Вы здесь

Как последний бастион...

Неожиданной ложкой дегтя в объемистой бочке благодарностей к железнодорожникам, представителям МЧС и другим ликвидаторам последствий трагедии «Невского экспресса» стала на днях вброшенная информация о несвоевременности или недостаточном объеме ряда спасательных и последующих мер медицинского характера.

Так, руководитель одной из политических фракций Законодательного собрания С.-Петербурга предложил коллегам обратиться с депутатским запросом к губернатору Валентине Матвиенко о целесообразности создания городской неотложки с использованием вертолетов. Мол, традиционно оборудованная на колесах специализированная медицинская помощь подоспела к месту катастрофы только через два с половиной часа. А сановная пациентка одной из столичных больниц из числа легко раненных пассажиров поезда № 166 пожаловалась на недостаточно внимательное, по ее мнению, отношение к ней медицинского персонала не куда-нибудь, а в Администрацию Президента РФ...

В свою очередь глава Минздравсоцразвития России дала диаметрально противоположную оценку оперативности и качества деятельности экипажей скорой помощи, которые в ночь с 27 на 28 ноября трудились на 285-м километре Октябрьской железной дороги. Татьяна Голикова выразила глубокую признательность специалистам медицинских стационаров, где продолжается борьба за сохранение жизней и здоровья десятков пострадавших.

Единственный удобоваримый продукт из информационного котла, кипящего на угольях - отголосках кошмара, случившегося на перегоне Алешинка - Угловка, - это факты. Причем реальные факты.

Корреспондент «МГ» получил в руки лишние доказательства квалифицированной лечебной работы в чрезвычайных условиях, взяв эксклюзивное интервью у находящегося на стационарном лечении проводника «Невского экспресса», а также у врачей ОАО «Российские железные дороги», кто лично участвовал в «зачистке» медицинских последствий трагедии. Медикам Октябрьской магистрали был отдан на откуп самый большой кусок от горького пирога, и потому им пришлось особенно тяжело.

Алексей Иванов, проводник 2-го вагона «Невского экспресса», (предпоследнего от хвоста состава, который, как и 1-й вагон, отцепился и опрокинулся):

- Рассеченная бровь и пострадавшая рука - всё это проявилось только в дорожной больнице. Здесь меня встретили очень тепло: отдельная палата, куда в считанные минуты доставили из приемника, полное обследование по кругу, включая процедуру на томографе. Весь медицинский персонал - просто молодцы! Разве не благодаря этим настоящим профессионалам и просто хорошим людям я иду на поправку?

Людмила Цветкова, главный врач узловой поликлиники на станции Бологое ОАО «РЖД»:

- Про ужасную дорогу к эпицентру произошедшей катастрофы сказано и написано много. Да и какая это дорога, когда за час с трудом преодолеваешь 4 км! Именно поэтому пассажиры в ожидании «скорых» вынуждены были заниматься самопомощью.

Когда мы прибыли к месту трагедии, многие тяжелораненые, как и погибшие, лежали рядом с вагонами. В нашу задачу входили: медицинская сортировка, введение анальгетиков, перевязки, иммобилизация. Обездвиженных сносили в санитарный транспорт Валдая, Боровичей, Удомли, Бологого.

После того, как закончилась эвакуация с путей, перешли в здание тягловой подстанции. Там в неотложной помощи нуждались еще 18 человек. Всего хирург Андрей Сырых, фельдшер квартирной помощи Эльвира Константинова, главная медицинская сестра поликлиники Евгения Тулина, медицинская сестра хирургического кабинета Людмила Семичева и я обработали 30 пострадавших, из них 23 были носилочными.

Кроме того, периодически приходилось «отпаивать» сердечными, гипотензивными и седативными средствами людей, занятых ликвидацией последствий теракта. Мы же держались, чуть ли не как последний бастион. Поверьте, никто из нас себя не жалел.

Валентин Морозов, главный врач дорожной клинической поликлиники ОАО «РЖД» (С.-Петербург):

- Как только поступил сигнал о крушении фирменного поезда «Невский экспресс», медицинские работники дорожной поликлиники собрались в медпункте Московского вокзала. Часть сотрудников во главе со мной вместе с представителями других служб ОАО «РЖД» немедленно убыла к месту катастрофы на специально сформированном поезде. Остальные под руководством начмеда Галины Сакович развернули временный медицинский пункт на территории вокзала.

Наши врачи и психологи пропустили через себя полсотни пострадавших. Приходилось очень быстро в условиях одномоментного поступления травмированных решать диагностические проблемы, вопросы лечебной тактики, вести поименный учет, обрабатывать и перевязывать раны. С полной самоотдачей всю ночь и следующее утро трудились психологи и психотерапевт, стремясь снять стрессовое напряжение в столь трагической ситуации.
 
Днем спецпоезд увез бригаду работников клинической поликлиники для сопровождения родственников погибших на опознание. Поездка была психологически трудной, как потом мне рассказывали терапевт Вера Суворова, психолог Ольга Рогаткина и медицинская сестра Ирина Чубарова. Ведь их подопечных пугала неизвестность и будоражила надежда: «А вдруг еще живы?» Командированные сотрудники проявили себя с лучшей стороны. Да и не только они. Чуткость, гуманность, способность к сопереживанию и, конечно, высокий профессионализм - это черты всего нашего коллектива.

Сергей Макаров, начальник региональной дирекции медицинского обеспечения Октябрьской железной дороги:

- Раненых в дорожной клинической больнице навестил президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин. До этого он вместе с начальником Октябрьской железной дороги Виктором Васильевичем Степовым работал на месте аварии всю ночь с 27 на 28 ноября и весь следующий день. Туда прибыл и начальник Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Сергей Александрович Краевой.

Узловая поликлиника на станции Бологое - ближайшая к месту аварии из наших структур. Это учреждение было поднято по тревоге. Медицинским бригадам во главе с главным врачом поликлиники, пожалуй, больше всего и досталось. Не считая четырех бригад «скорой» из более ближних к месту трагедии населенных пунктов, которые оказались там чуть-чуть раньше. В эти ближайшие пункты, в основном центральные районные больницы Тверской и Новгородской областей, вывезли 70 человек.

Одновременно с этими действиями мы организовали пункт приема, сортировки и эвакуации на Московском вокзале. Там трудились мой заместитель Лариса Николаевна Пименова, директор дорожной клинической больницы Николай Владимирович Ефимов и другие опытные управленцы и практические врачи.

Когда два года назад случился первый подрыв «Невского экспресса», медики Октябрьской железной дороги, я вам признаюсь, только усилили свой бессонный и строгий караул. И это - непреложный факт, с которым можно связывать нашу полную подготовленность работать в любых чрезвычайных условиях.

*   *   *

Вообще-то факты - упрямая вещь. Во всяком случае, так считали римляне, создавая одноименное право. Но некоторые современные персонажи, похоже, поколебали эту древнюю аксиому. Оказывается, при желании даже на упрямые факты можно посмотреть по-разному. На днях известный польский политолог и русист профессор Влодзимеш Мар-циняк упрекнул российские власти за то, что они за два года, минувшие со времени первой аварии скоростного «Невского экспресса», не сделали ровным счетом никаких практических выводов. «Тут очевидно ужасное состояние безопасности страны!» - патетически заключил пан Марциняк.

Бог ему судья.

Владимир КЛЫШНИКОВ, соб. корр. «МГ».
С.-Петербург - Бологое.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru