05 декабря 2024
«МГ» уже рассказывала, что в Самаре прошёл форум «ПрофлекториУМ». Он был встречен с большим интересом молодыми профсоюзными активистами, стал настоящим событием для общественной организации. В лечебные учреждения редко приходят здоровые люди. Пациенты закономерно хотят быстро попасть на приём к квалифицированному специалисту, который во всём разберётся, назначит эффективное лечение. Попав в очередь в регистратуре, например, часть из ожидающих начинают себя накручивать, выплескивают негативные эмоции, сначала на операторов, потом на врачей и медицинских сестёр. Негативная эмоциональная «волна» может пойти дальше, дальше… Надо уметь успокоить людей, а ещё лучше всего спрогнозировать, изза чего может возникнуть конфликтная ситуация. Стараться не допустить её, то есть заниматься профилактикой подобных инцидентов.
Не случайно возникают предложения, что настало время принимать на работу специалистов в поликлиники и больницы после консультации психолога. Не каждый может достичь успехов в спорте, комуто это просто не дано… По аналогии напрашивается сомнение, можно ли всех научить бесконфликтному поведению, умению оставаться дипломатичными, выходить из затруднительной ситуации на позитиве, а не углубляться в конфликт? Надо ли выявлять людей, которые склоны к конфликтам? Обо всём этом говорила на форуме председатель региональной организации Профсоюза работников здравоохранения Самарской области Татьяна СИВОХИНА. Она – не только сильный профсоюзный лидер, но и практикующий врач, заведующая отделением реабилитации Областного клинического онкологического диспансера, доктор медицинских наук.
Ей слово.
– По статистике, конфликтные ситуации нередко встречаются в здравоохранении. При этом порядка 80% жалоб поступает изза нерешённых проблем, последствия которых являются негативными. Как известно, конфликты могут вызывать стресс, тревогу, негативные эмоции. Это приводит к ухудшению психоэмоционального состояния. Мы начинаем нервничать, идя на рабочее место, заранее думаем: там неуютно и плохо. Совершенно подругому начинаем реагировать на пациентов: они – назойливые, вечно чемто недовольные, строчат жалобы. Недовольство нарастает. На этой почве легко приблизиться к эмоциональному, профессиональному выгоранию. Конфликты также могут привести к ухудшению взаимодействия между коллегами, к разрыву даже отношений между друзьями. Они могут отвлекать нас от более важного, требуя времени и эмоциональных затрат на их разрешение.
В рабочей среде конфликт среди коллег: главный врач – персонал, заведующий – подчинённые, администрация учреждения – профсоюз, однозначно негативно влияют на общую атмосферу в коллективе.
Приведу пример одного из крупных лечебных учреждений нашей области. Сотрудники были недовольны заработной платой. Они начали писать коллективные жалобы на администрацию, которые поступали не только в министерство, но и публично освещались негативными комментариями жителей области. И напряжённость от этого ещё более нарастала. Если сложившуюся обстановку не контролировать, она может привести к более серьёзной ситуации, затрагивающей не только участников конфликта, но и окружающих, тем самым непонимание, недоверие в коллективе ещё больше усугубляется. И что делают сотрудники? Конечно же, они считают, что в других больницах больше платят. Они начинают уходить из этого учреждения и искать себе другое место работы: там платят больше и главный врач лучше. Естественно, для клиники – это очень плохая история. Учитывая, что специалистов в здравоохранении не хватает, возникли серьёзные проблемы и для руководства клиники.
С другой стороны, нельзя конфликты воспринимать только негативно, так как они могут стать катализаторами как для личностного, так и профессионального роста. Они заставляют нас пересмотреть многие вещи, проанализировать свои и действия коллег – участников конфликта. И когда возникают разногласия, это даёт возможность посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. И мы начинаем понимать мнение и чувства других людей. Конфликт также может стать причиной для изменений. Часто конфликтные ситуации помогают выявить скрытые проблемы, поднять вопросы, требующие определённого внимания.
Именно конфликт обнажает и открывает путь к решению возникшей проблемы, как и произошло в той самой больнице. Выяснилось, что работникам нужна была просто общественная, публичная встреча главного врача, персонала, представителей министерства, профсоюзных органов. Были высказаны позиции сторон, в том числе и проведены разъяснения о действующем порядке оплаты труда, о его финансировании. Мы выехали в это учреждение, посмотрели начисление заработной платы, не выявили ни одного нарушения. Средняя заработная плата была достойная, и начисления были правильные. Об этом надо было открыто и честно сказать коллегам, что и было сделано.
Коллективы, которые умеют конструктивно разрешать конфликты, более продуктивно и эффективно работают. Это говорит о том, что нужно прорабатывать больные вопросы с коллективом. Тогда конфликты могут укреплять отношения, привести к более глубокому пониманию. Когда мы слушаем и уважаем мнения других, это создаёт доверительные отношения. Умение конструктивно общаться – это один из важнейших принципов, ему нужно учиться, и он пригодится в любых жизненных ситуациях. Мы не живём и не работаем в вакууме. Умение справиться с конфликтами, повернуть их так, чтобы они были не разрушительными, а носили позитивный характер – важный навык профессиональный. Это, наверное, искусство, оно помогает с полной отдачей профессионализма работать, поддерживать друг друга в трудных ситуациях. Этот стержень держит всю жизнь медицинских работников в состоянии готовности бороться за жизнь человека.
Психотип, безусловно, играет огромную роль для такой специфической деятельности, как врачевание. Да, некоторые больницы действительно принимают специалистов, учитывая и рекомендации психолога. Он тестирует сотрудников, оценивает психоэмоциональную составляющую и стрессоустойчивость. Но такой подход используется далеко не везде.
И это объяснимо. К сожалению, не во всех больницах и поликлиниках трудятся психологи. А приглашать его со стороны лучше, но накладно. Кроме того, существует проблема дефицита кадров, и если ещё и психолог будет вмешиваться в процесс отбора, то найти специалистов будет ещё сложнее. Это искусство возможного.
Алексей ПИМШИН.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru