Вы здесь

Пациент сам выберет, где и у кого ему лечиться

На развитие системы здравоохранения по оказанию бесплатной медицинской помощи нацелен Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленный Советом Федерации на подпись Президенту РФ.
Государственная Дума РФ приняла этот закон, устраняющий пробелы и недостатки, выявленные за время применения действующего законодательства от 1991 г., 19 ноября 2010 г., а на 282-м заседании Совет Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции РФ его одобрил.

По единым стандартам


Представляя на заседании верхней палаты парламента первый закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко подчеркнула, что он разработан с целью улучшения доступности и качества медицинской помощи.

– Согласно новым нормам, застрахованные лица – это работающие и неработающие граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также беженцы, – сказала она. – Всем им предоставляется право на бесплатное оказание медицинской помощи в медицинских учреждениях на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС. Медицинский полис единого образца позволит получать медицинскую помощь независимо от места проживания по единым стандартам. Мы не раз говорили, что границы во взаимоотношениях между регионами, финансовые тем более, затрудняли эту возможность.

Новый закон предоставляет гражданину право выбора и замены страховой медицинской организации. Застрахованное лицо сможет самостоятельно выбрать ее из тех, которые работают в системе ОМС. Это могут быть медицинские организации любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующие врачи при условии их участия в системе ОМС. При этом страховая медицинская организация не сможет отказать гражданину в его выборе.

По мнению В.Петренко, закон создает условия для развития конкуренции и повышения качества медицинского обслуживания.

– За каждого пациента в лечебное учреждение будут идти деньги за оказанную медицинскую помощь по полному тарифу, – отметила она. – Сколько было предложений по этому поводу! Теперь это учтено. Причем в структуру тарифа должны включаться все статьи расходов, кроме затрат на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. Для реализации этих прав законом закрепляются организационные и финансовые механизмы. Предусмотрена передача полномочий по организации оказания медицинской помощи с уровня местного самоуправления органам власти субъектов Федерации, что обеспечит более эффективную организацию этой помощи в регионах и повысит ответственность органов исполнительной власти субъектов за конечные показатели здоровья населения.
 
Передаваемые полномочия подкрепляются финансовыми ресурсами, заверила председатель комитета. По ее словам, начиная с 2012 г., предусмотрены централизация финансовых средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов для исполнения базовой программы ОМС во всех субъектах Федерации.

Размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, согласно новому закону, будет устанавливаться в законодательном порядке. На 2012 г. он определен на уровне, не меньшем, чем в нынешнем году. В дальнейшем региональные тарифы должны повышаться на 25% в год с учетом увеличения объемов медицинской помощи и ее удорожания.

Переход на одноканальное финансирование медпомощи через систему ОМС предусматривается осуществить поэтапно. Это, как полагает В.Петренко, позволит покрыть все затраты медицинского учреждения на лечение больного и сократить объем платных услуг в здравоохранении. В течение 2011–2012 гг. за счет повышения на 2% пункта страховых взносов на ОМС на здравоохранение будет направлено дополнительно порядка 460 млрд руб.

Врачи должны стремиться…

А поможет ли этот новый закон «устранить вопиющие случаи, подобные тому, когда ребенка полдня возили по городу, пока он не умер, потому что никто не хотел его госпитализировать», задал главе комитета вопрос председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

Спикер палаты имел в виду ЧП с недавней смертью 8-месячного ребенка в Новосибирске. Вызванная скорая помощь повезла ребенка в больницу. Однако близлежащие медучреждения отказывались принимать его из-за того, что мальчик «приписан» к другой больнице. По дороге у малыша остановилось дыхание, но бригада «скорой» смогла вернуть его к жизни. Только после этого одна из больниц в центре Новосибирска согласилась принять ребенка. Там он умер, не приходя в сознание. Позже комиссия Минздрава Новосибирской области огласила результаты проверки, в которых говорится, что медпомощь младенцу на этапе скорой помощи и стационарного лечения оказывалась квалифицированно, но существующая система неотложной помощи детям в районе «требует развития». Согласно выводам комиссии, причиной ухудшения состояния и смерти ребенка стало «осложнение тяжелого прогрессирующего хронического заболевания, диагноз которого был установлен в 3-месячном возрасте».

Мама ребенка заявила: «Мы не хотим, чтобы врачи оказались хоть как-то наказаны. Они – профессионалы и делали свое дело в рамках возможностей. Наказать необходимо чиновников, которые допустили подобную ситуацию в медицине».

В.Петренко сообщила в ответ спикеру, что «эта ситуация и сегодня прописана в законодательстве, которое обязывает оказать такую медицинскую помощь грудным детям и беременным женщинам». Но в рассматриваемом на заседании законе «полностью прописываются все нормы, которые обязывают такую помощь оказывать».

Член Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Виктор Евтухов, представляющий в палате исполнительный орган государственной власти С.-Петербурга, обратился к участвующему в заседании председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрею Юрину:

– В соответствии с законом в систему ОМС включаются частные учреждения здравоохранения, частные медицинские учреждения. В связи с этим, с одной стороны, конечно же, должна возрасти конкуренция, повыситься качество услуг в государственных медицинских учреждениях. С другой стороны, не приведет ли это включение к недофинансированию государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, что, в свою очередь, может вызвать увеличение бюджетной нагрузки на их содержание либо принятие решения об их закрытии в связи с неэффективностью?

– По закону достаточно широкие полномочия остаются у органов власти субъектов Российской Федерации, – ответил сенатору А.Юрин. – Поэтому они смогут в рамках принятия территориальных программ сбалансировать так, чтобы и муниципальные учреждения эффективно работали, но и новые учреждения помогали в снижении очередности, повышении доступности, улучшении качества оказания медицинской помощи.

– Каждый застрахованный человек имеет право на «выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя, – заметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель от исполнительного органа государственной власти Вологодской области Валерий Фёдоров. А давайте возьмем такую ситуацию: маленький город, одна ЦКБ и два хороших врача, один из них заслуженный. Все мы пишем ему заявления, а он говорит: «Я же не могу». Опять нужно идти с конфетами и коньяком. Как быть, какой здесь выбор?

– Этот вопрос неоднократно обсуждался при разработке проекта закона, – признал А.Юрин.  Альтернатива здесь следующая: а что лучше, строгое прикрепление и отсутствие выбора либо выбор в установленном законодательно порядке? Экспертное сообщество, специалисты пришли все-таки к выводу, что выбор должен быть. Должен быть в соответствии с теми нормами, которые определены в законодательстве, в законе об охране здоровья, новая редакция которого сейчас готовится. Все нормы, определяющие порядок такого выбора, зафиксированы.

– Если мы не введем такую норму, будет отсутствовать любая форма конкуренции, и мы никогда не добьемся того, чтобы другие врачи стремились подтянуться к такому же уровню по качеству обслуживания, – дополнила ответ руководителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования докладчик.

За одобрение Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» проголосовали 123 члена Совета Федерации, один из сенаторов - против.

Вступление в силу закона, если его подпишет Президент РФ, предусматривается с 1 января 2011 г., за исключением нормы, определяющей минимальный размер уставного капитала страховой медицинской организации, для которой устанавливается переходный период до 2012 г.

Необходимое послесловие

Как известно, в октябре этого года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Тем самым глава государства утвердил изменения, предусматривающие поэтапное увеличение тарифа взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС – с 1 января 2011 г. с 2,1 до 3,1%, а с 1 января 2012 г. – до 5,1%.

Закон устанавливает пониженные тарифы страховых взносов для организаций, занимающихся информационными технологиями. Пониженные тарифы предусмотрены на переходный период 2011-2019 гг., в том числе для сельхозтоваропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, плательщиков, производящих выплаты инвалидам, хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями.

Принятые в октябре парламентом изменения определяют также порядок компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов. Законом установлено, что из федерального бюджета будет компенсироваться разница между суммой, которую могли бы уплатить названные организации и индивидуальные предприниматели, и суммой пониженного тарифа.

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru