Вы здесь

Учиться – значит меняться

В Самарском ГМУ вузовская наука находится на подъёме
Самарский государственный медицинский университет Мин­здрава России – один из лидеров по количеству научных разработок среди медицинских вузов. Его инновационное оборудование для диагностики и лечения, интерактивные приложения, симуляторы, современные средства для обучения студентов и клиницистов становятся всё более известными и востребованными.
В преддверии Дня российской науки самое время поговорить об интеграции вузовской науки с практикой. С этим всегда было трудно в нашей стране. Перспективные технологии по многу лет «пылились» в лабораториях, прежде чем воплощались в технические решения, компьютерные программы, умные приспособления.
В городе на Волге сложилась настоящая команда инноваторов, которую поддерживает руководство вуза. Об этом главный редактор «Медицинской газеты» Алексей ПАПЫРИН беседует с ректором СамГМУ, профессором РАН, заслуженным деятелем науки РФ Александром КОЛСАНОВЫМ.

– Александр Владимирович, СамГМУ можно по праву назвать одним из самых инновационных в нашей стране. Такая оценка касается как разработанных на волжской земле устройств, так и внедрения в практику медицинского образования новых технологий. Как удаётся совместить настолько разные и сложные направления?

– Несколько лет назад мы чётко ответили для себя на вопрос: по какому пути двигаться, чтобы быть конкурентоспособными в долгосрочной перспективе? Конкуренция в современном образовании очень высока и всё усиливается. При этом ситуация в стране и мире требует консолидированной работы по достижению технологического суверенитета во всех сферах деятельности, в том числе в медицине. Мы разработали свою стратегию для трансформации из классического медицинского в первый медицинский технологический университет. Специальная команда проектирует и реализует изменения в качественно новую модель, которая интегрирует все направления деятельности университета. С каждым днём всё больше убеждаюсь, что мы выбрали верную модель развития, и она отвечает самым разным вызовам времени, позволяет развиваться по своему уникальному пути, открывающему новые возможности.

Многие из новых образовательных, медицинских решений, продуктов, которые у нас применяются, мы сами же и разрабатываем, производим на своих мощностях. В первую очередь двигаемся от потребностей и наших пациентов, и наших врачей, ППС, инженеров, обучающихся. Все технологии, продукты, которые сегодня создаются в вузе, интегрируются в разные направления деятельности. Они внедряются в образовательный процесс как на уровне специалитета, так и ординатуры, дополнительного профессионального образования. По ним кафедры пишут статьи, проводят научно­-исследовательские работы, проводится обязательная апробация в собственных клиниках. И дальше мы выводим их на открытый рынок, в том числе зарубежный. Именно эта синергия даёт результаты. Сегодня уже 12 стран покупают продукцию СамГМУ, и это точно не предел.

В вузе сформирована уникальная инжиниринговая и инновационная инфраструктура, система развития инноваций в медицине. На базе университета успешно работает Институт инновационного развития с инжиниринговым центром и центром серийного производства, с прошлого года действуют федеральный отраслевой центр виртуальных медицинских технологий и федеральный центр трансфера технологий. Всё это приносит свои результаты. Только за последний год по направлению IT­медицины в вузе реализовано более 50 разработок и внедрено более 10 новых передовых технологий. За прошедший год было зарегистрировано рекордное количество объектов интеллектуальной собственности: получено более 50 патентов на изобретения и выдано более 110 свидетельств о государственной регистрации компьютерных программ и баз данных.

Продолжаем самым активным образом участвовать в федеральных программах: «Приоритет­-2030», Передовые инженерные школы, НТИ. Целенаправленно зашли в проект ПИШ, а также создали у себя цифровую кафедру и теперь медицинские кадры получают цифровые, инженерные компетенции, а инженеры и айтишники – медицинские знания, связанные с анатомией и физиологией. Таким образом, мы добиваемся того, что инженер и врач говорят на одном языке, осваивают новые технологии и вместе создают передовые продукты и решения. В рамках ПИШ СамГМУ уже действуют магистральные программы по двум профилям: «Инженерия искусственного интеллекта» и «Телемедицина и системы поддержки принятия врачебных решений», скоро появятся новые.

Одной из задач для нас является создание эффективных образовательных инструментов. Для студентов медицинских вузов важна практика. Не отменяя классическое оттачивание мастерства в виварии или кадаверном центре, использование студентами виртуальных тренажёров помогает получать, устойчиво закреплять первичные знания процедур, операций, процессов с возможностью практиковаться неограниченное количество раз. Разработан целый ряд виртуальных симуляторов с разными сценариями, значительно расширяющими практический опыт. Таких, например, как оказание экстренной медицинской помощи, проведение операции трахеостомии, оказание помощи при послеродовом кровотечении и т.д. Эти решения разработаны техническими специалистами совместно с клиницистами университета, руководителями профильных кафедр, для которых новые технологии не что­то из будущего, а реальность сегодняшнего дня. Наш успешный опыт и позволил по решению министра здравоохранения РФ М.А.Мурашко создать на базе СамГМУ федеральный отраслевой центр виртуальных медицинских технологий.

Практические решения для медицинского образования, которые разработаны в стенах университета, позволяют готовить современных и востребованных специалистов для отечественной и зарубежной систем здравоохранения.

– Летом прошлого года исполнилось 15 лет ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений». Руководство ведущих медицинских вузов страны с интересом познакомилось с самарскими разработками новой аппаратуры для обучения и оказания медицинской помощи. Расскажите о новинках более подробно...

– Как уже отметил, одним из векторов развития образовательного процесса является использование технологии виртуальной реальности. В прошлом году все виртуальные тренажёры СамГМУ были внесены в Реестр отечественного ПО. Это открывает дополнительные возможности для российских медицинских вузов и колледжей по внедрению передовых технологий в свой учебный процесс. 

В 2023 г. в инжиниринговом центре были завершены работы по созданию единого образовательного модуля, который объединяет все разработанные в Институте инновационного развития виртуальные тренажёры и даёт возможность удалённого и многопользовательского обучения. Это модульная экспертная виртуальная система «МЭВИС» – комплексное мобильное решение, оснащённое всем необходимым для использования в образовательном процессе. Система была впервые представлена широкой общественности на «Неделе медицинского образования – 2023» и привлекла внимание руководителей медицинских вузов и колледжей, как инновационное образовательное решение отечественного производства. Систему мы представили и всем ректорам медицинских вузов, которые приезжали в Самару. В конце прошлого года состоялась первая коммерческая поставка двух систем в Кабардино­-Балкарский государственный университет, обсуждаем поставки и с целым рядом других учреждений.

В инжиниринговом центре вуза также постоянно ведётся работа по совершенствованию имеющихся и разработке новых решений для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках программы импортозамещения создана система фиксации и стабилизации черепа «ФИКС» – первая разработка такого типа в стране, созданы собственные световозвращающие сферы для нашей хирургической навигационной системы AUTOPLAN. Создаются новые сценарии для реабилитационных тренажёров ReviVR и ReviMotion. Развивается направление роботизации в хирургии, СППВР. Разрабатываются инновационные диагностические устройства с функцией беспроводной передачи данных Health Check­Up для оказания медицинской помощи жителям далеко расположенных населённых пунктов в рамках направления «Телемедицина». Успешно применяется цифровой стетофонендоскоп с функцией беспроводной передачи данных – разработка Института инновационного развития, которая позволяет проводить аускультацию сердца и лёгких в норме и патологии. С его помощью можно создавать свою базу аускультаций, проводить научные исследования и сделать обу­чающий процесс более интерактивным. Также готов работающий прототип цифрового кольпоскопа, идёт активная работа по созданию цифрового тонометра.

Кроме того, завершена реализация пилотного проекта по созданию «Умной операционной» на базе Клиник СамГМУ. Он позволит не только создать единое функциональное и информационное пространство для врачей, но и значительно снизит нагрузку на хирурга и оптимизирует ход операции благодаря автоматизированной передаче данных, визуализации и интеллектуальному управлению системами.

Особо хочу выделить направление индивидуального эндопротезирования. За 2023 г. успешно установлено более 300 имплантатов пациентам, включая участников СВО. Также в конце прошлого года в Клиниках СамГМУ впервые в стране установили раздвижной индивидуальный эндопротез тазобедренного сустава полностью отечественного производства. Работа над его созданием велась специалистами НИИ бионики и персонифицированной медицины вуза, а также Клиник СамГМУ совместно с партнёрами. Разработанная конструкция эндопротезов будет широко востребована в целом ряде направлений, в том числе у пациентов с костной онкологией, в детской реконструктивной ортопедии и онкологии и многих других. Задача создать неинвазивные раздвижные эндопротезы, которые способны заменить зарубежные аналоги, была поставлена министром здравоохранения РФ. Её выполнение — важнейший шаг в формировании технологического суверенитета страны в области здравоохранения.

В НИИ «БиоТех» СамГМУ разработали универсальную клеточную тест­-систему in vitro для диагностики и раннего выявления социально значимых воспалительных заболеваний, а также тест­систему для оценки эффективности оригинальных лекарственных средств, их дженериков и биоаналогов с использованием первичных клеточных культур. Системы уже активно применяются на медицинском рынке. А в нашем Научно-­образовательном профессиональном центре генетических и лабораторных технологий (НОПЦ ГЛТ) совместно с партнёрами разработали набор реагентов для выявления бактерии Helicobacter pylori.

В центре компетенций НТИ «Бионическая инженерия в медицине» мы создали уникальный парк оборудования, позволяющий решить большинство задач в области биофабрикации и 3D­биопечати. В банке тканей НИИ «БиоТех» и центре компетенций НТИ создана линейка авторских гидрогелей для 3D­биопечати аналогов хрящевой и костной тканей, ведётся разработка биочернил. Разработки позволят спасти тысячи пациентов с заболеваниями и травмами опорно­двигательной системы. На базе НИИ «БиоТех» по запатентованной технологии также организовано серийное производство аллогенных бионических имплантатов «Лиопласт» из соединительных и опорных тканей. Их разновидности постоянно пополняются, насчитывается уже более 180 различных видов. Они применяются в различных областях регенеративной медицины. Директор НИИ Лариса Волова была в прошлом году признана изобретателем года, одержав победу в конкурсе Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

– Медицинское образование в России классически идёт у постели больного. Клиники СамГМУ считаются примером того, как можно предоставлять высокотехнологичную помощь и обучать студентов. Анатомичес­кий стол «Пирогов» с сенсорной интерактивной поверхностью, а рядом операционная, где полученные знания оттачиваются ординаторами в реальной хирургии. Каким должен быть баланс между применением симуляторов и реальной подготовкой в анатомическом театре, во время консилиумов, обучением
непосредственно в операционной?

– Все современные технологии – это новые дополняющие возможности, но ни в коем случае не замена практики, взаимодействия с врачами, пациентами. Все современные технологии мы гармонично интегрируем в классическую форму обучения: работу на биоматериале, в виварии, операционной и т.д. Обучение
«у постели больного» – это главное, оно всегда было и всегда будет.

Сегодня СамГМУ готовит уникальных врачей с современными инженерными и IT­компетенциями, включив в образовательные программы модули по искусственному интеллекту и системам поддержки принятия врачебных решений (СППВР), нейротехнологиям, телемедицине и биоинженерии. Мы также спроектировали образовательную модель, где есть несколько треков для врачей, исследователей и разработчиков в медицине, и планируем её запустить в эксперимент с этого года. Для реализации предлагаемой модели и её масштабирования по нашей инициативе был сформирован единый консорциум из 30 участников, включая университеты, НМИЦ и технологические компании.

В консорциуме обеспечивается доступ студентов к уникальным практикам. Так, например, в конце прошлого года состоялся первый взаимный академический обмен между нашими студентами и студентами Уральского медицинского университета.

– Для подготовки квалифицированного доктора, владеющего новыми технологиями, очевидно, сначала надо переобучить преподавателей. Как обстоят дела с повышением квалификации наставников?

– В медицине без постоянного обучения нельзя, в этой сфере ты учишься каждый день. Одна из главных наших задач – непрерывное повышение интеллектуального капитала университета. И все, кто решил стать врачом, кто помогает другим освоить эту непростую профессию, в постоянном режиме совершенствуют свои знания. Для этого у нас создана целая инфраструктура, созданы все условия для профессионального и карьерного роста. В вузе функционирует отлаженная система повышения квалификации. Есть собственный институт профессионального образования и центр оценки и развития компетенций, где сотрудники университета (преподаватели, медицинские и научные работники, а также административно­-управленческий персонал) имеют возможность осуществлять как повышение квалификации, так и профессиональную переподготовку. На регулярной основе сотрудники университета повышают квалификацию и в ведущих образовательных и лечебных центрах страны.

В прошлом году более 250 ППС прошли дополнительное обучение на различных курсах. Преподаватели, работающие с иностранными студентами, ежегодно обучаются на курсах английского языка. Постоянно повышают квалификацию и врачи Клиник, а также медицинские сёстры. В прошлом году мы также провели обучение команд по системной трансформации Клиник университета.

Реализованы масштабные образовательные проекты в рамках программы «Приоритет­-2030» совместно с фондом Центр стратегических разработок «Северо­Запад» по научно­образовательной и инновационной деятельности, проектному управлению образовательной деятельностью, теме дизайн­мышления в проектировании продуктов и сервисов, управлению проектами стратегического развития. Ряд сотрудников СамГМУ прошёл обучение в московской школе управления «Сколково», благодаря чему подготовлены управленцы, ориентированные на реализацию проектов трансформации и развития университета.

В вузе внедрена система наставничества, в которую вовлечены сотрудники всех направлений деятельности: медицинский персонал, преподаватели, научные кадры, инженерно­технический и административно­управленческий персонал. Все наставники прошли обучение на курсах повышения квалификации. К наставникам были прикреплены новые сотрудники, которые уже успешно прошли адаптацию.

Полностью доукомплектован высококлассными специалистами кадровый резерв университета. Для них организовано обучение по индивидуальным планам и траекториям развития, проводятся стратегические сессии и вебинары.

Выпускники аспирантуры вовлечены в образовательный процесс на кафедрах, НИИ, НОЦ. Из выпускного курса аспирантов 2023 г. почти 90% трудоустроены в образовательные и научные структурные подразделения СамГМУ: на кафедры, в НОЦ «Фармация» и НОПЦ ГЛТ.

Таким образом, все – и преподаватели, и врачи, и новые сотрудники, и уже заслуженные, отлично зарекомендовавшие себя профессионалы, постоянно обучаются и получают самые передовые знания.

– На ваш взгляд, в чём секрет успеха университета в развитии вузовской науки?

– Сегодня мы активно развиваем идеологию «единого научного пространства» как трансформацию механизмов формирования тематики научных исследований с акцентом на прикладные исследования. Внедряются механизмы финансирования тех научных проектов, которые могут быть достаточно быстро реализованы в образовательном и лечебном процессах, в экономике. Таким образом, мы стимулируем те научные исследования, которые обладают наибольшим потенциалом реализации и высокой практической значимостью.

Все проводимые в университете фундаментальные и прикладные исследования, включая НИОКРы, соответствуют большинству мировых трендов и приоритетных направлений развития медицинской науки. 

В университете выстроена целая инфраструктура студенческих научных обществ, научных кружков, активно вовлекающая в процесс научных исследований молодых учёных. Успешно работает управление молодёжной научно­образовательной политики, которое также нацелено на развитие науки среди молодёжи. Успешно работают «Точка кипения» и «Предпринимательская Точка кипения», реализуется целый ряд акселерационных программ, осуществляющих как методическую, так и ресурсную поддержку самых перспективных научных разработок.

В 2023 г. университет первым среди всех вузов стал уполномоченным представителем фонда «Сколково» – соисполнителем технопарка «Жигулёвская долина». Это позволяет нам реализовывать все преимущества фонда и пользоваться всеми его преференциями, не выезжая за пределы области. Это создаёт и новые перспективы для стартапов, технологических предпринимателей и научных подразделений вуза.

В контексте развития науки в университете, конечно, важно отметить значительный задел и уже сформированные научно­педагогические школы под руководством выдающихся отечественных учёных: травматологов-­ортопедов, академиков РАН А.Краснова, Г.Котельникова, оториноларинголога академика РАМН И.Солдатова, хирурга­-колопроктолога заслуженного деятеля науки РСФСР А.Аминева и других.

– Какие направления в науке и медицине будут наиболее перспективными на ближайшие годы? 

– Постоянный анализ динамичной научной мировой повестки даёт нам возможность эффективно реагировать на новые глобальные вызовы. На фронтирных направлениях мировой науки мы сосредоточили основную научную деятельность университета. Сегодня можно выделить четыре приоритетных направления: IT­медицина, нейротехнологии, биомаркёруправляемые технологии и биотехнологии. 

Сегодня очевидно, что во многом будущее науки и медицины связано с информационными технологиями. Развитие IT, цифровых решений активно стимулирует развитие высокотехнологичной медицины. Именно технологичность сегодня в авангарде всех научных исследований вуза, направленных на создание современных решений различных задач в области медицины и фармации.

По теме медицинской генетики и биомаркёруправляемых технологий активно работает ряд НИИ и научно­образовательных центров (НОЦ), созданных на базе университета. В частности, наиболее мощным с точки зрения лабораторных возможностей является НОПЦ ГЛТ, в котором запущено 14 современных лабораторий, объединённых концепцией развития в передовых направлениях научно-­исследовательской, образовательной и профессиональной деятельности в области генетических и лабораторных технологий. 

Целый ряд перспективных исследований, эффективно внедряемых в клиническую практику, ведётся в НИИ нейронаук, МНОЦ нейропсихиатрии. В целом могу ещё достаточно долго перечислять достижения замечательной команды инноваторов, учёных СамГМУ. Все наши успехи стали возможными благодаря всесторонней поддержке Министерства здравоохранения РФ и лично министра М.А.Мурашко, Министерства образования и науки во главе с В.Н.Фальковым, губернатора области Д.И.Азарова и правительства региона. Это важная и ощутимая поддержка.

– В чём особенность российской науки? Возможно ли использование модели, применяемой в развитых странах, для достижения более прикладного характера работ и внедрения полученных результатов исследований в практику? 

– Одной из главных особенностей российской науки можно назвать её уникальный исторический потенциал. В частности, огромный вклад в мировую медицинскую науку внесли такие великие российские учёные как Н.Пирогов, Н.Склифософский, С.Боткин, И.Павлов и другие.

Кроме того, в нашей стране имеется значительный потенциал к междисциплинарному сотрудничеству. Научные достижения одних отраслей науки могут успешно интегрироваться в другие, что открывает большой потенциал возможностей. Медицина здесь не исключение.

Использование существующего передового опыта – это, безусловно, эффективный подход. Есть задача как совершенствовать наиболее успешные идеи и решения, так и создавать эффективные собственные решения и продукты, которые имеют перспективы коммерциализации и не только замещения импорта, но и обладающие значительным экспортным потенциалом. Наш опыт показывает, что всё это более чем реально.

– В преддверии Дня российской науки что бы вы пожелали коллегам?

– Наука – одно из важнейших направлений развития общес­т­ва. Именно она помогает ему совершенствоваться, создавать новые лучшие жизненные блага, увеличивать продолжительность жизни и повышать её качество.

И всем, кто двигает науку вперёд, помогает человечеству подниматься по ступенькам эволюции, я хочу пожелать энтузиазма, вдохновения, свежих, неординарных идей и перспективных, полезных и по­-настоящему важных открытий!

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru