Вы здесь

До основанья, а затем?

Регионы замерли в ожидании: в Минздравсоцразвития России и вновь созданном Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи начинается распределение квот на 2007 г. «Медицинская газета» уже обращалась к этой теме, но тогда объектом нашего внимания были федеральные медицинские центры и лечебные учреждения областного подчинения, работающие с «дорогостоем». Между тем система квотирования распространяется и на клиники научных институтов РАМН. Что думают в этих учреждениях о распределении квот на высокотехнологичные виды помощи?

Удивительно, как быстро и радикально меняются доктрины. Еще каких-то 3 года назад исповедовалась идея рационального расходования средств здравоохранения. Зачем, дескать, нам клиники сердечно-сосудистой хирургии в каждом субъекте Федерации? Это нерачительно: мы не настолько богаты, да и больных не наберется, чтобы все эти кардиоцентры работали с полной загрузкой. Прошло совсем мало времени, и вот уже нацпроект «Здоровье» заявляет о строительстве 12 новых медицинских центров, большинство из которых -кардиохирургического профиля.

- Мне не понятна политика, когда такие мощные учреждения, как Новосибирский институт патологии кровообращения им. Е.Н.Мешалкина, НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН, московские академические центры недогружены работой, а государство собирается строить новые, - делится своим мнением директор НИИ кардиологии Томского научного центра СО РАМН академик РАМН Ростислав Карпов. - Современные кардиохирургические операции невероятно сложны, это в прямом смысле слова высокие медицинские технологии, они требуют огромного опыта, с ходу их освоить невозможно. Думаю, раньше чем через 5 лет новые учреждения по-настоящему не заработают.

Сам собой напрашивается вопрос о рациональном использовании средств федерального бюджета при таком подходе. Второй вопрос: а что делать больным? Они не могут ждать 5 лет, поскольку нуждаются в помощи сегодня. По словам Р.Карпова, достаточное квотирование существующих в Сибири кардиоцентров - Томского и Новосибирского, где оперируют всю сердечно-сосудистую патологию и в любом возрасте, начиная с периода новорожденности, могло бы решить проблему оказания помощи жителям всех регионов СФО. Если нацпроект ставит целью увеличение продолжительности жизни россиян и снижение преждевременной смертности, то своевременная кардиохирургическая помощь конкретному больному - один из верных путей достижения данной цели. Сегодняшних федеральных квот на высокотехнологичные виды лечения сибирякам не хватает. Что касается томского НИИ кардиологии, при дополнительном федеральном финансировании институт может в два с лишним раза увеличить количество операций, мощности позволяют.

Недостаток федеральных квот на трансплантацию костного мозга и лечение ревматоидного артрита испытывает и НИИ клинической иммунологии СО РАМН в Новосибирске. По мнению его директора академика РАМН Владимира Козлова, клиника института могла бы в 1,5 раза увеличить объем работы. Пока же здесь не знают, сколько квот на высокие технологии получит институт на следующий год и получит ли вообще...

- Перекос в распределении квот в сторону столичных медицинских центров очевиден всем, - говорит Владимир Александрович. - Чем опасна такая тактика? Академические клиники в регионах лишатся солидной доли финансирования и возможности дальнейшего развития. Следовательно, сократится доступность высокотехнологичных видов помощи для наших пациентов. Далеко не все они в состоянии ехать на лечение за три тысячи километров. Да и почему тяжело больной человек должен ехать из Сибири в Москву, если результаты лечения того же ревматоидного артрита в нашей клинике ничем не отличаются от среднеевропейских, это объективные, статистически подтвержденные данные?

Увеличить объемы медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, хотели бы в НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН. Это не оговорка: именно хотели бы, но пока не могут. Институт срочно нуждается в расширении площадей и открытии 4 специализированных отделений: онкоурологического, маммологического, детской онкологии и паллиативной помощи. Сегодня при коечном фонде в 230 единиц здесь лечатся 260 больных. Вопрос о строительстве дополнительного корпуса клиники решается на уровне администрации Томской области, но без помощи федерального бюджета при строительстве и оснащении все равно не обойтись, считает директор института член-корреспондент РАМН Евгений Чойнзонов:

- Формально, подимеющиеся ресурсы федеральных квот на высокие технологии нам достаточно, в этом году нам дали 914 квот. Но востребованность этих видов помощи такова, чтоу нас очередь больных на многие месяцы вперед. В клинику НИИ онкологии поступают больные из всех территорий Сибири с запущенными формами болезни, с рецидивными опухолевыми процессами, когда на уровне муниципальных и областных онкологических диспансеров оказать адекватную помощь не представляется возможным. Понятно, что фактор времени здесь важен, как нигде.

Тревогу коллег разделяет и директор Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН академик РАМН Вячеслав Шкурупий:

- Создание Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской   помощи дает основания думать, что в основном все субвенции уйдут туда. Академические институты, имеющие клиники, где уже оказываются высокотехнологичные виды помощи, сильно обеспокоены этим фактом. Есть специалисты, накоплен большой опыт работы, главное - очередь пациентов.

Я считаю, что высокотехнологичная помощь должна оказываться преимущественно в клиниках научных институтов, поскольку здесь помимо обычных стандартов лечения могут быть использованы новейшие разработки ученых.

Так есть ли смысл в строительстве новых высокотехнологичных медицинских клиник, если существующие способны закрыть потребность в данных видах помощи? Отвечая на этот вопрос, председатель президиума Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН академик РАМН Сергей Колесников сказал:

- Я сторонник дооснащения существующих (и часто пустующих) клиник независимо от ведомственной подчиненности, а также достройки долгостроя в основных медицинских научных центрах России, то есть там, где уже есть опыт работы и научные школы: это Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. К сожалению, в Москву не наездишься. Но настоящего экспертного совета при Минздравсоцразвития России или Федеральном агентстве как не было, так и нет - все решают чиновники по одним только им известным принципам. Естественно, произошло сокращение финансирования клиник РАМН, они снизили количество операций, хотя могли их нарастить без особого труда в 3-4 раза при наличии финансирования и расходных материалов, а также замены устаревшего оборудования. Это было бы в несколько раз дешевле нового строительства.

Как ни странно, даже среди академических клиник распределение квот происходит с явным географическим креном. На 2006 г. РАМН получила 38 169 квот, или на 7,4% больше, чем в 2005 г. В то же время СО РАМН в нынешнем году было выделено на 21% квот меньше - всего 4467. Спрашивается, почему? В сибирских клиниках стали хуже лечить, оттуда ушли высококвалифицированные специалисты или больных стало меньше? Ничего похожего. Что касается пациентов из регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, их доля в числе больных, пролеченных в столичных учреждениях, растет от квартала к кварталу быстрыми темпами.

Известно о том, что столичные клиники федерального значения открывают в регионах Сибири и Дальнего Востока «филиалы», структура которых и штатное расписание недвусмысленно указывают на истинную цель появления этих структур здесь: отбор больных (в частности, онкологических и онкогематологических) и направление их на лечение в Москву. И это тоже метод перераспределения квот.

Лоббирование чьих-то интересов при делении бюджетных средств - явление, в принципе, не новое, в медицине в том числе. Но сегодня оно приобретает ярко выраженный характер. Деньги - фактор бесспорно важный, но не менее важно сохранить медицинскую науку и ее клинические подразделения. Или вновь, как 80 с лишним лет назад: до основанья, а затем?..

Елена БУШ,
соб. корр. «МГ». Новосибирск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru