23 января 2025
О судьбе МКБ-11 в России
Приятно отметить, что «МГ» старается идти в ногу со временем и обращается к острым злободневным темам. Особо выделю ряд публикаций о традиционных духовнонравственных ценностях в медицинском образовании и практической работе врача.
Распространение ультралиберальной деструктивной идеологии причиняет вред здоровью людей, внедряет антиобщественные стереотипы поведения, аморальный образ жизни, вседозволенность и насилие, способствует росту потребления алкоголя и наркотиков. Система чуждых народу России ценностей насаждается путём идеологического и психологического воздействия, культивируя эгоизм, выступая против семейных ценностей, брака, многодетности и продолжения рода, разрушая традиционную семью пропагандой абортов, а также нетрадиционных сексуальных отношений и/или предпочтений. Вот почему огромное значение сегодня придаётся защите института брака как союза мужчины и женщины, противодействию гендерной идеологии, смене пола, педофилии и ЛГБТ-пропаганде.
А ВОЗ и ныне там
Автор этих строк неоднократно отмечал политическую ангажированность и сомнительную научную обоснованность рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, активно внедряемых в разных странах и противоречащих нашим реалиям. Речь идёт прежде всего о требованиях ВОЗ по сексуальному воспитанию, декриминализации искусственных абортов на поздних сроках, введению понятия «третьего пола» и утверждениях, что, помимо мужчин и женщин, существуют другие гендеры, а вместо мамы и папы есть «родитель № 1», «родитель № 2» и т. д.
Детей от года до пяти лет предлагают обучать мастурбации и подталкивают к смене пола, а подростков рекомендуют подсаживать на генную терапию. Гормональные блокираторы полового созревания якобы позволят старшим школьникам «самостоятельно принять решение, какого они пола». Значит, ВОЗ уже не признаёт научную хромосомную теорию пола!
Мотивация чиновников Всемирной организации здравоохранения понятна. За всеми этими безобразиями стоят большие экономические выгоды западных фармакологических компаний, заинтересованных в бесперебойных продажах различных гормональных препаратов. Кроме того, одна из главнейших задач глобалистской повестки – сокращение населения планеты. Это делается в том числе программами регулирования рождаемости. Поэтому правительствам и системам здравоохранения разных государств ВОЗ агрессивно навязывает контррепродуктивные практики (якобы безопасные медицинские аборты, стерилизацию, гендерную терапию и пр.), что непосредственно угрожает демографической безопасности.
Критикуя новомодные западные стандарты, отечественные государственные, общественные и церковные деятели говорят, что всё это «прямо противоречит как нравственному закону, заложенному Богом в природу человека, так и нормам обновлённой Конституции, где подчеркивается непреложность семьи как союза мужчины и женщины».
Поэтому в 2024 г. Российское общество психиатров опубликовало свой вариант клинических рекомендаций по лечению расстройства половой идентификации. Ничего подобного в России не было с 2012 г., и теперь психиатры руководствуются законом о запрете смены пола, принятым в 2023 г. Поскольку документ запрещает менять пол без чётко обозначенных медицинских показаний, в рекомендациях не упоминаются в качестве методов хирургическое вмешательство и гормональная терапия. Особо подчеркивается, что для лечения расстройства половой идентификации необходимы психологическая коррекция и психотерапевтические методики, направленные на принятие своего врождённого пола и повышение социальной адаптации при общении со сверстниками. Это поможет избежать проблемы в подростковом, юношеском и зрелом возрасте.
«Чуждые ценности» ВОЗ продвигает и с помощью Международной классификации болезней (МКБ-11). Новшеством в ней стало, например, переименование термина «транссексуализм» в «гендерное несоответствие». Данную болезнь также перенесли из категории «психические расстройства и расстройства поведения» в раздел «состояния, связанные с сексуальным поведением». Документ, одобренный ВОЗ, вступил в силу с 2022 г. Тогда же Россия приступила к его внедрению у себя.
Российские специалисты справедливо считают, что нам нельзя переходить на МКБ-11, поскольку предлагаемые в ней трактовки транссексуализма, зоофилии, трансвестизма и других сексуальных расстройств недопустимы с позиций классической отечественной психиатрии. Так, безоговорочно признаётся нормой гомосексуализм, и уже нет педофилии, но есть педофильное расстройство. При этом ставить соответствующий диагноз предлагается, только если человек пытался на практике реализовать свои фантазии или не мог полноценно жить изза стресса, вызванного ими. Протаскивается мысль, что бывают и непатологические формы половых извращений. Логика проста: если такие действия совершаются по обоюдному согласию партнёров – значит, это норма.
Вот почему 31 января 2024 г. Правительство РФ приостановило мероприятия по внедрению новой МКБ-11 Постановлением № 200р, подписанным премьер-министром Михаилом Мишустиным. Решение принято в связи с большим количеством обращений граждан, общественных организаций, сенаторов и депутатов. Они указывают, что некоторые директивы ВОЗ противоречат традиционным духовнонравственным ценностям, а их защита предусмотрена нашим законодательством. В Минздраве сообщили также, что это позволит дополнительно изучить опыт других стран по внедрению и переходу на 11ю классификацию болезней с учётом её ежегодной доработки. Заявлено, что решение не скажется негативно на доступности и качестве оказания медпомощи гражданам.
О здоровье души и духа
На мой взгляд, психиатрия, психотерапия и клиническая психология – гораздо больше, чем узкие медицинские специальности. Это междисциплинарное знание, затрагивающее философские, мировоззренческие, культурологические, антропологические, религиозные, этические и многие иные аспекты врачебной деятельности. Покажем это на примере разграничения психического и психологического здоровья, нормы и патологии.
К сожалению, постоянно растёт число людей, чьё субъективное состояние характеризуется словами видного российского психолога, членакорреспондента РАО, профессора Бориса Братуся: «Психически здоров, но личностно болен». Вторичные проявления этого – тревога, депрессия, агрессия, зависимое поведение, суицидальные наклонности и пр. Однако их сущностные характеристики не укладываются в рамки типовых описаний психоэмоциональных и/или поведенческих расстройств. Убеждён, что болезни и аномалии личности имеют особые духовнопсихологические причины и проявления, заслуживающие пристального научного анализа и философского осмысления.
Согласно Б.Братусю, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.д.) и одновременно – личностно больным, ущербным. Нормальные функции психического аппарата иллюстрируются, например, тем, что огромное количество людей прекрасно водят автомобиль. Все они способны выполнять действия, требующие сохранности условных и безусловных рефлексов, когнитивных процессов, эмоциональной сферы и многого другого. А вот что касается уровня личности с его критериями отношения к другому человеку и Богу, то, увы, сегодня он явно не в порядке.
Итак, термин «психическое здоровье» касается прежде всего отдельных психических процессов, состояний и механизмов, а термин «психологическое здоровье» – личности в целом. Психологическое здоровье – это вопрос о норме и патологии духовного развития человека, о ценностях, смыслах и мотивах, которыми он руководствуется. Гармоничное и позитивное состояние личности, её внутреннего мира, поведения и образа жизни заключается в способности слышать себя, хранить чистоту совести и следовать её голосу, признавать и исправлять собственные ошибки, развивать свой потенциал, справляться со стрессами, продуктивно работать не во вред, а на благо общества и т.п.
Разумеется, в живом человеке всё взаимосвязано. Мы разделяем психическое и психологическое здоровье (равно как и болезни), так сказать, ради педагогического удобства, чтобы рельефнее объяснить суть проблемы. Но преимущественно встречаются разные степени и пропорции поражения психики и личности в каждом конкретном случае.
Психиатрия в свете традиционных ценностей
Заядлый курильщик, алко или наркозависимый человек совершают «замедленное самоубийство». И подверженность таким вредным привычкам принципиально отличается от воздействия производственных вредностей, вызывающих профессиональные болезни (например, у шахтёров и рентгенологов). Адольф Гитлер покончил с собой (суицид), а герой Советского Союза Александр Матросов – отдал свою жизнь за Родину (самопожертвование).
В чём кардинальная разница? В мотивах, ценностях и смыслах этих поступков! Возникает правомерный вопрос: как это определить и разграничить?
По моему мнению, традиционные ценности и есть своего рода нравственное зеркало, духовный компас. Они помогают врачу точнее разглядеть внутреннюю картину болезни, установить диагноз и назначить лечение. Психически здоровый, но личностно больной человек имеет искажённую ценностносмысловую сферу. Он мыслит и/или поступает вопреки традиционным духовнонравственным ценностям. В этом плане отделение медицины (включая психиатрию) от Церкви – большая ошибка. Отсутствие духовнонравственной оценки заболевания, образно говоря, ослепляет психиатрию на один глаз, оставляя ей в основном естественнонаучные методы диагностики и лечения. А наилучший результат даёт именно сочетание усилий медицинского работника и священнослужителя.
Выступая на международной конференции «Социально значимые и особо опасные инфекционные заболевания», автор этих строк обратил внимание аудитории на следующий факт. Понастоящему здоровый – это прежде всего нравственно здоровый человек, которого не разрывают на части внутренние стрессы, конфликты, проблемы и комплексы. Соматически и психически не больной человек, осознанно попирающий нравственные нормы, становится асоциальной дисгармоничной личностью – вором, сутенёром, наркоторговцем, киллером, террористомсмертником... Вот почему состояние личностной зрелости и гармонии достигается не только психологическими и психотерапевтическими методами, но в первую очередь соблюдением требований совести. А это и есть суть духовного иммунитета личности.
Яркий пример – экосексуальность (сексэкология). Это широкое понятие. Но в данном контексте – радикальная форма экологической активности, основанная на природном фетишизме, идее земли как возлюбленной. Не причиняя вреда окружающим людям, сторонники движения ведут эротические разговоры с растениями, вступают в секс с овощами и камнями, организовывают «свадебные церемонии» и «бракосочетания» с Землёй, Луной и другими природными объектами.
Благодаря чему мы понимаем, что экосексуальность – это половое извращение? Сравнивая её с традиционными ценностями брака и семьи! Поэтому нетрадиционные сексуальные отношения и/или предпочтения целесообразно выделить в специальную рубрику классификации болезней – патология личности полового характера (половые извращения).
«Человек не сводится к сумме своих поступков»
Сексуальная ориентация – сугубо личное дело человека. Мы никого персонально не осуждаем. Каждый сам отвечает за себя перед своей совестью и Богом. Органам государственной власти не пристало вторгаться в личное пространство граждан и «стоять со свечой» в чужой спальне. Публичный надзор или контроль здесь неуместны. Негативное отношение государства к ЛГБТ-пропаганде как общественному явлению не должно вести к «побиванию камнями» – дискриминации и стигматизации по половому признаку.
Вспомним замечательный евангельский эпизод. Книжники и фарисеи привели к Иисусу Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и настойчиво спрашивали: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Он ответил универсальной на все времена формулой: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Будучи обличаемы совестью за собственные проступки, все ушли. Тогда Иисус сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Необходимо трезво различать две стороны медали – отношение к деструктивному социальному явлению как таковому и отношение к конкретному человеку, подверженному данной проблеме. Это выражается в старинной формуле: «Любить грешника, но ненавидеть грех».
Выдающийся индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди верно заметил: «Человек и его поступок – вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной – осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания». Иначе, по мысли немецкого основоположника протестантизма Мартина Лютера, мы выплеснем из ванны вместе с грязной водой и ребёнка.
Вот почему пациентам, страдающим сексуальными расстройствами и желающим освободиться от них, следует оказывать грамотную медикопсихологическую, социальную и духовную поддержку. Это не изгои общества, а люди, имеющие право выхода из экзистенциального жизненного тупика. Но методы принудительной (карательной) психиатрии здесь не годятся!
Недаром в число традиционных ценностей входят не только борьба с гендерной идеологией и пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений (предпочтений), но также уважение человеческого достоинства, милосердие и гуманизм. Первое без второго порождает грубую дискриминацию, второе без первого – чрезмерную толерантность. А истина лежит посередине, и верная дорога – между двух огней.
Константин ЗОРИН,
доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни –
залог успешного развития» Российского университета медицины,
кандидат медицинских наук.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru