Вы здесь

Классный старт в медицину

Для старшеклассников столицы, которые планируют поступать в медицинский вуз, в столице почти десять лет назад придумали проект «Медицинский класс в московской школе». А в этом году школьники таких классов стали обучаться по новому стандарту предпрофессионального образования, что предполагает не только углубленное изучение профильных предметов, но и всестороннее знакомство с особенностями будущей профессии.

    Медицинские классы появились в системе московского образования в 2015 году. Сегодня они открыты в 136 столичных школах – практически в каждой четвертой школе Москвы. В них обучается более 6 тысяч учеников 10-11 классов. Среди партнеров проекта – Департамент здравоохранения Москвы, 150 больниц, поликлиник, подстанций скорой помощи города, а также медицинские колледжи и 6 ведущих профильных вузов (Сеченовский университет, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, РУМ, РУДН, МВА им. К.И. Скрябина, «Росбиотех»).

   Новый стандарт предпрофессионального образования нужен для того, чтобы как можно больше ребят еще со школьной скамьи могли осознанно начать свой профессиональный путь в медицину. Ведь медицинский класс – это не просто профильный класс с усиленным преподаванием биологии. Проект призван помочь московским школьникам получить углубленные знания по профильным предметам и овладеть базовыми практическими навыками, повысить качество подготовки будущих врачей.

   Как отмечает первый заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Олеся Лукашук, профессия врача – одна из самых сложных: «Ответственность за жизнь и здоровье другого человека требует от специалиста максимального профессионализма и твердого характера. Выбирать эту профессию нужно осознанно: выпускник школы, поступающий в медицинский вуз, должен понимать, что его ждет. Обучение в медицинском классе позволяет старшекласснику заранее прикоснуться к профессии врача и честно ответить самому себе на вопрос, готов ли он сделать медицину делом своей жизни. И если ответ положительный, получить уникальные знания и навыки, которые помогут преодолеть порог вхождения в профессию».

   В медицинских классах школьники углубленно изучают химию, биологию, а также, по выбору, математику, чтобы получить глубокие фундаментальные знания, качественно сдать ЕГЭ и поступить в выбранный вуз, а в дальнейшем применять эти знания в профессиональной деятельности. Кроме того, они изучают медицинский английский, читают литературные произведения, посвященные медицине и т.д. – все это расширяет кругозор, интеллект и возможности будущих специалистов.

   Есть разработанный совместно с Сеченовским университетом спецкурс «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека», причем теория в нем неотрывно связана с практикой. На специальных роботах-тренажерах будущие врачи учатся измерять артериальное давление, пульс, частоту дыхания, делать ЭКГ и спирометрию, осваивают другие медицинские манипуляции первой помощи, а также анализируют полученные результаты. Интерактивный анатомический стол помогает изучать строение организма, различных органов.

   С 10 класса ребята начинают знакомиться с профессиональной средой в ходе экскурсий в московские медицинские организации. Каждый будущий медик обязательно посещает четыре площадки: детскую и взрослую поликлиники, один из многопрофильных стационаров города (в том числе ГКБ им. С.П. Боткина, ММКЦ «Коммунарка» и НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского) и подстанцию скорой помощи. Это позволяет узнать, как организована работа современных медучреждений, что представляют собой стандарты медицинской помощи, как работает высокотехнологичное оборудование, как устроены машины скорой помощи и оснащены бригады.

   Учащимся 11-х классов устраивают встречи с врачами различных профилей. Школьники узнают от них об учебе в медвузах, особенностях и условиях работы современных врачей. С начала нынешнего учебного года старшеклассники приняли участие в более 600 таких экскурсиях и встречах.

    Для еще более полного погружения в профессию ученики в 10 классе получают профессию младшей медицинской сестры по уходу за больными в одном из 6 медицинских колледжей Департамента здравоохранения Москвы. В «полевых» условиях они осваивают азы ухода за пациентом, оказание первой помощи при жизнеугрожающих состояниях, включая сердечно-легочную реанимацию и прием Геймлиха, наложение повязок и жгутов при кровотечениях, травмах и ожогах. Это прекрасная возможность начать осваивать профессию и сформировать реальное представление о выбранной сфере деятельности.

   Но и это еще не все! Новый стандарт предпрофессионального образования дает школьникам возможность попробовать себя в академической сфере. В вузах-партнерах ребята занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Речь идет о проведении самостоятельных исследований и создании технологических разработок по одному из множества направлений – от микробиологии и эпидемиологии до биоинженерии и медицинской генетики. Таким образом, под руководством преподавателей университетов-партнеров ребята могут глубже погрузиться в теорию медицины и познакомиться с научной средой.

    В конце учебного года школьники защищают свои разработки и проекты на научно-практической конференции «Старт в медицину». Победители могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз.

                                                                                            Выбор профессии был правильным

   Об успешности проекта «Медицинский класс в московской школе» лучше всего свидетельствуют отзывы учащихся. Как рассказала ученица медицинского класса школы № 2036 Александра Кузина, ее всегда интересовала биология, особенно когда предметом изучения стал человек и его физиология: «Тогда меня так заворожила невероятная красота, сложность, но при этом логичность в строении и функционировании организма, что я захотела углубиться в эту область и связать свою жизнь с медициной. Медицинский класс стал для меня отличной возможностью начать свой путь в данной сфере, понять, правильный ли выбор я делаю, и, конечно же, подготовиться к ЕГЭ с учителями высшего уровня».

    После окончания школы она планирует продолжить обучение в медицинском университете по специальности «Лечебное дело», а затем получить более узкую специализацию в ординатуре. Помимо практического образования, Александра хочет также углубиться в научную деятельность, поэтому учеба в аспирантуре тоже входит в ее планы. Особенный интерес вызывают направления нейрохирургии и нейрофизиологии, онкологии и клеточной терапии. «Потому что сейчас мы стоим на границе величайших открытий в этих областях, даже несмотря на то, что они крайне мало изучены», – объясняет свой выбор школьница.

   В апреле этого года Александра Кузина выступит на ряде конференций, в том числе на «Старте в медицину», со своим проектом «Синдром «текстовой» шеи у подростков и его профилактика». «Я проделала большую работу и надеюсь, что освещение данной темы привлечет к ней внимание, чтобы научный прогресс и технологии не отражались негативно на здоровье людей», – говорит она.

   По словам будущего врача, за два года учебы в медицинском классе она ни разу не пожалела о своем решении, ведь ей открылись замечательные возможности, начиная с различных экскурсий в медицинские учреждения и лекций от ведущих специалистов в сфере здравоохранения и науки, заканчивая возможностью получить свидетельство о своей первой профессии младшей медицинской сестры. Особенно Александре запомнилось посещение флагманского центра экстренной помощи ГКБ №15 им. Филатова, где своими глазами она увидела новейшее оборудование, включая гибридные операционные, современную работу работы врачей с применением цифровых технологий. «Такой уровень интеграции научного прогресса в сферу медицины меня глубоко потряс»», – признается наша собеседница. Опыт участия в научно-практических конференциях оказался незаменим, так же, как и множество интенсивных курсов от РНИМУ им. Пирогова, МГМСУ им. Сеченова и Сколково, которые она прошла за время своего обучения в медицинском классе.

    Стоматолог-терапевт Полина Борисова с большим теплом и признательностью вспоминает об учебе в медицинском классе школы №1468, выпускницей которой стала в 2018 году. По ее словам, связать свою жизнь с медициной она решила еще в детстве, наблюдая за работой мамы-врача. Поэтому и выбор профессии был очевиден. Учеба в медицинском классе укрепила стремление получить специализацию стоматолога и определила выбор стоматологического вуза.

    Сейчас она работает по профессии, а также продолжает учиться в ординатуре Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, чтобы стать стоматологом-хирургом. И с гордостью говорит, что выбор профессии был правильным: «Мне она очень нравится, чувствую себя на своем месте. Уже со второго курса я подрабатывала ассистентом врача-стоматолога и начинала понимать, что представляет собой моя профессия».

    По этой причине Полина Борисова уверена, что ранняя профориентация полезна, потому что помогает не распыляться, а четко поставить себе цель и идти к ней. Очень полезно дать школьником возможность прикоснуться к разным профессиям, понять, какие в них есть нюансы и сложности.

    Ученикам медицинских классов она советует помнить: «Медицина – это не только химия и биология, это множество разных глубоких и обширных наук. И важно научиться усваивать материал, воспринимать сложный научный язык. Чем раньше это произойдет, тем легче будет обучение в институте, осваивание будущей профессии. Учеба в медицинском классе позволяет сконцентрироваться на том, что действительно пригодится». И добавляет: «Мне нравилось, что класс состоит из единомышленников, и большинство из твоих одноклассников тоже пойдут по твоей профессии. Это помогает еще в школе сформировать на будущее базу коллег, что очень полезно».

    Сбалансированная учебная нагрузка, углубленные знания, всестороннее знакомство с медицинскими профессиями, погружение в жизнь медицинского сообщества – все это помогает ребятам уверенно сделать первые шаги в такой сложной, но очень важной и нужной области, как здравоохранение. Организаторы с гордостью говорят о высокой отдаче проекта. По словам Олеси Лукашук, московское образование и московская медицина стали брендами с мировым именем: «Наша совместная работа по подготовке кадров для столичного здравоохранения уже много лет приносит плоды: выпускники медицинских классов становятся самыми подкованными и вовлеченными студентами медицинских вузов».

Подготовила Римма Шевченко, корр. "МГ".

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru