Вы здесь

Лекарства и продукты для больниц по оптовым ценам

С 2008 г. территориальным фондом ОМС Кемеровской области организовано централизованное снабжение медицинских учреждений Кузбасса медикаментами и изделиями медицинского назначения, а с 2009 г. - и продуктами питания. Как проводится эта работа, рассказывает исполнительный директор территориального фонда ОМС Кемеровской области Игорь ПАЧГИН.

- Игорь Вадимович, с чем связано то, что фонд начал заниматься централизованным снабжением больниц лекарствами и продуктами питания?

- Современное здравоохранение постоянно сталкивается с недостатком финансовых ресурсов, поэтому поиск путей оптимизации расходов является насущной проблемой российской медицины. Кроме того, активно движется вперед и современная наука, появляются новые дорогостоящие лекарства, инновационные технологии и схемы лечения, стоимость которых крайне высока.

Известно, что в структуре расходов медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, затраты на медикаменты занимают второе место после «зарплатных» статей. Рациональное использование лекарств в больницах - одно из важнейших направлений организации лечебного процесса. Термин «рациональное использование» подразумевает достижение наилучших результатов при фиксированных затратах или достижение стандартного результата при меньших затратах. Одним из путей рационального использования финансовых средств системы ОМС нам представляется организация процесса закупок лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) для нужд медицинских учреждений. Сегодня приходится констатировать, что не во всех медицинских учреждениях хорошо отлажена система планирования закупок медикаментов. Не везде организован строгий контроль соответствия приобретенных медикаментов и потребности в них. Ведь необходимо регулярно отслеживать, в каком объеме, у каких поставщиков и насколько рационально закупаются медикаменты, продукты питания, мягкий инвентарь. А на практике зачастую приобретается совсем не то, что требуется, отсюда - нецелевое и нерациональное расходование средств.

Одной из задач, стоящих перед территориальным фондом ОМС Кемеровской области, является оптимизация системы лекарственного обеспечения граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. При этом вторая задача, которую необходимо решать одновременно с первой, - чтобы каждый рубль финансовых затрат был истрачен максимально эффективно как с точки зрения экономики, так и с точки зрения достижения клинических результатов лечения пациента.

Какие цели мы ставим перед собой, реализуя данное направление деятельности?

Первое - это обеспечение доступности эффективных, качественных, безопасных лекарств и изделий медицинского назначения для всех жителей нашего региона. Второе - оптимизация цен на ЛС и ИМН, приобретаемых для медицинских учреждений. И третье - рациональное использование лекарственных средств в лечебном процессе.

В декабре 2007 г. постановлением коллегии администрации Кемеровской области был утвержден Порядок организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области.

В 2008 г. процент централизации составлял до 50% от фактических расходов медицинского учреждения на медикаментозное обеспечение за предыдущий год, в 2009 г. он был увеличен до 80%.

Число медицинских учреждений, участвующих в централизованных поставках лекарственных препаратов, увеличилось с 76 в 2008 г. до 100 в настоящее время.

- Как выглядит модель централизованного обеспечения больниц?

- Каждое медицинское учреждение не самостоятельно приобретает ЛС и ИМН, а по соглашению с фондом направляет нам свою потребность в форме заявки на необходимые препараты. Такая работа проводится ежеквартально. Специалисты фонда обрабатывают заявки всех ЛПУ, участвующих в централизованном обеспечении, формируют сводную потребность, готовят аукционную документацию, в которой определяют требования к поставляемому товару и через Управление государственного заказа администрации Кемеровской области размещают заказ. Затем проводятся торги, определяются победители, с которыми фонд заключает государственные контракты. Поставки товара в ЛПУ осуществляются по ценам, определенным условиями контрактов. Цена на товар в ходе исполнения контракта является стабильной и в течение квартала не меняется.

При централизованных закупках приоритет отдается лекарствам, которые необходимы большинству медицинских учреждений, работающих в системе ОМС Кузбасса. В перечень медикаментов и ИМН не входят специфические дорогостоящие лекарственные средства, которые используются для лечения редко встречающихся заболеваний и потребность в которых имеется не у всех больниц. Кроме этого, централизованно не закупаются препараты, которые оплачиваются за счет средств бюджетов разных уровней (например, психотропные препараты, средства для лечения туберкулеза и др.).

Серьезное внимание уделяется ценообразованию. Предварительно специалисты фонда проводят маркетинговые исследования сложившихся на территории региона оптовых цен поставщиков, цен медицинских учреждений на лекарства, закупленные ими самостоятельно, анализируется информация Департамента цен и тарифов администрации Кемеровской области.

- Судя по тому, что закупки оптовые, наверняка, есть экономия денежных средств?

- Безусловно, причем значительная. Так, в 2008 г. фондом заключены государственные контракты с поставщиками на сумму более 160 млн руб. Проведенные аукционы с учетом большого объема медикаментов позволили снизить закупочную цену и получить экономический эффект в размере более 26 млн руб. Кроме того, с учетом потребностей медицинских учреждений мы постоянно расширяем перечень медикаментов и изделий медицинского назначения, закупаемых централизованно (II квартал 2008 г. -294 наименования, IV квартал 2009 г. - 423).

Анализ показывает, что при централизованном обеспечении цены на медикаменты и изделия медицинского назначения от 2 до 30% ниже, чем при самостоятельной их закупке медицинскими учреждениями. Приобретая медикаменты, многие лечебные учреждения не утруждают себя проведением анализа цен, поэтому зачастую входные цены на лекарства превышают среднеоптовые. Например, одно лечебное учреждение закупает рентгеновскую пленку по цене 3 тыс. руб. за упаковку, другое такую же пленку - по 1,8 тыс., а среднеобластная ее цена -1,6 тыс. руб.

Учитывая, что в последнее время наблюдается рост цен на медикаменты, фонд ОМС заблаговременно,  еще  в  декабре 2008 г. собрал заявки медицинских учреждений на медикаменты и ИМН на I и II кварталы 2009 г.

На сегодняшний день по результатам торгов на I-III кварталы 2009 г. экономия составила более 18 млн руб. (при общей сумме заключенных государственных контрактов в пределах 300 млн руб.). 
 
Правительством РФ ставится вопрос о необходимости поддержки отечественных производителей товаров, о недостаточном использовании субъектами Российской Федерации потенциала российской фармацевтической промышленности. В этой связи хотелось бы отметить, что доля медикаментов российского производства, закупаемых территориальным фондом ОМС Кемеровской области централизованно, выросла во II квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 44% от общей суммы закупки (во II квартале 2008 г. она составляла 36,6%). Объем закупаемых ЛС и ИМН отечественного производства был увеличен в среднем в 2,1 раза.

- В этом году фонд ОМС начал закупать централизованно и продукты питания. С чем это связано?

- С тем же - необходимостью рационального расходования финансовых средств, которых в здравоохранении сегодня не хватает. Опыт работы фонда по централизованному обеспечению больниц медикаментами и ИМН был позитивно оценен администрацией Кемеровской области. И было принято решение по такой же схеме в 2009 г. осуществлять централизованное обеспечение больниц и продуктами питания в размере до 50% от фактических расходов медицинских учреждений на эти цели.
 
Соглашения на централизованное размещение государственного заказа на закупку продуктов питания подписали 76 медицинских учреждений Кемеровской области, в структуре которых есть стационары.

Общая сумма государственных контрактов с победителями аукционов - поставщиками продуктов питания на I-III кварталы 2009 г. составила более 22,7 млн руб. (экономия - более 1 млн руб.).

Перечень продуктов питания расширен до 54 наименований (в I квартале 2009 г. было 40 наименований), в числе которых крупы, мучные и макаронные изделия, бакалейные продукты, масло подсолнечное, молоко сухое, молоко сгущенное, соки, консервы, сухофрукты, сахар, печенье и др.

В настоящее время в фонде ОМС разрабатывается программный продукт, который облегчит работу специалистов по обработке большого массива документации. Электронный документооборот улучшит процесс централизованного снабжения медицинских учреждений.

- А как руководители лечебных учреждений отреагировали на такое нововведение? Они не посчитали, что в какой-то степени их лишили самостоятельности?

- Никто не заставляет наши медицинские учреждения в обязательном порядке участвовать в этой схеме. Однако показательно уже то, что количество желающих участвовать в централизованном обеспечении постоянно увеличивается. Почему? Да потому хотя бы, что кроме всего прочего мы берем на себя всю организационную работу - сбор заявок, подготовку аукционной документации, взаимодействие с поставщиками и т.д. и т.п. Хлопоты больниц сведены к минимуму - подать в фонд заявку и принять товар. Руководителям лечебных учреждений это очень удобно, ушла лишняя «головная боль».

В целом, анализируя деятельность фонда в сфере централизованного обеспечения ЛПУ системы ОМС медикаментами, ИМН и продуктами питания, можно резюмировать, что в Кузбассе создан и действует механизм, позволяющий не только реально экономить финансовые средства здравоохранения, но и создать условия для развития добросовестной конкуренции среди поставщиков и поддержки отечественного товаропроизводителя.

А по большому счету, наша конечная задача - чтобы в больницы региона поступали лекарства и продукты питания по оптовым ценам и высокого качества.

Беседу вела Светлана МАМОНОВА.
Кемерово.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru