05 декабря 2024
В новом национальном проекте «Продолжительная и активная жизнь» на 2025-2030 гг. помимо 6 продолжающихся проектов вошли 5 новых, и 1 из них – «Цифровая платформа «Здоровье». Ему предстоит стать «сменщиком» проекта по развитию единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ. И задачи ставятся не менее масштабные – развитие ГИС в сфере ОМС, создание цифрового медицинского профиля пациентов, единой платформы по управлению здоровьем человека и отраслевой системы обеспечения информационной безопасности. О новых перспективах, которые в этой связи открываются, говорили участники прошедшего на днях в Москве III Конгресса «Национальное здравоохранение – 2024»
К реализации цифрового проекта российское здравоохранение подходит с основательной базой. В стране более 1 млн автоматизированных рабочих мест медицинских работников и 552 тыс. врачей с ЭЦП. 65 тыс. подразделений медорганизаций внедрили МИС, во многих действуют электронные медицинские карты, создан центральный архив изображений. В этом году зарегистрировано уже 1,2 млрд медицинских документов, проведено 10 млн исследований МРТ, а если добавить рентгеновские аппараты, то цифра увеличивается на порядок – до 100 млн изображений. «Можно сказать, что необходимые предпосылки для дальнейшего роста и качественного скачка сделаны», – заключил заместитель министра здравоохранения РФ Вадим Ваньков.
Приоритетными направлениями на ближайшие годы станут: цифровые двойники как основа персонализированного подхода, поддержка принятия врачебных решений, сервисы для граждан, развитие клиентоцентричности, управление системой здравоохранения на основе данных, получаемых в режиме реального времени. Ставится задача создать и запустить цифровую платформу, которая бы способствовала формированию, поддержанию и сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни.
Эти меры к 2030 г. должны дать следующие ключевые результаты и эффекты. 56% граждан смогут воспользоваться услугами (сервисами) в личном кабинете пациента «Моё здоровье» и на Едином портале государственных услуг и функций. Для 100 млн пациентов с социально значимыми хроническими и неинфекционными заболеваниями станет доступным проактивный мониторинг состояния здоровья с использованием цифровых сервисов. 100% страховых случаев будут оплачиваться по факту предъявления электронного медицинского документа. Более 70% экспертиз качества оказания медицинской помощи станут проводиться дистанционно, а 30% федеральных статистических форм формироваться (предзаполняться) на основе электронных медицинских документов.
Цифровая трансформация ОМС
Цифровая трансформация системы обязательного медицинского страхования является одной из основных задач в деятельности Федерального фонда ОМС. Как рассказал его председатель Илья Баланин, активно развивать государственную информационную систему ОМС в фонде начали в конце 2022 г., когда был сформирован Единый реестр застрахованных лиц, и на уровень федерации поднята информация из систем субъектов. После этого в фонде настроили взаимодействие с информационными системами Федеральной налоговой службы, МВД, Социального фонда России и наладили межведомственный обмен информацией. И сейчас фактически в режиме онлайн реестр пополняется и актуализируется, если изменяются какиелибо данные о застрахованном лице. Система стала основным идентификатором сведений о застрахованном лице при оказании медицинской помощи.
Внедрение реестра на федеральном уровне позволило оказывать информационные услуги гражданам, в том числе в дистанционном формате. Например, полисы ОМС сегодня выдаются исключительно в электронном формате, от других носителей отказались (хотя все они действуют), что позволило сэкономить средства на выпуске полисов в бумажном и пластиковом виде.
Следующим этапом развития ГИС в сфере ОМС, в соответствии с поручением Президента и председателя правительства, стало проектирование и внедрение цифрового медицинского профиля. Это, как пояснил И.Баланин, гибридное хранилище данных. Оно наполняется из различных медицинских систем. На первом этапе, как планируют, информация об оказанной медицинской помощи будет попадать в профиль из реестров счетов территориальных фондов, в дальнейшем – из подсистем персонального учёта медицинской помощи непосредственно информационных систем медицинских организаций, фактически в режиме онлайн. Кроме того, эта информация дополнится данными из структурированных электронных медицинских документов – ФОМС сейчас выстраивает взаимодействие с информационной системой Минздрава. Также в цифровой медицинский профиль подгрузят данные страховых медицинских организаций, например, списки граждан, которые состоят на диспансерном наблюдении.
Это терабайты информации, но она будет структурирована и выдаваться пользователям информационных систем при выстраивании дальнейшего взаимодействия. Использовать эти данные смогут все медицинские организации, медработники, территориальные фонды ОМС, страховые медорганизации – как при оказании медицинской помощи, так и непосредственно при взаимодействии с застрахованными гражданами. Для последних предусмотрено создание личных кабинетов (они уже разработаны), куда будет подгружаться информация о всей оказанной медицинской помощи, а в случае необходимости диспансерного наблюдения будут предлагаться персональные маршруты.
И.Баланин обратил внимание на то, что при взаимодействии с застрахованными гражданами СМО испытывают определенные сложности, так как ограничены в возможностях информирования застрахованных; сейчас это делается в основном с помощью SMS либо телефонных сообщений. Так вот цифровой медицинский профиль не только расширяет возможности информирования пациента, но и избавляет его от рисков, связанных с телефонными мошенничествами. Кроме того, врачи, медицинские организации получают объективную информацию обо всей помощи, которая оказывается не только в той медорганизации, к которой приписан пациент, но и во всех федеральных, даже в других субъектах и в частных. Это позволит более продуктивно использовать данные для назначения лечения.
В целом же такой большой массив информации позволит системе ОМС, в том числе с использованием искусственного интеллекта, выстраивать и прогнозировать риски развития хронических заболеваний, поведенческие риски застрахованных граждан и передавать это непосредственно медицинским работникам для принятия своевременных мер по предотвращению возникновения и развития заболеваний.
Кроме того, в ФОМС рассчитывают, что более качественный анализ информации цифрового медицинского профиля позволит перейти на новый этап планирования программы государственных гарантий: с учётом особенностей того или иного субъекта можно более точно определить потребность в необходимых объёмах медицинской помощи. Когда, например, в ФОМС проводили опытную эксплуатацию системы, в одном субъекте загрузили данные об оказанной медицинской помощи за последние два года и на основании настроенных алгоритмов, система подсветила список лиц, которые должны подлежать диспансерному наблюдению, отметил И.Баланин. «Мы сравнили это с информацией страховой медицинской организации, территориального фонда и нашли расхождение практически в 90 тыс. человек, подлежащих диспансерному наблюдению, но по факту не состояли, это порядка 15%. Страховые медицинские организации взяли их на информирование и сопровождение», – сказал он.
Есть ещё пример, когда при опытной эксплуатации системы выявили такие заболевания, которые являются предвестниками развития других, более тяжёлых форм заболеваний. Это позволило взять таких граждан на контроль.
Естественно, изучить столь большие объёмы информации одному человеку не под силу. И тут на помощь приходят технологии обработки большого массива данных с использованием ИИ. Например, в этом году, уточнил председатель ФОМС, впервые в программу госгарантий было заложено проведение маммографии с учётом в качестве второго мнения искусственного интеллекта. «Ещё 5 лет назад мы об этом даже не говорили, а сейчас такой метод исследования уже предусмотрен программой госгарантий. Кроме того, при подготовке программы на следующий год мы сейчас совместно с Минздравом России обсуждаем значительное увеличение использования технологий с искусственным интеллектом», – подчеркнул И.Баланин.
В этом направлении и собирается работать страховое ведомство, рассчитывая, что применение технологии обработки большого массива данных с использованием ИИ позволит приблизить медицинскую помощь гражданам именно в тот момент, когда она требуется, то есть своевременно реагировать, до того как возникло ухудшение состояния здоровья. У всех органов власти, медицинских организаций, территориальных фондов, врачей должна быть реальная и единая информация, которая получена на основе анализа этих данных, считает председатель ФОМС: «Массив данных, всесторонняя обработка этой информации позволят более качественно оказывать медицинскую помощь, более структурированно и планово работать с застрахованными гражданами. В целом это будет способствовать повышению продолжительности жизни до 78 лет. В этом направлении будем двигаться в ближайшие годы» – заключил И.Баланин.
Управление на основе данных
Управление на основе больших данных – это здорово, потому что такие данные позволяют увидеть невидимое, сказал гендиректор НМИЦ имени В.А.Алмазова, главный специалисткардиолог Минздрава РФ Евгений Шляхто. «Кто бы мог подумать еще 5 лет назад, что обычные ЭКГ спрогнозируют развитие сердечной недостаточности через 3 года? Или кто бы мог мне сказать 10 лет назад, что при анализе используется не 1020 параметров, а 5 тыс. точек, которые характеризуют ЭКГсигнал и являются, условно говоря, цифровым портретом каждого пациента.
Искусственный интеллект очень важен», – не скрывает он восхищения от открывающихся возможностей.
Переход на управление на основе больших данных открывает фантастические перспективы: «Завтра будут не просто клинические рекомендации, как сейчас. Они позволят вчерашнему выпускнику ВУЗа, ещё не имеющему большого опыта, проводить лечение на основе современной доказательной медицины. Очень важно, чтобы были большие регистры, и завтра появятся датасеты (обработанный и структурированный массив данных – ред.), которые обрабатываются искусственным интеллектом. Это будет опыт не тысяч пациентов, а десятков миллионов людей».
Специалист выразил уверенность, что система, просто дающая ответ, дело вчерашнего дня: «Завтра нам нужна модель, которая способна к диалогу, будет нам формировать представление о больном, говорить о вариантах решений, взаимодействовать с нами». Такие отечественные лингвистические модели, например GigaChat Сбера и YandexGPT, уже есть, и кардиологи на них рассчитывают. «Такая модель уже сдала экзамен на твердую четверку, и мы надеемся, что в этом году она ответит на все вопросы, связанные с аккредитацией. Следующим шагом станет её интеграция в реальную клинику. Сегодня она уже доступна врачу, завтра будет доступна пациенту, но дальше нам нужно, чтобы эта модель соединила все наши процессы на основе единого платформенного решения. Это не тривиальная задача. Только соединение биологии, искусственного интеллекта и цифры позволит развиваться персонализированной медицине», – уверен Е.Шляхто.
Хотя о механизме управления на основе данных пока говорят как о будущем, в стране уже есть примеры такой успешной практики. Как рассказал министр здравоохранения Тульской области Михаил Малишевский, в региональном здравоохранении внедрили дашборды – современные инструменты визуализации данных с многоуровневой детализацией, что позволяет поддерживать принятие управленческих решений через информационную систему. На 240 информационных панелях мониторируется более 700 показателей, которые касаются абсолютно всех направлений системы здравоохранения, начиная от финансов и заканчивая кадровой службой. Это минимизирует временные затраты на проведения планёрок и самостоятельный мониторинг показателей, активизирует работу по наиболее важным аспектам деятельности.
И теперь тульский министр с гордостью представляет в Москве полученные результаты, говоря, что итогом внедрения информационных панелей стало эффективное управление системой здравоохранения. Особую гордость составляет выполнение в области федеральных проектов «Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями» и «Борьба с онкологическими заболеваниями» – важнейшие показатели в них не просто достигнуты, но превышают целевые. Это удалось в том числе благодаря тому, что организаторы видят каждое подразделение медицинской организации, резюмировал М.Малишевский.
Римма Шевченко,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru