Вы здесь

В карете прошлого

Одно из недавних заседаний Общественной палаты РФ, которое проводил председатель Комиссии по охране здоровья и экологии Евгений Ачкасов, было посвящено высшему медицинскому образованию на современном этапе, проблемам и перспективам развития. Открывая заседание, Е.Ачкасов сказал о том, что обсуждение этого вопроса касается молодых врачей, врачей практикующих, преподавателей медицинских вузов, студентов и, конечно же, граждан нашей страны. Нет никакого сомнения в том, что высшее медицинское образование является одним из ключевых моментов в модернизации здравоохранения, однако престиж профессии врача с каждым годом снижается. Если в крупных городах ситуация более или менее благоприятная, то в сельских районах картина гораздо печальнее.

Что показало исследование?

– Такая ситуация, – сказал Евгений Ачкасов, – подвела нашу комиссию к факту провести социологическое исследование по оценке престижа профессии врача, выявить проблему высшей медицинской школы. Какой она представляется глазами преподавателей, практикующих врачей, студентов, населения? Нам особенно была интересной точка зрения студентов: что они думают об учебном процессе, о качестве учебных материалов, где хотят работать – в частной медицине, в государственной, и хотят ли вообще работать в медицине? А население – насколько оно доверяет здравоохранению, медикам, и что думают сами врачи по этому поводу?

Анкеты для исследования были разработаны авторской группой под руководством президента Московского государственного медико-стоматологического университета академика РАМН Николая Ющука. Исследование было выполнено в Высшей школе экономики, и осуществляла весь этот трудоемкий процесс младший научный сотрудник НИУ ВШЭ Ирина Солодова, которая и доложила на заседании о результатах опроса. Исследование было проведено в 8 регионах Российской Федерации: Москве, С.-Петербурге, Архангельске, Волгограде и других городах.

50% граждан нашей страны считают, что высшее медицинское образование находится в удовлетворительном состоянии, 36% называют его плохим. О состоянии здравоохранения россияне думают еще хуже: 53% называют его плохим, а 40% – удовлетворительным. Больше половины практикующих врачей уверены, что состояние здравоохранения удовлетворительное – это 58%, неудовлетворительное – 34%. Российское здравоохранение сохраняет жизнеспособность в основном за счет наследия советской медицины – крайне распространенная точка зрения. 37% опрошенных врачей убеждены, что именно это является основной характеристикой нынешней медицины.

Далее. По мнению 42% опрошенных преподавателей, российская высшая школа нуждается в серьезной модернизации, но пока для этого сделано слишком мало. Среди врачей 57% уверены – престиж их профессии низкий. Среди преподавателей эта доля чуть меньше. 43% российских граждан также считают, что престиж медицинской профессии невысок. Студенты настроены более позитивно.

В чем же заключаются причины такого негативного в целом взгляда? Российские граждане заявляют о недостаточном уровне профессиональной подготовки медицинских работников и об их отрицательных человеческих качествах. Только 15% опрошенных говорят о плохом финансировании здравоохранения как о причине снижения престижа. Врачи заявляют о низком уровне заработной платы и тоже о недостаточном финансировании. Оценка преподавателей схожа с оценкой врачей. Если брать качество высшего медицинского образования, то каждый четвертый преподаватель уверен, что вопрос качества не соответствует современным требованиям. Половина преподавателей говорят о низкой технической оснащенности процесса обучения. Каждый третий – о снижении интереса студентов к профессии.

Каждый десятый врач заявляет о том, что ему не хватает квалификации для выполнения текущей работы. 41% опрошенных врачей испытывают потребность повышать квалификацию раз в 3 года, а 12% хотели бы повышать квалификацию каждый год.

Студенты декларируют очень высокую готовность продолжать послевузовское обучение и стремятся к трудовой деятельности. 47% хотят учиться в ординатуре, аспирантуре… Каждый третий готов работать в государственном медицинском учреждении в будущем. Но когда спросили, а есть ли у студентов договоренности с какими-либо организациями для дальнейшего трудоустройства, то у большинства – 77% – таких договоренностей не оказалось.

А сколько хотят получать сегодня выпускники, вообще молодые врачи? Оказывается, что при окончании вуза студент рассчитывает получать не какие-то бешеные деньги, а всего 20-30 тыс. руб. Но потом, с приобретением опыта, ожидает зарплату в 50-60 тыс. руб.

Зная причину, можно на нее влиять

По мнению директора Департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития России Вадима Егорова, необходимо не только знать о снижении престижа профессии врача, но и понимать, почему и на каком этапе это происходит. Определив причину, можно на нее влиять. С 1 сентября 2011 г. студенты обучаются по новым государственным образовательным стандартам. Если раньше выпускники интернатуры, ординатуры сдавали экзамен на сертификат специалистов и каждые 5 лет повышали квалификацию, то сейчас люди, которые закончат обучение в 2016-2017 гг. по новым государственным стандартам, будут уже проходить процедуру аккредитации. Она дает право на конкретный вид медицинской помощи. Для того чтобы полностью поменять систему сертификации на аккредитацию, в государственных образовательных стандартах третьего поколения усилена практическая часть. Второй момент: выпускники по новым стандартам смогут работать в определенных должностях уже без прохождения интернатуры и ординатуры. Но это касается именно определенных должностей: участковый терапевт, участковый педиатр, стоматолог общей практики… Такие должности можно будет занять без ординатуры. Это ставит серьезную задачу в изменении идеологии преподавания.

В ближайшее время из Министерства юстиции России должен поступить зарегистрированный приказ Минздравсоцразвития России о государственных требованиях к послевузовскому профессиональному образованию в ординатуре и интернатуре. Это тоже новшество, которое было сделано в связи с принятием 144-го Федерального закона, прежде всего для повышения качества образовательного процесса в интернатуре и ординатуре.

– Мы хотим заменить циклы повышения квалификации, которые сейчас есть – 72 и 144 часа – на краткосрочные циклы, – пояснил В.Егоров. – До 2016 г. сертификация останется. Но требования к краткосрочным циклам будут, наоборот, повышены. Только комплексное решение задач, заложенных в программы модернизации здравоохранения и образования, позволит устранить те моменты, которые являются сейчас сдерживающими в повышении престижа профессии врача. Тем самым мы повысим и престиж высшей медицинской школы.

Уравнение со многими неизвестными

Академик РАМН Игорь Денисов напомнил о том, что система подготовки врачебных кадров в России – не только система Минздравсоцразвития. Мы даже не знаем точного количества студентов, обучающихся в негосударственных вузах, как и не знаем о качестве их подготовки. Это уравнение со многими неизвестными. Предложение И.Денисова: приглашать на совещания, подобные этому, представителей из негосударственной категории вузов, чтобы они были в курсе, какие проблемы волнуют сегодня высшую медицинскую школу, классическую, а не только отдельные медицинские факультеты.
 
– Выходит, – сказал Игорь Николаевич, – что мы берем товар, который не посмотрели надлежащим образом. Количество людей, выпускаемых сетью негосударственных вузов, настораживает: оно увеличивается. Второй вопрос: если с теоретическими знаниями студентов всё более или менее благополучно и особых беспокойств нет, то практическая подготовка наших выпускников оставляет желать лучшего. Выпускники не могут порой сделать элементарную практическую процедуру. Дайте сейчас возможность молодому человеку наложить повязку – для него это будет проблемой. Мне кажется, что практическая подготовка, поскольку она является неотъемлемой частью основного учебного процесса, должна находить отражение и в зачетной книжке.

У нас по-прежнему остается порочная система повышения квалификации и врачей, и преподавателей один раз в 5 лет. Давайте посмотрим правде в глаза: ни практикующий врач, ни преподаватель не в состоянии покинуть рабочее место на 2 месяца. Почему нам не перейти на систему накопительных кредитов? На 2-3 дня любой из нас приедет на семинар, 2-3 раза в год, и за 5 лет они и наберутся, эти 144 часа. И вся проблема решена. Третья позиция. Сейчас много говорится об интернет-технологиях. Почему бы не подойти к этому с государственной точки зрения? Давайте выберем любой день недели, время, чтобы врачи по расписанию проходили подготовку, слушали лекции ведущих профессоров… Таким образом, знания будут унифицированы.

Ректор С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии профессор Владимир Леванович также считает, что срывать врачей с места очень сложно. Он сообщил, что академия, согласно Национальному проекту «Здоровье», подготовила тысячи врачей за счет выездных циклов, тем самым выполнив огромную работу. Медики получили возможность переподготовки без отрыва от производства. Безусловно, накопительные циклы нужны и важны, но стоит ли делать из этого проблему? Кто заинтересован в повышении квалификации – тот ее повысит.

Не вернуться ли к государственному распределению?

Главный врач Российской детской клинической больницы профессор Николай Ваганов высказал в выступлении свое отношение к аккредитации и сертификации специалистов и в целом к учебе.

– Получается, – сказал он, – первую аккредитацию человек должен пройти после окончания вуза, сдав экзамены. Вот он в июне сдал экзамены, с 1 августа должен приступить к работе, а когда же будет первая аккредитация? Самая первая, и что это такое? Моя 45-летняя практика показывает, что врач, при любых видах обучения – советского, российского, – встает на ноги примерно через 5 лет. Клиническая ординатура – хорошее дело, но кто может выдержать ее нагрузку за мизерную стипендию? Многие виды деятельности разрешаются после прохождения клинической ординатуры, а есть некоторые специальности, требующие двух клинических ординатур, то есть учиться нужно 4 года. Надо, видимо, продумывать вопрос о так называемом содержании клинических ординаторов. И еще. Не пора ли вернуться к государственному распределению? Большое количество выпускников вузов уходят из профессии. Это катастрофа, выброшенные государственные деньги. Давайте подумаем о правах пациентов, которые живут в селе, на Севере, на Дальнем Востоке, на Камчатке, и т.д. Они имеют право на нормальное медицинское обеспечение? Я считаю, что врач, педагог и церковный служитель должны работать там, куда их посылает государство, а не там, где они хотят.

Пока живем на опыте советской медицины

Один из соавторов проводимого социологического опроса профессор МГМСУ Юрий Мартынов подчеркнул, что показатели здоровья нации также указывают на необходимость совершенствования системы здравоохранения. Выяснение причин падения престижа врача требует тщательных всесторонних исследований, без которых представляется затруднительным сформировать объективную картину, понять наблюдаемые нежелательные процессы снижения доверия к медицинской профессии. Известно, что знаний и умений, которые получает студент на до-дипломном этапе, а также врач в процессе последипломного образования, бывает недостаточным для того, чтобы на протяжении всей профессиональной деятельности сохранять компетентность и всегда качественно выполнять врачебные обязанности.

Пока еще существует диссонанс между надеждой пациента на квалификацию медицинского работника и навыками врача, что вызывает обеспокоенность и специалистов, и всего общества. И это как раз обосновывает необходимость повышения профессионального мастерства врачей, которые должны учиться на протяжении всей жизни. Непрерывное медицинское образование – процесс, включающий такие элементы, как оценка индивидуальной профессиональной деятельности, приобретение коммуникабельности и компетентности.

– На современном этапе развития высшей медицинской школы, – сказал профессор Ю.Мартынов, – были разработаны основные стратегические подходы к совершенствованию непрерывного медицинского образования. Нужно выделить две модели: обучающую и оценочную. Если обучающие программы первой модели позволяют повысить уровень клинической компетентности, но не выявляют врачей с низкими показателями профессиональной деятельности, то программы оценочной модели оценивают и подтверждают квалификацию врача.

В международном сравнении по показателям качества образования российские вузы всё еще отстают от европейских, американских и ведущих азиатских. Проблемы высшего медицинского образования связывают с нехваткой квалифицированных управленческих кадров, закрытостью отрасли и ее слабой восприимчивостью к переменам. Фактически сегодня жизнестойкость медицинских вузов обеспечивается за счет накопленного в советское время капитала знаний, методик, и пока не видно серьезных усилий, нацеленных на обновление и дальнейшее развитие.

Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru