Вы здесь

Защищая интересы медиков

 

На это держит ориентир Профсоюз работников здравоохранения РФ

 

Состоявшийся недавно V Пленум ЦК отраслевого Профсоюза определил тактику действий в условиях избранного курса Правительством РФ на минимизацию социальных обязательств государства, оптимизацию расходов в отечественной экономике, что не могло не сказаться негативно и на медицинской отрасли. В целом, по оценкам экспертов, наше здравоохранение недофинансируется приблизительно в 2 раза по сравнению с международными стандартами. Не удивительно, что вторжение в отрасль рыночных принципов привело к снижению социально-трудовых прав и социальных гарантий работников. Медицина по своей природе является стратегическим ресурсом, а потому «перемены» в ней не могут не волновать общество. Открыл пленум председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко.

 

Не просто сфера услуг!

 

Главный докладчик, заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения РФ Геннадий Щербаков, напомнил слова Президента России Владимира Путина на заседании Совета при Президенте страны по стратегическому планированию и приоритетным проектам: «…нужно повышать престиж, статус, материальное положение медицинских работников, укреплять их защиту, в том числе и правовую… Здравоохранение, как образование, – это не просто сфера услуг: врачи, учителя выполняют важнейшую для будущего страны и общества работу».
 

Повестка заседания «О состоянии и уровне оценки труда работников здравоохранения в современных условиях» назрела и связана с выполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. Если вспомнить ситуацию тех дней, то медицинское сообщество ждало больших изменений, так как внимание было обращено на значимость их труда. Все надеялись на обнадёживающие перемены в оценке труда, кадрового сбережения и престижа профессии медика. Решение этих вопросов в конечном счёте влияло бы на повышение качества и доступности медицинской помощи российским гражданам.
 

Одной из целей Майских указов был рост благосостояния врача, медицинской сестры, санитарки. За последние годы среднестатистический уровень номинальной заработной платы у этих категорий работников вырос. По итогам 2016 г. у врачей средняя зарплата составила 50 тыс. руб., у среднего медицинского персонала – 28 тыс., а у младшего медперсонала – 18 тыс. Но при этом надо иметь в виду, что коэффициент совместительства в здравоохранении составляет, по данным Минздрава России, 1,4, а на практике – 2 и более, обратил внимание докладчик. Не один год продолжаются споры между властью и медицинскими работниками, которые упорно опровергают рапорты чиновников об успешном выполнении Майских указов, что их реальные размеры заработной платы не имеют ничего общего со среднестатистическими. Объективным подтверждением стали данные, полученные по результатам социологического опроса 1,5 тыс. врачей, медсестёр, санитарок в рамках научно-исследовательской работы, проведённой по заказу профсоюза Академией труда и социальных отношений.
 

Так, зарплата по основному месту работы около трети врачей укладывается в пределах от 10 тыс. до 19,9 тыс. руб., ещё около трети врачей – от 20 тыс. до 29,9 тыс. При этом доля медицинских работников, которые полностью удовлетворены своей зарплатой по основному месту работы, не превышает 3%. А общий уровень негативных оценок заработной платы среди участников исследования составил 86-94%, то есть подавляющее большинство.
 

Настораживающим фактом является снижение за последние 4 года фактических размеров заработной платы у каждого третьего из числа опрошенных. Динамическая оценка официальных статданных, которую регулярно проводит ЦК Профсоюза, также свидетельствует об уменьшении в 2016 г. по ряду субъектов РФ размеров оплаты труда по категориям работников.
 

Исполнение указов осуществляется в основном за счёт возрастающей нагрузки на медицинских работников, дополнительных видов работ в условиях кадрового дефицита. Среди участников социологического опроса доля работающих свыше 60 часов в неделю с учётом дополнительной занятости достигает более 40%.
 

Президент в своём указе называет в качестве ориентира среднюю заработную плату в привязке к региону. Но в Правительстве своя новация – в 2015 г. устанавливается иной ориентир – так называемый среднемесячный доход от трудовой деятельности, что автоматически понизило величину этого ориентира на 11-15%.
 

Экономическая политика исполнительной власти ведёт к откровенному занижению цены труда, что подтверждается в том числе изменением сроков достижения целевых показателей «дорожных карт», их корректировка с определением итогового периода не в 2017 г., а в 2018 г., то есть на один год позднее. При этом изменения в соответствующие распоряжения Правительства РФ не внесены, в рамках социального партнёрства они не обсуждались. Неоднократные возражения на этот счёт отраслевого профсоюза правительством во внимание не были приняты.
 

Таким образом, констатировал докладчик, долгожданные 200% от средней зарплаты в экономике региона врачи дождутся на год позднее, лишь в 2018 г.
 

 Что происходит с совершенствованием систем оплаты труда?

 

За 2016 г. не выполнены региональные «дорожные карты» в отношении врачей в 21 субъекте РФ, среднего медицинского персонала – в 13, младшего медицинского персонала – в 34. Анализируя ход выполнения Указа № 597, нельзя не отметить ещё одну важнейшуюего составляющую. Это совершенствование самих систем оплаты труда, на что была направлена соответствующая программа, утверждённая Правительством страны. Она состояла в установлении базовых окладов в бюджетной сфере по профессиональным квалификационным группам, а также в увязке через «эффективный контракт» размеров заработной платы с результатами качественного труда как работников, так и коллектива учреждения в целом. Но все предпринятые профсоюзом попытки побудить Минтруд России к решению этих вопросов до сих пор не дали положительного результата. Обозначенный программой 2015 г. как срок утверждения базовых окладов Правительством страны не выполнен.
 

Надо отдать должное, в течение 2 лет профсоюз совместности Минздравом России проводит целенаправленную работу по совершенствованию систем оплаты труда, исходя из увеличения гарантированной части (должностного оклада) в структуре зарплаты, что должно стать основой для утверждения единых базовых окладов.
 

В 72 субъектах структура заработной платы пересмотрена. Но, к сожалению, в условиях отсутствия дополнительных финансовых средств лишь в 25 из них удалось в полном объёме достичь рекомендованного соотношения составных частей зарплаты.
 

В подавляющем большинстве регионов оклады для младшего медицинского персонала не достигают МРОТ, а в 32 – даже и для врачей.
 

Докладчик обратил внимание заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Сергея Краевого, присутствовавшего на пленуме, на совершенствование систем оплаты труда федеральных бюджетных и автономных учреждений, в том числе образования, науки, санаторно-курортных. Здесь серьёзный пробел – до настоящего времени не пересмотрены утверждённые ещё в 2008 г. примерные положения по оплате труда. А ведь решение этого вопроса – только в компетенции Минздрава России.
 

Серьёзной ревизии в структуре заработной платы подверглись и выплаты компенсационного характера, в том числе за вредные и опасные условия труда. Это вызывает справедливое недовольство в коллективах. Для их разрешения требуется совместная проработка вопросов на уровне Профсоюза и его организаций, Минздрава и Минтруда России.
 

Не менее актуальной, подчеркнул докладчик, сохраняется проблема, связанная с минимальной гарантией в уровнях оплаты труда – это МРОТ. Профсоюзы всегда настаивали и продолжают настаивать на повышении её величины до прожиточного минимума, что и предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Можно только приветствовать намерения Правительства страны, озвученные премьером, о разработке механизма реализации данной нормы уже в ближайшее время. Но в то же время эти меры без дополнительного финансового обеспечения, без изменения правовой основы МРОТ, без исключения из его структуры надтарифных выплат, приведут к дальнейшему усугублению вопросов, связанных с дифференциацией в уровнях оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников.
 

Г.Щербаков привёл слова из выступления на недавно прошедшем медиафоруме под названием «Правда и справедливость» одной из участниц, охарактеризовавшей Президенту РФ Владимиру Путину оптимизацию в Еврейской автономной области: «Ликвидация всего, что есть, всего, что ещё может работать»! А ещё она по- просила Президента спросить у властей области: «Чего им надо от народа и зачем они лишают нас здравоохранения?».
 

«Подобное мнение о проводимой оптимизации сложилось у значительной части россиян», – отметил докладчик. Так называемая оптимизация штатной численности на деле означает сокращение штатных должностей и при явном дефиците кадров ведёт к тому, что дополнительные объёмы работ вменяются медицинскому работнику зачастую без дополнительной оплаты, либо за смешную стимулирующую выплату. Также Г.Щербаков затронул вопрос применения штрафных санкций к медицинским организациям.
 

Актуальность этой темы в последнее время всё больше возрастает не только среди медицинского сообщества, и обусловлена она значительными объёмами финансовых средств, недополучаемых учреждениями. Обсуждение этого вопроса на заседании постоянно действующей комиссии ЦК Профсоюза по защите прав врачей побудило более глубоко проанализировать данную ситуацию на основе данных, полученных от всех региональных организаций. В своих предложениях, направленных в Минздрав России и Федеральный фонд ОМС, профсоюз исходил из понимания, что пациент должен получать медицинскую помощь своевременно, качественно и в полном объёме. А невыполнение этого непреложного требования должно быть оценено соответствующим образом. Но при этом ЦК Профсоюза считает также необходимым учитывать, что допущенные нарушения в оформлении медицинской и отчётной документации могут быть обусловлены и объективными причинами, связанными и с уровнем материально-технического оснащения, и со значительным кадровым дефицитом, и с чрезмерной интенсификацией труда врача, медсестры, их психоэмоциональными нагрузками, с огромным объёмом документации, и с проблемами в компьютеризации и т.д.
 

В докладе был поднят вопрос о разработке отраслевой рамки квалификаций как составляющей части в системе Профессиональных стандартов специалистов в сфере здравоохранения.
 

Профсоюзы неоднократно призывали остановить распространение мер жёсткой экономии на социально значимые институты, уделить внимание достойной оценке труда работающих. Принимая во внимание состояние и уровень оценки труда работников здравоохранения в современных условиях, президиум ЦК Профсоюза считает необходимым обратиться в адрес Президента страны с просьбой его личного содействия в принятии конкретных решений по регулированию обозначенного вопроса.
 

Масштабность задач, стоящих перед здравоохранением в современных условиях, требует внесения принципиальных изменений в механизм управления отраслью, воссоздания на новой основе элементов централизации этой стратегической сферы деятельности, по сути, обеспечивающей национальную безопасность.
 

Профсоюз выступает за социальное партнёрство во всех его формах, и на всех его уровнях и дальше будет энергично защищать права и интересы работников здравоохранения. Делается немало, но предстоит сделать ещё больше, заключил докладчик.
 

Что делать?

 

ЦК Профсоюза работников здравоохранения на своих пленумах не раз поднимал вопросы обеспечения социально-экономических и трудовых прав и интересов врачей, среднего и младшего медицинского персонала амбулаторно-поликлинического и стационарного звена с участием широкой меди-цинской общественности. А реализация Майских указов Президентаиявляется приоритетом в деятельности отраслевого профсоюза и его организаций в лечебных учреждениях. Поэтому так обстоятельн и доказательно обсуждались на последнем профсоюзном форуме состояние и уровень оценки труда работников и финансового обеспечения отрасли. Из доклада очевидно, что не всё намеченное выполнено. Это же констатировалось и в развёрнутом постановлении пленума ЦК Профсоюза. Поправить положение может усиление координации деятельности всех профсоюзных организаций, повышение эффективности его взаимодействия с социальными партнёрами, используя при этомотстаивании интересов работников здравоохранения.
 

    Что предлагается?

 

Выборным органам организаций профсоюза принять активное участие в осуществлении контроля за реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2012 «О реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., утверждённой распоряжением Правительства РФ федеральной и региональных «дорожных карт» по повышению эффективности здравоохранения.
 

  ЦК Профсоюза, выборным органам его региональных организаций продолжить работу с органами законодательной и исполнительной власти в рамках формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы на 2018-2020 гг., исходя из необходимости повышения уровня финансового обеспечения деятельности здравоохранения и оплаты труда работников.
 

  По итогам первого полугодия 2017 г. совместно с органами управления здравоохранением и фондами ОМС провести мониторинг ситуации о состоянии оплаты труда работников в ходе исполнения принятых бюджетов. По результатам их анализа рассмотреть возможность и целесообразность подготовки предложений в Российскую и региональные трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Госдуму России, органы законодательной власти субъектов РФ.
 

    Продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников, внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Минздрава России, Роспотребнадзора, субъектов РФ, соответствующие региональные соглашения, исходя из необходимости  увеличения гарантированной зарплаты (должностного оклада), обеспечения гарантий работников, осуществляющих свою деятельность во вредных  (опасных) и иных условиях труда.
 

    Председателям, выборным органам региональных организаций профсоюза рекомендовано активизировать свою деятельность по защите и финансовому обеспечению трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов работников в условиях проведения мероприятий по реформированию здравоохранения, реструктуризации сети учреждений и их штатной численности.
 

    Оперативно информировать ЦК Профсоюза о проблемах и нерешенных вопросах обеспечения профессиональных, трудовых прав, повышения уровня оплаты труда работников здравоохранения в рамках реализации планов мероприятий («дорожных карт»).  
 

     Активизировать работу по контролю за правильностью исчисления заработной платы работников, реализацией комплекса мер в совершенствовании системы оплаты труда работников учреждений, принятию мер по устранению выявленных нарушений в оплате труда.
 

    Главная задача - работа с органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня по разработке и утверждению Комплексной федеральной программы кадрового обеспечения здравоохранения, а также по внесению соответствующих дополнений, предусматривающих комплекс мер социальной поддержки медицинских работников, в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
 

   Совместно с Минтрудом и Минздравом России продолжить подготовку предложений в Единые рекомендации РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 г. для обеспечения единых подходов при формировании условий и размеров оплаты труда, с учетом специфики деятельности в сфере здравоохранения.
 

   В постановлении Пленума речь также идет о формировании наказов кандидатам в Президенты РФ, в которых были бы поставлены проблемы социально-экономической защищенности прав и интересов медиков.
 

      Вся надежда на Президента России

 

    На пленуме ЦК Профсоюза было принято обращение к Президенту Российской Федерации «Об оплате труда работников здравоохранения». В нем чрезвычайно тщательно и детально изложена ситуация, сложившаяся с оценкой труда медицинских работников.
 

   «Подводя итоги пятилетнего периода реализации вашего Указа от 7 мая 2012 г., можно без преувеличения отметить, что впервые за много лет он определил не только реальные шаги по повышению уровня оплаты труда медицинских работников, но и вызвал среди них широкий положительный резонанс в понимании значимости их труда в Российском обществе. С сожалением мы вынуждены констатировать, что меры по его реализации часто направлены на получение формальных, а не истинных результатов оценки труда работников здравоохранения.

 

    При этом ряд решений  напрямую искажает смысл Указа. В их числе применение Правительством РФ с 2015 г. показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ» взамен обозначенного в вашем Указе целевого показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту РФ». В результате, существенно уменьшена, а по оценкам экспертов Минэкономики России – не менее чем на 11%, исходная величина, относительно которой определяются индикативные показатели увеличения зарплаты отдельных категорий работников во всех регионах. С учетом изменений, сложившиеся по итогам 2016 г. соотношения среднемесячной заработной платы по категориям медицинских работников к показателю среднемесячного дохода от трудовой деятельности по России, оказались завышенными по сравнению с расчетными показателями по «старой» Методике, исходя из среднемесячной заработной платы в стране.

 

    Принципиально важным является также вопрос о неправомерности включения при исчислении средней заработной платы ряда выплат, относящихся к мерам социальной поддержки, в том числе компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, имеющих систематический характер, что напрямую противоречит нормам Трудового кодекса РФ».

 

    В обращении также говорится, что одним из источников финансового обеспечения повышения уровня оплаты труда работников продолжает оставаться оптимизация сети учреждений здравоохранения и штатной численности. Реализация данного направления еще более усугубляет существующий дефицит кадров специалистов и  приводит к  значительному росту интенсификации труда работников. В этих условиях расчет среднемесячной заработной платы медицинских работников, учитывающий все виды дополнительных работ, также формирует необъективную, формально- арифметическую статистику и не позволяет оценить реальный размер оплаты за осуществление трудовой функции в пределах установленной продолжительности рабочего времени. 
 

    Озабоченность профсоюза вызывает и перенос итогового срока реализации Указа. В 2016 г. субъектам РФ было дано указание о корректировке сроков достижения целевых показателей по категориям медицинских работников, с окончанием в 2018 г.
 

  В обращении к Президенту России Профсоюз работников здравоохранения РФ вынужден констатировать, что реальное положение с обеспечением социально-экономических прав работников принципиально не меняется. А дальнейшее обострение проблемы и без того крайне низкого уровня материальной оценки труда работников сферы здравоохранения на фоне роста интенсификации их труда не позволит решить и кадровое обеспечение отрасли, что, в свою очередь, сопряжено с ухудшением качества и снижением доступности оказываемой медицинской помощи населению. В этой связи профсоюз  считает необходимым принятие на федеральном уровне Комплексной программы по совершенствованию кадровой политики в сфере здравоохранения,  ориентированной не только на совершенствование подготовки кадров, повышение квалификации специалистов, но и на решение вопросов  достойной оценки их труда, соответствующей степени социальной значимости и ответственности их профессиональной деятельности.
 

    Профсоюз, изложив свою позицию, выразил надежду на личное содействие Президента России в инициировании принятия конкретных решений по материальной заинтересованности медицинских работников в достижении высоких конечных результатов труда, что отразится на доступности и качестве медицинской помощи.
 

        Выступления руководителей ФФОМС и Минздрава

 

   За счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования оплачивается порядка 80% стоимости всей медицинской помощи, оказываемой россиянам. На это обратила внимание в своем выступлении заместитель председателя ФОМС Елена Сучкова.
 

    - ОМС сегодня – основная ресурсная база отечественного здравоохранения, это государственная гарантия стабильного финансирования медицинской помощи, - сказала Елена Сучкова. - Базовая программа ОМС является фундаментом современной системы охраны здоровья, охватывая практически все виды медицинской помощи: первичную медико-санитарную, включая профилактическую, специализированную и высокотехнологичную, скорую медицинскую помощь. Субвенции территориальным фондам ОМС для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации только за последние 5 лет увеличились в 2,4 раза: с 640 млрд рублей в  2012  г. до более 1,5 трлн рублей в 2016-м.
 

    Заместитель председателя ФОМС особо подчеркнула роль Федерального фонда в  укреплении кадрового потенциала системы здравоохранения, в  устранении территориального дисбаланса распределения медицинских работников, ставшего острой проблемой в последние годы.
 

    Елена Сучкова проинформировала, что  прирост субвенции территориальным фондам в 2017 г. утвержден в Федеральном законе о бюджете Фонда. Также запланированы необходимые средства на прирост субвенций территориальным фондам на 2018 г. для того, чтобы уже с 1 января 2018 г. заработная плата медицинских работников соответствовала целевым значениям, обозначенным в Указе.
 

    Елена Сучкова обратила внимание участников пленума на работу страховых представителей, которые начали свою деятельность с середины 2016 г. «Страховые представители, от оператора контакт-центра до эксперта качества медицинской помощи, другие обеспечивающие функционирование организационных инноваций специалисты, – это новые работники нашей отрасли: сотрудники контакт-центров, диспетчеры, логистики, специалисты IT-технологий, высококвалифицированные медицинские эксперты.    
  

   За прошедший год мы наполнили кадрами обновленную схему работы с застрахованными лицами, запустили во всех регионах контакт-центры, обеспечили техническую и методическую настройку информационного взаимодействия участников ОМС. С 2017 г. к работе приступили более 6,5 тысяч страховых представителей», - сказала она.
 

    В завершение своего выступления Елена Сучкова выразила благодарность от Федерального фонда за плодотворное сотрудничество Центральному комитету профсоюза работников здравоохранения и лично его Председателю – Михаилу Михайловичу Кузьменко. «Именно по предложению ЦК профсоюза мы внесли изменения в нормативную базу, снижающие размеры штрафных санкций, применяемых к медицинским организациям за некоторые установленные правовыми актами нарушения при оказании ими медицинской помощи», - отметила она, добавив, что по другим предложениям ЦК профсоюза работников здравоохранения работа продолжается.
 

    Заместителю министра здравоохранения Российской Федерации Сергею Краевому был задан вопрос относительно численности младшего медперсонала. По данным Росстата за первые три квартала 2016 г., количество младших медицинских работников в России сократилось на 41 тыс. чел. Чаще всего эти функции передают на аутсорсинг. Тем самым выводя этих сотрудников из числа медицинских работников. Но в результате в поликлиниках и больницах работают уборщицы от фирм - исполнителей, которые часто нанимают своих сотрудников из числа мигрантов.
 

    - Мы знаем, что это больная тема, - ответил он. - Но у нас нет нормативного документа, который дает жесткие требования к штатному расписанию. Действующее законодательство предоставляет руководителю медицинский организации самостоятельно принимать решение по формированию ее структуры, определять численный состав работающих. Таким образом, это определяет руководитель медицинского учреждения.   |
 

    Кроме того, Сергей Краевой напомнил, какие большие изменения произошли в здравоохранении за последние годы. Но, безусловно, руководство отрасли признает, что проблем еще очень много.
 

                      Оплата труда - тема неисчерпаемая

 

    Общий интерес всегда вызывают выступления из регионов. Основная их мысль на этот раз:  профсоюз не может позволить снизить жизненный уровень работников здравоохранения страны. Председатель Оренбургской областной организации Профсоюза Людмила Варавва  подчеркнула, что говорить о повышении качества медицинской помощи без увеличение уровня оплаты труда бессмысленно. Это должны понимать организаторы здравоохранения.
 

    На первый взгляд, Оренбуржье имеет хорошую обеспеченность врачами на 10 тыс. населения, если исходить из среднероссийских показателей. Однако плотность населения в каждой территории разная. И без поправочного коэффициента, сопоставление цифр обеспеченности ни о чем не говорит. На самом деле врачей в городах и районах области не хватает. По официальным данным коэффициент совместительства достигает 1,4, а по некоторым специальностям доходит до 2.
 

    Программе «Земский доктор» позволила привлечь на работу на село молодых врачей. Но многие из них женщины. Законодательство позволяет им, устроившись на работу в ЦРБ, уйти в декретный отпуск. Между тем, ни один из нормативных документов не запрещает засчитывать время ухода за ребенком в стаж отработки за полученные подъемные в миллион рублей.
 

     Еще одна проблема - не удается серьезно поднять уровень гарантированной части оплаты труда, в Оренбургской области для врачей он составляет 11 тыс. руб. Причина - не хватает денег.
 

    Внимания Минздрава России требует и заболеваемость среди медицинских работников, увеличившийся их выход на инвалидность. О борьбе за права медицинских работников в своих регионах рассказали председатели Калужской областной организации Профсоюза Лидия Галкина, Владимирской областной организации Профсоюза Светлана Солохина, Псковской областной организации Профсоюза Анжелика Шундер, Крымской республиканской организации Профсоюза Ольга Турчанинова, Хабаровской областной организации Профсоюза Ольга Адмидина.
 

    Обсуждение основного доклада и выступлений вызвало настоящую полемику. Поскольку в каждом регионе есть десятки проблем, которые решаются с большим трудом. А такой откровенный разговор о них сегодня редко услышишь на совещаниях высокого уровня. Профсоюз последовательно и настойчиво защищает интересы медицинских работников. Это еще раз показал пленум, обсудивший одну из самых острых проблем отечественного здравоохранения.
 

Алексей Папырин,
обозреватель «МГ», Москва.

Фото Александра Худасова.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru