10 декабря 2024
Если задуматься, как функционирует наше тело, то невольно приходишь к мысли, что оно чрезвычайно умно. Удовлетворяя свои потребности, которые являются результатом нарушения гомеостатического равновесия, тело сигнализирует мозгу о своих потребностях, и, если мозг осознает их, то нарушенный баланс восстанавливается и тело остается здоровым и сильным.
Но что делает «человек разумный» когда не удовлетворены его духовные потребности?
Для начала следует отметить, что он зачастую он их попросту не осознает. Если потребности тела в силу их витальности сложно не заметить, то потребности духовные часто недоступны осознанию человека, функционирующего лишь на уровне поддержания функционирования своего тела. Хотя стоит отметить, что порой даже тело негативно реагирует на неудовлетворенность духовных запросов человека, если они находятся за гранью осознания «человека разумного».
Многие согласятся с тем, что удовлетворение духовных потребностей для личностно зрелого человека часто даже важнее, чем удовлетворение физиологических потребностей.
Подтверждением справедливости сказанного можно найти в истории, которая знает немало примеров самоотверженного служения своему делу вопреки бедности и неустроенности быта и даже угрозе физическому существованию.
Потребности в любви, самоуважении, самоактуализации труднее всего осознаются и легче всего подменяются суррогатами, которых в современном мире великое множество, и которые не приближают, но, напротив, удаляют человека от самого себя, бросая его в пучину одиночества и страха.
Взять хотя бы привычку современного человека активно общаться. Интернет в любую минуту помогает нам связаться даже с теми, кто находится за тысячи километров от нас. Никакой боли осознания своего одиночества! Никакого напряжения от неопределенности желаемого и попыток понять себя! В результате - пустая болтовня вместо соприкосновения с самим собой! Наушники, транслирующие в наш мозг бесконечную информацию о мире или, что еще хуже, ритмы, которые навязываются организму, демонстрируя ему полное пренебрежение к его собственным ритмам.
В результате – духовная, а порой и физическая глухота как способ защиты от чуждых звуков и информации, которые не имеет никакого значения для внутреннего пространства человека. И рано или поздно такой человек из-за непонимания себя и своих потребностей становится легкой добычей манипуляторов, которые начинают использовать его в собственных интересах.
В отличие от животных, движимых инстинктами, человек в определенной степени освобожден природой от их определяющего влияния на свое поведение. Человеку существенно сложнее, чем животному решать, что ему следует делать в каждую единицу времени, ибо в отличие от животных жизнь человека не ограничена удовлетворением лишь физиологических потребностей.
Очевидно, что отсутствие руководящей роли инстинктов в поведении человека должно включить какие-то другие механизмы, влияющие на принятие решения, - это механизмы социального влияния.
Следует заметить, что влияние социума на человека может быть столь сильным, что почти полностью блокирует осознание его собственных интенций и потребностей в угоду своему ближайшему окружению. Конечно, речь, прежде всего, идет о влиянии родителей на своих детей.
Природой человеку дана возможность выбирать, но одновременно и отвечать за свои выборы, к чему готовы далеко не все. Незрелые люди в своих удачах, как правило, восхваляют себя, а в промахах – обвиняют других, снимая, таким образом, с самих себя ответственность за качество своей жизни. То, что позволительно детям, в силу их физической неспособности заботиться о самих себе, непозволительно взрослым и является проявлением их личностной незрелости.
В современном мире часто приходиться слышать слова о свободе личности в качестве оправдания безответственного, эгоистического, а нередко и противоправного поведения человека. Хочется заметить, что свобода неотделима от ответственности. В противном случае это поведение неразумного существа, которое «не ведает, что творит».
В современном мире понимание слова свобода порой граничит с вседозволенностью, сопровождающейся полным пренебрежением и игнорированием чувств окружающих людей.
Мы относимся к понятию свобода как к воплощению способности человека быть самим собой, т.е. актуализировать свои потенциальные способности.
В отличие от представителей животного мира, управляемых инстинктами, человеку дан выбор. Но для того, чтобы выбирать именно то, что нужно тебе, необходимо понимать себя, т.е. иметь высокий уровень осознанности. А вот это многим людям недоступно. И тогда вместо того, чтобы быть самим собой человек начинает играть роли, которые предлагает общество. Но и здесь важно выбрать свою роль, ту, которая хоть каким-то образом отвечает твоим истинным потребностям. И вновь все упирается в необходимость осознавать свои потребности и способности.
Нередко даже на закате своих лет человек не может сказать, что он познал себя, а это значит, что он не познал и мир. И тогда сам собой напрашивается вопрос: «А зачем же ты жил?». С сожалением мы вынуждены заметить, что большинство людей даже не задумываются об этом, вероятно, предполагая, что главное для человека – есть, пить и размножаться. Но тогда встает вопрос: «А чем же мы в этом случае отличаемся от животных?».
Из сказанного следует, что для интересной и наполненной смыслом жизни необходимо нечто большее, чем действия, направленные лишь на получение удовольствий и поддержание благополучия тела. Гораздо важнее понимание самих себя и, как следствие, актуализация своего потенциала. Только понимание себя и проявление своих способностей и возможностей может сделать человека счастливым. Свобода быть самим собой и есть та свобода, о которой каждый думающий человек мечтает. Несколько слов хочется сказать о современном обыденном понимании свободы и аутентичности. Зачастую под свободой понимается вседозволенность и открытое проявление своих инстинктивных позывов, которые не отягощены мыслями об окружающих людях, вынужденных лицезреть эти, с позволения сказать, проявления аутентичности.
Является ли подобное поведение проявлением аутентичности вопрос спорный, ибо человек, как существо социальное, не может быть свободен от окружающих его людей и, значит, не может не учитывать возможные реакции других людей на свои поступки. Другими словами, аутентичное состояние человека подразумевает не только способность жить в гармонии с самим собой, но и заботу о других людях, чье состояние, по возможности, не должно быть омрачено им.
Ведь человек от животных отличается именно способностью сдерживать свои инстинкты. Это становится возможным именно вследствие актуализации способностей человека, которые относятся уже к сфере духовного, т.е. истинно человеческого.
И здесь вместо грубой физической силы включается сила духовная, перед которой вынуждены преклоняться даже враги. Если развитие физических способностей человека имеет свой предел, то развитие духовности беспредельно.
Развитие чувствительности и осознанности, чем и занимается гештальт-терапия, построение не конкурирующих, но кооперирующих взаимоотношений с другими людьми открывает новый пласт возможностей для человека.
Стоит заметить, что в современном обществе роль грубой физической силы играют деньги, уже давно переставшие служить адекватным мерилом произведенного продукта.
Современный уровень приспособлений, помогающих человеку выживать в неблагоприятных природных условиях, столь высок, а концентрация людей в мегаполисах столь значительна, что адаптация человека к природным условиям отступает на второй план, делая более актуальной адаптацию человека к жизни среди людей, а не в мире природы. Современные мегаполисы похожи на резервации, где главенствуют законы, идущие вразрез с законами природы и единства всего живого.
Жизнь в большом городе требует от человека особой жизнестойкости, ибо ежедневно ему приходится сталкиваться с множеством ситуаций, способных ввергнуть его в дисстресс. А это напрямую связано с устойчивостью психических механизмов и их способностью адаптировать человека к стрессовым ситуациям, не доводя его состояние до дисстресса. Ведь стресс – это всего лишь реакция человека на фактор, выводящий организм человека из состояния гомеостатического равновесия.
Известно, что стресс вовсе не вреден, но, напротив, полезен, ибо помогает человеку активизировать потенциал приспособительных реакций к разнообразной и изменчивой среде. Вопрос в том, насколько мы используем возможности, предоставленные природой. С учетом же того, что население земного шара все больше концентрируется в мегаполисах, на первое место выходит не умение человека адаптироваться к изменчивым погодным условиям, но его способность адаптироваться в социуме. И вот тут-то оказывается, что большинство из нас не умеют это делать.
Общение – это, прежде всего контакт. Но все ли мы умеем устанавливать контакты с другими людьми? Увы, нет. Вот и получается, что обычное общение для большинства из нас из стресса стремительно превращается в дисстресс. А вместо компромисса в ситуациях разногласия возникает ссора, конфликт, нередко переходящие в изматывающее противостояние, от которого страдают обе стороны.
Очевидно, что для умения общаться с другими людьми, необходимо понимание самого себя, с чем у многих людей имеются большие сложности.
Гештальт-терапевт обращает внимание на противоречивые моменты того, как человек проявляет себя в тех или иных жизненных ситуациях, помогая ему, таким образом, лучше понимать самого себя. Другими словами мы помогаем человеку лучше осознавать собственные реакции на то, что с ним происходит. Ф. Перлз, автор гештальт-подхода, считал, что осознание само по себе целительно. Оно автоматически запускает каскад перемен в самом человеке.
Гештальт-терапия является не просто психотерапевтическим подходом, характеризующимся определенным мировоззрением и предполагающим определенный образ жизни. По сути, Гештальт является практическим воплощением экзистенционализма, занимающегося смыслом человеческого существования, такими понятиями как свобода, совесть, любовь, одиночество, осознанность и ответственность человека за свою жизнь.
Лариса Козловская, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Психотерапии, медицинской психологии и сексологии», СЗГМУ им. И.И. Мечникова, С-Петербург.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru