Вы здесь

Во благо науки и державы!

Специальная комиссия Министерства науки и высшего образования РФ подвела итоги конкурса среди вузов страны на получение ежегодного – в течение десяти лет – гранта от 100 млн руб. по проекту «Приоритет-2030», который осуществляется в рамках Года науки и технологий, объявленного Президентом России Владимиром Путиным. Грант выделяется на открытие студенческих технопарков, обновление учебно-лабораторной базы и программ обучения, на инновационные технологии подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих соответствующими компетенциями, востребованными на рынке образовательных, научных и медицинских услуг.

 

Одним из медицинских вузов, по чьей программе на получение столь долговременного гранта после отбора и экспертизы материалов было принято положительное решение комиссией в отношении всего 106 коллективов высших учебных заведений разного профиля, стал Смоленский государственный медицинский университет. Сегодня ректор вуза член-корреспондент РАН Роман КОЗЛОВ отвечает на вопросы собственного корреспондента «МГ» Владимира КОРОЛЁВА.

  

  – Роман Сергеевич, программа СГМУ на грядущее десятилетие – объёмный документ, он полон не только теоретических разработок и раскладов, но главное – это предметная стратегия формирования организма медицинского университета мирового уровня. Вы согласны с этим?

 

  

  – Да, свою миссию уже сегодня и системно в дальнейшем коллектив СГМУ видит в том, чтобы через формирование экосистемы и развитие модели университета исследовательского лидерства, во-первых, повышать конкурентоспособность страны на международном уровне в области научно- исследовательских разработок; во-вторых, мы будем интегрировать новые образовательные технологии, науку и клиническую практику в подготовку специалистов с актуальными компетенциями в области здравоохранения; в-третьих, выступать драйвером социально-экономических изменений региона, создавая тем самым условия для роста уровня здоровья, человеческого капитала и успешной реализации личностного потенциала в Смоленской области.

 

   – Одно из стержневых понятий программы – целевая модель СГМУ. На что она ориентирована?

 

   – Целевая модель СГМУ представляется как модель развития исследовательского и отраслевого лидерства, ориентирована на формирование современной университетской экосистемы, цифровую трансформацию университетской среды, вхождение в топ-рейтинги эффективности медицинских вузов России, на международное лидерство и узнаваемость в области исследования антибиотикорезистентности, на трансфер образовательных технологий и выход на глобальные онлайн-платформы.

 

   А ещё к 2030 г. университет должен стать драйвером социально-экономического развития региона, инициировать создание консорциумов с учебными заведениями страны и региона, с органами власти, с представителями бизнеса.

 

  – Должен стать… За счёт чего?

 

  – Ключевым направлением в формировании СГМУ в области исследовательского лидерства является активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности с привлечением опыта ведущих университетов в сфере развития программ стратегического лидерства. Реализация этой цели будет выражена в значительном увеличении количества научно- исследовательских центров и лабораторий; в создании международных научных коллабораций, межвузовских консорциумов; в росте числа грантовых проектов, госзаданий и НИОКР; в активизации темпов развития молодёжной науки; в существенном увеличении количества публикаций и цитируемости в журналах 1 и 2 квартилей в Scopus и Web of Science; в продвижении аспирантских и магистерских программ; в увеличении количества привлекаемых ведущих зарубежных учёных в соответствующих областях.

   Другим ключевым направлением является трансформация образовательного пространства, формирование образовательной инфраструктуры с продвижением стратегии цифрового университета, внедрением индивидуальных образовательных траекторий, формированием сетевых магистерских программ, развитием университетской клиники, созданием студенческих технопарков. Одним словом, речь идёт о создании новой модели управления вузом, основанной на горизонтальной кооперации и децентрализации, нацеленной на оптимальное развитие человеческого капитала. Этому направлению будет способствовать внедрение эффективного контракта, проведение политики кадрового резерва, оптимизации работы структурных подразделений.

 

   Особо подчеркну, что СГМУ должен стать одним из ведущих центров в мире в области исследования антибиотикорезистентности, а в России – в области развития IT-медицины и цифровых компетенций в медицинском образовании.

 

    – Что включает в себя Программа коммерциализации научно-исследовательской и инновационной деятельности?

 

    –   В структуре этой программы – создание консорциумов с представителями бизнеса и региональной власти, программа поддержки и продвижения стартапов, открытие бизнес-акселератора.

 

      – Обращает на себя внимание позиция развития человеческого капитала…

   

   – Данная позиция подразумевает увеличение количества иностранных студентов, рост общей численности обучающихся, увеличение количества молодых специалистов в составе научно-педагогических сотрудников университета, ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях.

 

    В итоге к 2030 г. СГМУ должен являть собой региональный научно-инновационный центр с развитой экосистемой, который гарантирует качественную подготовку высококвалифицированных кадров в области здравоохранения, закроет кадровую потребность в узких специалистах в области здравоохранения региона, выступит  центром генерации бизнес-проектов и предпринимателей в области медицины и здравоохранения, разовьёт медицинский туризм в регионе, привлечёт инвестиции в области медицинских разработок и бизнеса, выступит полюсом притяжения и удержания талантливой молодёжи, развития человеческого капитала в регионе, сформирует разветвлённую систему предоставления сервисов здоровьесбережения для населения.

 

    – Предметная стратегия формирования СГМУ представляет собой шесть векторов «Стратегии лидерства вуза»…

 

   – Да, это стратегия регионального лидерства, выступающая драйвером социально-экономического развития и центром притяжения молодёжи. Ведь Смоленская область имеет все возможности позиционировать себя, как регион с сильным медицинским образованием, клиническими   исследованиями и технологическими инновациями в медицине и смежных сферах деятельности. Развитая университетская среда может явиться существенным преимуществом региона, приоритетным направлением его стратегического развития.

 

 Стратегия мирового исследовательского лидерства в области антибиотикорезистентности предполагает позиционирование вуза в качестве мирового центра по изучению антибиотикорезистентности, что будет способствовать повышению конкурентоспособности России на планете в области образования, науки и технологий. Стратегия развития клинических баз университета и консолидация их в передовую, высокотехнологичную, с работой узкопрофильных специалистов, университетскую клинику. С одной стороны, клиника будет решать важные задачи в обеспечении медицинской помощи региону (прежде всего, узкими специалистами), создавать условия для развития медицинского туризма, способствовать объединению представителей частных и государственных клиник. С другой – позволит научно-педагогическому коллективу университета и обучающимся существенно расширить клиническую базу.

 

 Ключевыми направлениями в работе университетской клиники планируется сделать: оказание специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, в области стоматологии, акушерства и гинекологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, кардиологии, офтальмологии, неврологии, психиатрии, травматологии, онкологии, хирургии, функциональной диагностики, ультразвуковой диагностики и малоинвазивных технологий лечения; проведение комплексных медицинских осмотров, консультаций и проведение мегаконсилиумов с привлечением специалистов разных специальностей.

  

   Стратегия развития образовательных продуктов – это новые магистерские программы совместно с ведущими университетами, продвижение сетевого образования, трансфера образовательных программ через онлайн платформы «Открытое образование», Coursera в рамках межвузовских консорциумов. Стратегия предполагает международный рекрутинг: привлечение ведущих зарубежных учёных и преподавателей к образовательной деятельности в университете.

 

  Сутью стратегии развития молодёжной науки, привлечения студентов, молодых учёных к научно-исследовательской и инновационной деятельности, коммерциализации научных разработок является политика развития научно-исследовательских групп и научных центров (лабораторий), внедрения системы внутривузовских грантов, эффективного контракта, что будет стимулировать включение молодёжи в научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Трансфер научных идей и достижений в реальный сектор экономики будет реализовываться через активизацию стартап-проектов, бизнес-акселерацию.

 

   Что касается стратегии модернизации системы управления вузом, то она будет осуществляться через реорганизацию существующих структур, новую кадровую политику с наличием кадрового резерва, горизонтальную кооперацию и создание модели современного цифрового университета.

 

    – Роман Сергеевич, обычно понятие «политика» употребляется как нечто целостное, в программе же СГМУ – это нечто множественное и, простите, раздробленное – «ПолитикИ университета»…

 

    – Раздробленное для того, чтобы выпукло, при помощи составляющих, показать глобальность нашего движения к 2030 г.

 Образовательная политика направлена на формирование современной образовательной экосистемы, способствующей повышению конкурентоспособности вуза и развитию человеческого капитала в регионе. Основные векторы трансформации уже работают на увеличение количества направлений подготовки, внедрение новых образовательных программ, технологий, платформ, индивидуальных  образовательных траекторий, на улучшение доступа обучающихся к образовательным продуктам университета и потенциальных участников медицинских вузов, цифровизацию образовательного процесса.

 

  А ещё – на усиление связи осваиваемых образовательных курсов с клинической работой и научно-исследовательской деятельностью, на повышение коммуникации с потенциальными работодателями, которая будет обеспечивать эффективную политику трудоустройства выпускников, учитывать запросы со стороны представителей рынка труда, на выход на новые географические рынки и развитие международной коммуникации в сфере образовательной политики, на интеграцию в европейское образовательное пространство.

 

    Составляющей частью этой политики является разработка и внедрение новых рабочих программ по новым видам направлений подготовки (специальностям), включая магистратуру, развитие и продвижение новой магистерской программы «IТ в медицине», развитие программ сетевой ординатуры. Теперь о научно-инновационной политике. Целевая модель университета направлена на создание экосистемы, которая будет способствовать формированию (Внимание!) университета исследовательского типа. Основные задачи научно-исследовательской и инновационной политики – создать условия для существенного повышения наукометрических показателей вуза, преодолеть отставание в публикационной активности и подаче заявок на исследовательские гранты, увеличить доходную часть бюджета организации от НИОКР, сформировать консорциумы с университетами и представителями бизнеса, которые будут способствовать активизации научно-исследовательской и инновационной деятельности не только в вузе, но и в регионе, создать новую систему аттестации научных кадров и войти в международное академическое сообщество по ряду направлений.

  

  На реализацию амбициозных задач научно-исследовательской политики уже направлено большинство стратегических проектов университета – «От идеи к технологии: развитие научно- исследовательского потенциала университета», «Международный научно-координационный центр в сфере борьбы с «супер-инфекци- ями», «Сетевая университетская кооперация в сфере Data Science в медицине», «Цифровая транс- формация университета».

 

    – Давайте затронем раздел «Политика в области медицинской деятельности».

 

   – Основой медицинской деятельности университета станет создание многопрофильной университетской клиники, главная задача которой – повышение уровня удовлетворённости населения качеством оказания медицинской помощи за счёт повышения результативности системы здравоохранения путём формирования новой модели медицинской организации и переходу к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, с использованием передовых цифровых, интеллектуальных технологий, роботизированных систем, новых материалов, а также искусственного интеллекта. Назову ещё несколько направлений. Это развитие международного (въездного) медицинского туризма, исследование новых лекарственных препаратов; интеграция науки и практического здравоохранения с внедрением информационных технологий в клиническую медицину с созданием сетевой университетской кооперации в сфере Data Science в медицине для развития рынка продуктов науки о данных в системе здравоохранения; внедрение устройств и сервисов в качестве персонального медицинского помощника по дистанционному медицинскому наблюдению за состоянием здоровья человека.

 

   Добавим сюда создание центра телемедицинских услуг для информирования пациентов, удалённого обучения специалистов, проведения консультаций и мегаконсилиумов ведущими специалистами университета, отечественными и зарубежными учёными, интенсивное внедрение новых видов медицинских услуг в рамках договоров с организациями и коммерческими предприятиями и, конечно же, формирование реабилитационной базы на территории региона, в том числе – для пациентов, перенёсших COVID-19, используя при этом научный и студенческий потенциал университета, деятельность медиков СГМУ.

 

   – Цель политики управления человеческим капиталом – создание условий для всестороннего раскрытия потенциала обучающихся и НПР в образовательной, лечебной, научно-исследовательской, инновационной, социально- медицинской деятельности и повышение продуктивности человеческого капитала. Что намечаете сделать, чтобы создать такие условия?

 

   – Эту цель планируем достичь за счёт усовершенствования технологических решений и принципов работы коллективной сети взаимодействия преподавателей, обучающихся, выпускников, за счёт повышения уровня цифровой грамотности сотрудников, введения эффективного контракта для НПР, в котором будет уделено особое значение показателям научно-исследовательской деятельности. Будет усовершенствована процедура конкурсного отбора, привлечены высококвалифицированные кандидаты на должности из других регионов. Увеличены доли молодых (с учёной степенью, до 39 лет) работников в структуре НПР через создание условий для карьерного роста и систему поддержки молодых НПР, внедрена система внутривузовских грантов, цель которой – оказание финансовой поддержки научно - исследовательским проектам научных групп университета.

 

    Развитие комплекса вопросов социальной поддержки обучающихся и НПР (социальные меры поддержки студенческих семей, открытие детских комнат, помощь в организации индивидуального учебного плана для обучающихся с детьми и др.), повышение уровня профессионализма административно-управленческого персонала, внедрения системы стажировок в ведущих вузах, в том числе в рамках действующих консорциумов; реализация индивидуальных образовательных траекторий для ординаторов, внедрение сетевых образовательных программ, развитие программы поддержки студенческих инициатив и продвижения социально-медицинских проектов, – именно эти и другие рычаги мы будем использовать при реализации политики управления человеческим капиталом», также как и при реализации «Молодёжной политики», ещё одной «Политики» университета.

 

    – Очевидно, что создание студенческих технопарков и бизнес-инкубаторов, поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодёжи, наращивание системы «социальных лифтов» лауреатов премий и талантливой молодёжи и наставников, их подготовивших, будет лежать в основе «Молодёжной политики». А что запланировано при реализации «Кампусной политики»?

 

   – Её цель – создание комфортной и современной среды для развития образовательной и досуговой деятельности студентов, научно-педагогического состава и сотрудников. Мероприятия по реализации кампусной и инфраструктурной политики будут направлены на обеспечение максимально комфортных условий, в связи с чем к 2030 г. планируем строительство нового студенческого общежития с использованием концепции «Зелёного кампуса» и эффективного энергосбережения на 704 места с созданием дополнительных условий для проживания студентов с ограниченными возможностями здоровья и преподавателей. Также пройдёт реконструкция студенческого клуба с созданием зон для самообразования и свободного получения информации, мест для эмоциональной разгрузки, пространства под свободное действие для запуска творческого процесса у обучающихся (аудитории-трансформеры с мобильной трансформируемой мебелью, интерактивные стены), расширение зон групповой коммуникации (коворкинги и виртуальные площадки). Будет создан лабораториум, содержащий оборудование «полного цикла» по различным дисциплинам, увеличим количество зелёных зон отдыха на территории кампуса. Обновим серверное и сетевое оборудования, компьютерную технику и программные средства. Оснастим все помещения и общественные пространства системами биометрической идентификации и внутренней смарт-навигации. Будет создана   корпоративная коммуникационная инфраструктура, интеграция информационных систем в общий комплекс взаимосвязанных программных продуктов и технических решений с возможностью доступа всех имеющихся структурных подразделений – создание единой цифровой платформы «электронный университет».

 

    – От «стратегий лидерства» давайте перейдём к «стратегическим проектам» университета…

 

   – Первый стратегический проект называется «Сетевая университетская кооперация в сфере Data Science в медицине». Его цель – создание сетевой университетской кооперации в сфере Data  Science  в  медицине  для развития рынка продуктов науки о данных в системе здравоохранения и междисциплинарной подготовки высококвалифициро- ванных кадров.

 

    А основные задачи – это формирование кооперации с вузами, осуществляющими подготовку специалистов по техническим, биологическим и медицинским специальностям, разработка и создание кросс-программ обучения для специалистов технических специальностей и здравоохранения, разработка инновационной площадки для формирования, консультаций и продвижения мультидисциплинарных команд на рынке здравоохранения. Это ещё и создание банка наборов биомедицинских данных в централизованной среде для облегчения исследовательской деятельности, разработка инструментов для анализа и извлечения знаний из сложных наборов биомедицинских данных, а также обучение сотрудников системы здравоохранения использованию созданных инструментов и наборов данных для решения практических задач.

 

    Среди ожидаемых результатов – это увеличение доли обучающихся, повышение уровня занятости молодёжи и профильного трудоустройства выпускников вуза на региональном и всероссийском рынках труда в пользу исследовательской, научно-инновационной и инновационно-предпринимательской деятельности. Очень важно и развитие уникальной инновационной научно-образовательной и технологической среды, в которой НПР и обучающиеся будут обладать исследовательскими и инновационно-технологическими компетенциями, способностями и возможностями коммерциализации интеллектуальной собственности в области healthtech.

 

     – А кто ваши партнёры, каково сетевое взаимодействие?

 

     – Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины (Москва), Национальный ме- дико-хирургический центр им. Н.И.Пирогова, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии, Государственный научный центр колопроктологии им. А.Н.Рыжих, Научно-исследовательский центр коморбидной патологии «Рациональная  медицина»,  Научно- исследовательский институт нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, Нижегородская государственная медицинская академия, Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, Технологический институт сверхтвёрдых и новых углеродных материалов, Российский государственный университет им. Иммануила Канта, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова, Дальневосточный федеральный университет.

 

   - Интересен и второй стратегический проект – «Международный научно-координационный центр в сфере борьбы с  суперинфекциями».

 

– Да, интересен, ведь проект предусматривает создание международного научно-координационного центра по вопросам антимикробной резистентности и терапии с целью разработки и внедрения новых подходов в сфере борьбы с суперинфекциями, а также в подготовке высококвалифицированных кадров.  Его задачи – формирование кооперации с организациями, вузами и НИИ для решения проблемы антибиотикорезистентности в рамках концепции One Health.

 

    Также создание междисциплинарного центра компетенций для специалистов практического здравоохранения, лабораторной диагностики, ветеринарии, пищевой промышленности, IT- специалистов. В построении опытной площадки и ресурсного центра для разработки новых адаптивных подходов к борьбе с ростом антибиотикорезистентности. Сюда же отнесём создание открытого банка геномных данных на основе собранных микробных штаммов, расширение программы мониторинга антибиотикорезистентности с включением центров - участников каждого региона страны и биологического ресурсного центра, объединяющего различные коллекции штаммов микроорганизмов.

 

       – Чего вы ждёте в итоге?

 

    – Это образование кафедры «клинической микробиологии», формирование транснационального междисциплинарного со- общества специалистов, способных использовать, создавать и внедрять передовые технологии контроля AMP, формирование банка данных возбудителей инфекций для реализации тестовой площадки с привлечением индустриальных партнёров – разработчиков диагностических систем и новых антимикробных препаратов. Это предложение эффективной таргетированной модели экономического планирования в масштабах от отдельного региона до страны в целом в сфере закупки и использования антимикробных препаратов и средств диагностики AMP.

 

    – Среди партнёров при реализации второго проекта – Всемирная организация здравоохранения…

     – И не только она, это ещё и Европейское общество по клинической микробиологии и инфекционным болезням (ESCMID), Британское общество по антимикробной химиотерапии (BSAC), Международный союз за разумное применение антибиотиков (APUA), Международное общество по химиотерапии (ISC), а также БГМУ и Гродненский ГМУ (Беларусь), КГМУ (Казахстан).

 

    – Какие ожидаемые результаты принесёт реализация стратегического проекта «Университетская клиника – 2030»?

 

     – В вузе практически с нуля будет создана многопрофильная университетская клиника для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичная помощь с целью развития въездного медицинского туризма, подготовка высококонкурентных специалистов мирового уровня и создание экспериментальной площадки для развития персонализированной медицины. Как я говорил, это увеличение доли обучающихся. Внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента с различными заболеваниями. Это и подготовка высококвалифицированных специалистов международного уровня, увеличение финансовых поступлений от экспорта медицинских услуг в бюджет региона, соответственно повышение рейтинга Смоленской области в сфере въездного туризма и повышение уровня социально-экономического развития региона – вот это и есть результативность данного проекта!

 

   –  А какие задачи поможет решить стратегический проект?

 

   – Они очевидны: повышение конкурентоспособности вуза и привлекательности для абитуриентов. Это внедрение новой культуры работы с данными, работы, основанной на высоких цифровых компетенциях сотрудников и обучающихся. Создание информационных сервисов, интегрирующих учебно-методические ресурсы и обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, цифровизация наукометрии, цифровой маркетинг и продвижение, а также оптимизация процессов вузовской аккредитации.

 

   При решении этих задач заложено создание эффективной образовательной среды, плотное сотрудничество с коллективами Сеченовского университета, Высшей школой экономики, с консорциумами «Цифровые университеты» и «Цифровые медицинские университеты», «Доказательная цифровизация для успеха студентов».

 

   – Пятый стратегический проект «От идеи к технологии: развитие научно-исследовательского потенциала университета» своей целью видит развитие модели университета исследовательского лидерства. СГМУ – лидер! Так вуз будет выглядеть в 2030 г.?

 

   – Мы рассчитываем, что через девять лет количество молодых (до 39 лет) кандидатов наук возрастёт у нас в два раза, рост количества публикаций в высокорейтинговых научных изданиях (Scopus, WoS с Q=l/Q=2) в пять раз, количество патентов вырастет на 10%, увеличение числа грантов мы будем иметь в 10 раз, создадим до 5 внутренних стартапов. Будет сформировано 10 междисциплинарных межвузовских научно-исследовательских лабораторий и 15 научно-исследовательских групп. В международные базы научного цитирования (Scopus, WoS) включим не менее двух журналов.

 

   Это конкретика. А в целом страна в 2030 г. будет иметь в лице СГМУ медицинский университет мирового уровня, в котором применяются инновационные технологии подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, обладающих соответствующими компетенциями, высоко востребованными на рынке образовательных, научных и медицинских услуг, опирающихся на фундаментальные и прикладные научные исследования, университет, соответствующий уровню ведущих отечественных и зарубежных медицинских вузов.

Смоленск.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru