Вы здесь

ЧТО проект «Здоровье» нам готовит?

Почти год в стране действует Национальный проект «Здоровье». Налицо уже первые его результаты. Самое время сейчас остановиться и подумать, что и как делается, в каком направлении двигаться дальше. О том, что эта крупномасштабная государственная программа несет медицинским работникам и всем нашим согражданам, мы беседуем с заместителем директора по научно-исследовательской работе Национального НИИ общественного здоровья РАМН, доктором медицинских наук, профессором Вадимом ФИЛАТОВЫМ.

           1

- Вадим Борисович, что конкретно изменилось с началом реализации проекта «Здоровье»? Возьмем в качестве примера хотя бы такое наиболее проблемное направление, как первичное звено...

- Для начала отмечу, что этот проект действительно начал менять систему здравоохранения России в лучшую сторону. Многие уже на себе ощутили его позитивную энергию. Реально (на 45-50%!) повысилась зарплата медицинских работников. С начала 2006 г. около 17тыс. врачей пришли на участки работать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики. Более 11 тыс. медицинских сестер стали трудиться в первичном звене. При этом 1700 врачей пришли со специализированного приема, из стационаров и федеральных учреждений. Это очень хорошая тенденция. Так регулируется наш давний кадровый перекос в сторону специализированных служб и стационарной помощи.

Пусть и не теми темпами, как хотелось бы, но отмечается приток молодых специалистов в поликлиники. Примерно 2,5 тыс. выпускников медицинских вузов в нынешнем году пополнили первичное звено. Будем надеяться, что это понизит средний возраст участкового врача России, который сегодня составляет 53 года.

- Особое место в нацпроекте занимает родовой сертификат...

- В связи с тем, что будущие матери получили возможность самостоятельно выбирать женскую консультацию и роддом, уже четко наблюдается следующая ситуация: лучшие медицинские учреждения пользуются большим спросом. На дополнительные средства, полученные от родовых сертификатов, родильные дома активно закупают новое медицинское оборудование и расходные материалы. В регионах выросли показатели посещаемости женских консультаций, ранней постановки беременных на амбулаторное наблюдение и активного патронажного наблюдения. Благодаря родовым сертификатам мы теперь знаем, что средний возраст мам - 26 лет, средний рост новорожденных - 51,95 см, средний вес - 3,360 кг. Неонатальный скрининг приобретает черты национальной службы, включающей родильные дома, медико-генетические консультации. Расширение скрининга (адреногенитальный синдром, галактоземия, муковисцидоз) потребовало оснастить новым оборудованием лаборатории соответствующих учреждений здравоохранения, провести дополнительное обучение детских врачей - эндокринологов, диетологов, неонатологов.

- А наметились ли при этом какие-то прогрессивные тенденции в управлении всей отраслью здравоохранения?

- Конечно. Например, нацпроект вызвал структурные изменения. Указом Президента РФ было создано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Новая структура, подведомственная  Минздравсоцразвития России, станет координировать работу центров высоких медицинских технологий, создаваемых в рамках национального проекта. Новой благотворной тенденцией я считаю также то. Что в систему здравоохранения начал интегрироваться Фонд социального страхования РФ. В рамках реализации проекта фонд выполняет ряд новых функций, связанных с программой родовых сертификатов, профилактикой и сохранением здоровья работающих граждан. Фактически в рамках проекта мы наблюдаем создание единой системы медико-социального страхования, объединяющей фонды обязательного медицинского и социального страхования. И мы видим, что их совместная деятельность эффективна и полезна для здравоохранения. В целом налажена информационная система, позволяющая отслеживать движение средств проекта в режиме он-лайн.

- Подтолкнул ли нацпроект региональные и муниципальные власти страны к сотрудничеству, активному софинансированию, проявлению инициативы?

- Бесспорно. Национальный проект выступил катализатором разработки, принятия и реализации региональных и муниципальных программ развития здравоохранения как составных частей проекта. Мне представляется, что наиболее комплексные, новаторские и сбалансированные программы приняты в Тюменской области, Краснодарском крае, Москве, Республике Татарстан, Кемеровской области. Интересные подходы к развитию здравоохранения демонстрируют Ивановская и Ульяновская области. В Новгородской области 2006 г. вообще стал годом здоровья.

Субъекты Федерации ввели доплаты фельдшерам, занимающим должности участковых терапевтов и педиатров. Принимаются отдельные программы по развитию телемедицины, высоких медицинских технологий, оптимизации сети учреждений, развитию сельского здравоохранения, общеврачебных практик, перинатальных центров, межрайонных центров оказания специализированной медицинской помощи, решению проблемы йододефицита. Особое внимание практически во всех территориях уделяют развитию родильных домов. Реализация программы вакцинопрофилактики заставила регионы всерьез заняться организацией реальной «холодовой цепи». Особое разнообразие форм и методов реализации национального проекта демонстрируют муниципалитеты. Депутаты Череповецкой городской думы предложили при проведении дорогостоящих операций проводить муниципальные конкурсы ценовых котировок. В Гурьевском районе Кемеровской области введен бесплатный проезд беременных женщин из сельских поселков в женскую консультацию.

Некоторые руководители регионов одним из главных критериев эффективности реализации национального проекта определяют увеличение ожидаемой продолжительности жизни. При этом называются такие цифры продолжительности жизни, как 65-70 лет у мужчин и 75-80 лет у женщин. Но я должен подчеркнуть, что нацпроект все же вряд ли сможет столь революционно повлиять на продолжительность жизни. Все-таки в нынешней ситуации ведущими факторами, влияющими на ожидаемую   продолжительность жизни, являются уровень доходов населения, его занятость, качество жилья и коммунальных услуг, дорожный травматизм и факторы внешнего воздействия. Поэтому подобную цель необходимо ставить перед всеми национальными проектами. Их полная реализация, безусловно, увеличит ожидаемую продолжительность жизни и позволит довести ее до уровня промышленно развитых стран мира.

- Какие слабые стороны нацпроекта высветилисьза время его действия?

- Среди существенных проблем я назвал бы ход диспансеризации населения. В этом году из федерального бюджета предусмотрено выделение более 14 млрд руб. на расходы по проведению всеобщей диспансеризации и на медицинскую помощь определенным категориям населения. Однако от регионов по этим статьям поступили счета на сумму чуть более 2 млрд руб. Еще одна проблема, возникшая в ходе диспансеризации, связана с нехваткой узких специалистов и некоторого оборудования, отсутствием в первые месяцы начала диспансеризации четких действий на уровне муниципальных органов власти и руководителей предприятий и учреждений. Хотя сегодня главы муниципальных образований и руководители берут под постоянный контроль проведение диспансеризации согласно утвержденным графикам. Важной является мотивированность населения на прохождение диспансеризации. Значение этого фактора возрастет в 2008 г., когда планируется вдвое увеличить ее объем. В связи с этим большой интерес представляет предложение Минздравсоцразвития России о введении экономической мотивации. Предлагается, чтобы прохождение диспансеризации стало одним из условий при предоставлении работающему права на получение при амбулаторном лечении лекарственных препаратов с 50-процентной скидкой.

Увеличение объема диспансеризации объективно повлечет за собой пересмотр ее программы. Возможно, нам надо вернуться к автоматизированным системам скрининга как первому этапу диспансеризации, возродить практику работы отделений профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Это поможет создать инфраструктурную основу для всеобщей диспансеризации населения. Не до конца отрегулированы в нацпроекте и вопросы участия ведомственных учреждений здравоохранения и медицинских организаций иных организационно-правовых форм.

И конечно, всем медикам прибавилось много бумажной работы. Вместе с повышением зарплаты резко возросли требования к участковым врачам, теперь они заполняют множество разных документов. Из-за этой бумажной волокиты доктора вынуждены задерживаться допоздна. Слишком много проверяющих. Лечебное учреждение контролируют все, начиная от Счетной палаты и милиции и заканчивая страховой компанией. Нет, конечно, контроль нужен, но не ежедневный тотальный надзор, с сотнями справок, отчетов, ворохом новой учетной документации.

- Сейчас уже много говорят о предполагаемых нововведениях в нацпроект. А что, по-вашему, нужно скорректировать?

- Я бы выделил дальнейшее развитие программы родовых сертификатов. Стоимость родового сертификата планируется увеличить с 7 до 10 тыс. руб. При этом 1 тыс. руб. женщина при желании сможет направить в детскую поликлинику. В рамках этого увеличения планируется также, что беременные женщины будут получать медикаменты бесплатно на амбулаторно-поликлиническом этапе. Таким образом, пожалуй, впервые будет выстроено экономически мотивированное непрерывное медицинское наблюдение за здоровьем женщины и ребенка.

Мы видим, что программа родовых сертификатов выявила слабость материально-технической базы родовспомогательных учреждений страны. В связи с этим в будущем году на их оснащение медоборудованием планируется направить более 5 млрд руб. Добавим к этому и планируемый 100-процентный неонатальный скрининг на врожденные и наследственные заболевания и запланированное на 2008 г. строительство 14 перинатальных центров - и мы увидим вполне реальный комплексный план действий по снижению младенческой смертности в стране.

- Нет ли у вас опасений, что судьбу проекта может постичь участь многих наших шумных кампаний, которые и прежде проводились в стране?

- Я уже не раз слышал критику: мол, это разовое мероприятие. Пройдет год-два, и о проекте забудут. Но планируемое развитие этой программы на 2007-2008 гг. доказывает несостоятельность подобных   мнений. Да и люди, по опросам, ждут от нацпроекта «улучшения для каждого». До 65% россиян уверены, что меры, предусмотренные им, будут способствовать решению острых проблем современного здравоохранения.

В заключение хочу пожелать всем нам настойчивости, целеустремленности и оптимизма в реализации этого проекта.

Беседу вел
Александр ИВАНОВ, корр. «МГ».
Фото Александра ХУДАСОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru