удивляться, почему современные реформаторы не заимствуют уже готовые идеи, а пытаются придумывать велосипед. А каким простым и красивым языком всё это написано, как логично и разумно. Приведу несколько названий, которые уже о многом говорят: «О тяжелом материальном положении учителей и о разрешении им давать частные уроки» (1856); «О замене маршировки преподаванием гимнастики» (1857); «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей» (1858); «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий» (1859).

Все перечисленные работы и не упомянутые в этом списке, не просто циркуляры чиновника Пирогова, а краткие и содержательные предложения, направленные на образование и воспитание юных граждан России.

Главная работа

Но главной педагогической работой Пирогова следует считать статью «Вопросы жизни», опубликованную в журнале «Морской сборник» в 1856 г. Статью можно считать программной, так как год публикации совпал с назначением Пирогова чиновником Министерства народного просвещения – попечителем Одесского учебного округа. В ней автор подверг глубокому критическому анализу существующее в России воспитание и обучение детей и юношей и определил основную цель для преобразований этих процессов.

Пересказывать статью Пирогова – дело неблагодарное и, не скрою, трудное, поскольку в ней подробно обсуждаются очень серьезные философские проблемы развития и жизни человека от младенчества до старости. Для чего мы рождаемся и живем, как из многих путей возможного развития человека выбрать тот единственный, который позволит оптимально использовать его природные способности и влечения, что позволит принести радость в жизни самому воспитуемому, обществу и его детям.

Многое из того, о чем пишет автор, нам, сегодняшним, трудно перенести в современность. Статья писалась в то время, когда в России существовало крепостное право (по существу – рабство), общество подразделялось на сословия, и думать о смысле жизни было под силу только представителям дворянства, духовенства, купечества и немногим из представителей мещанского сословия. Все вместе они составляли меньшинство населения страны, а большинству было не до философских рассуждений: надо было учиться какому-то делу, что бы выжить. Женщинам вообще автор оставлял в своих планах удел хранительниц домашнего очага и семейной нравственности.

И все-таки часть из того, о чем писал Пирогов, справедливо и приемлемо для сегодняшних «сеятелей доброго и прекрасного» (насчет «вечного» сомневаюсь).

Воспитание должно начинаться с формирования нравственной, внутренней основы ребенка, а, сформировав ее, можно заняться обучением практических знаний и умений. «Не спешите, – пишет Пирогов, – с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанник реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себя наружного, и у вас будут и негоциан ы, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное, у вас будут люди и гра дане».

Ребенка лишили детства

Не могу удержаться, чтобы еще раз не процитировать Пирогова. «…ни одно образованное правительство, как бы оно не нуждалось в специалистах, не могло не убедиться в необходимости общечеловеческого образования. Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми».

Все, кто интересовался образованием и просвещением, начиная с древних времен, стремились к постепенной и неторопливой подготовке ребенка к восприятию конкретных знаний и умений. Даже в современном определении понятия «педагогика» на первом месте стоит «воспитание», а затем «обучение»: «Педагогика – наука о воспитании и обучении». Но, заглянув в историю российского образования, я обратил внимание на то, что три слова наиболее часто использовались в статьях на эту тему: воспитание, просвещение и образование. Интересна динамика применения этих слов даже в названии российского ведомства, отвечающего за благополучие растущего поколения. «Министерство народного просвещения», «Народный Комиссариат просвещения (Наркомпрос)», «Министерство образования РФ» и нынешнее «Министерство образования и науки РФ». Так постепенно исчезли «просвещение» и «воспитание», а осталось только «образование». В принципе, так оно и есть. Всё сосредоточено на получении «систематизированных знаний и навыков». И не только в школе и профессиональных колледжах и вузах, но даже на дошкольном уровне. Сегодня при приеме в обычную школу от малыша требуют умения читать и считать. О воспитании упоминается в основном с определением «патриотическое». О нравственном вспоминают только в связи с борьбой с наркоманией, алкоголизмом, другими вредными привычками, ранней половой жизнью и детской беременностью.

Все усилия отечественной педагогической науки сосредоточены на создании методов усвоения большого количества конкретных сведений в более раннем возрасте. Отсюда уроки быстрого (бездумного) чтения, изучения в младших классах элементов алгебры и геометрии и т.п. Но человек в своем строении не меняется много тысяч лет. Такая нагрузка на мозг ребенка не может не сказаться на его здоровье. А сколько болезней появилось у детей в связи с несвойственным образом жизни! Ребенка лиши ли детства: гулянья и узнавания природы, игр и свойственной ребенку подвижности и много другого, из чего состоит прекрасное понятие «детство».

Еще Платон в IV веке до н.э. в своей фундаментальной работе «Государство» писал следующее. «Весьма важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основа последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры – незаменимое средство воспитания в этом возрасте, благодаря им дитя незаметно приобретает целый ряд элементарных знаний».

Вернемся тогда к более позднему Пирогову. Читаем в «Вопросах жизни»: «Да и какие предметы составляют самую существенную цель образования в специальных школах? Разве не такие, которые требуют для их изучения уже полного развития душевных способностей, телесных сил, талантов и особого призвания?

К чему же, скажите, спешить так и торопиться со специальным образованием? К чему начинать его так преждевременно? К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм?»

Надеюсь, что читатели простят меня за большое количество цитат, но я вынужден к ним прибегать, так как при изложении замечательных мыслей великих людей своими словами теряется вся прелесть языка и мудрость, и половина убедительности.

«Он пробудил спавшую мысль»

К сожалению, революционная статья Пирогова «Вопросы жизни» не привела к радикальным изменениям в системе российского просвещения, хотя и вызвала бурное обсуждение среди образованных и прогрессивных слоев общества. На нее откликнулись в журнале «Современник» Н.Г.Чернышевский и НАДобролюбов. А известный педагог того времени К.Д.Ушинский написал о сочинении Пирогова: «…он пробудил спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль». Не смотря на то, что в чиновничьей среде «Вопросы жизни» были встречены очень недоброжелательно, статью в том же 1856 г. перепечатал журнал Министерства народного просвещения. В судьбе Пирогова эта статья сыграла роковую роль, его вынудили уйти в отставку теперь и с попечительской должности в 1861  г., в возрасте 51 года. Правда, под давлением прогрессивной общественности (и студентов в том числе) его вернули, но уже в качестве чиновника Министерства народного просвещения с такой обтекаемой формулировкой – «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». В 1866 г. его уволили окончательно.

Не могу судить, как изменилась вся система просвещения и воспитания в России в результате деятельности Пирогова, но то, что она была лучше сегодняшней, никаких сомнений нет. Даже такой активный противник всего самодержавного, как В.И.Ленин, считал, что в системе образования надо всё сохранить, кроме уроков Закона Божьего. Даже мой, совсем уж скромный, опыт общения с моими близкими, их друзьями и знакомыми, получившими классическое гимназическое и высшее образование в дореволюционной России, всегда заставлял восхищаться меня и моих сверстников их воспитанием и образованностью.

Преемственность отечественного воспитания и образования прервалась в начале ХХ века: войны, репрессии привели к потере не худших людей России. Государство наше также внесло свой «вклад»: неуважение к тем, кто воспитывает будущие поколения, формализация и бесконечные реформы образования, попытки копировать неудачный зарубежный опыт – всё это привело и продолжает приводить к нарастанию хаоса и в этом разделе нашей жизни. Можно ли всё это исправить? Не знаю. Ведь для этого всё надо начинать сначала. На чалом же всего являются семья и просвещенные люди, возглавляющие и государство в целом, и все те общественные институты, влияющие на нравственность всего населения.

Даже 150 лет назад сам Николай Иванович Пирогов в «Вопросах жизни» сетовал по этому поводу: «…талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания».

За прошедшие полтора века это «несоответствие» еще более возросло.
 
Игорь ГРИГОВИЧ,
заведующий кафедрой
детской хирургии,
профессор.
Петрозаводский государственный университет.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru