17 января 2025
В последние годы вопрос оплаты труда работников здравоохранения неоднократно поднимался лично Президентом страны. Владимир Путин недавно вновь подчеркнул важность предстоящих изменений в системе оплаты труда медиков. Такой высокий уровень постановки задач требует от Профсоюза работников здравоохранения РФ особого внимания и дальнейших шагов по совершенствованию работы в этом направлении на всех уровнях государственной власти. Об этом шла речь на состоявшемся на днях X Пленуме ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ.
В основе повышения уровня гарантий государства по заработной плате работников здравоохранения – инициатива Президента РФ, озвученная 14 февраля этого года на втором Форуме будущих технологий: «С 1 апреля регионы должны повысить до 50% окладную часть их заработной платы». 20 марта было издано Постановление Правительства РФ № 343, которым внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации № 2353 от 28.12.2023 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В этом документе учтены предложения Профсоюза по увеличению гарантированной части в структуре заработной платы, что является начальным этапом предстоящей модернизации системы оплаты труда в бюджетной сфере. Правовая база для утверждения единых требований к новой системе была утверждена в 2021 г. при непосредственном участии Профсоюза.
Собственно, переход на новую зарплатную модель, при которой окладная часть, без учёта компенсационных выплат, составит 50%, уже идёт, отметил выступивший на пленуме министр здравоохранения Михаил Мурашко. Хотя не везде это происходит без нарушений. Принимая решения в таких вопросах, надо чётко представлять состояние своих ресурсов, призвал он: «Коллеги, есть бюджет. Мы должны понимать, на чём теряем или экономим, понимать наши возможности, финансовые и др. Потому что, например, поднятие тарифа в стационарных организациях, когда только стационары обеспечены финансово, и всё можно перетащить из поликлиник – так не пойдёт. Мы в программе государственных гарантий чётко устанавливаем критерии к тарифам именно с позиции взвешенного и достаточного объёма для покрытия госгарантий».
Кроме того, министр подчеркнул, что улучшение уровня материальной оценки труда работников не должно происходить в отрыве от производительности, эффективности работы медиков и в целом качества медицинской помощи. Многие субъекты пошли именно по этому пути – повышают эффективность использования человеческого ресурса вместе с уровнем заработной платы, добавил он.
Пионеры новой системы
Профсоюз работников здравоохранения РФ традиционно является одним из самых многочисленных и активных, отметил в своём выступлении председатель Федерации независимых профсоюзов России Сергей Черногаев. По его словам, это подтверждается наличием 4 отраслевых соглашений, заключённых с Минздравом, Минобрнауки, Роспотребнадзором и ФМБА. Важным достижением является договорённость с Минздравом России об исключительном праве Профсоюза на заключение коллективных договоров и соглашений.
Несмотря на то, что в бюджетной сфере крайне сложно вести коллективные переговоры, Профсоюзу удалось включить в соглашения дополнительные гарантии медицинским работникам, такие как доплата за работу в ночное время и во вредных и опасных условиях труда. Другим отраслевым министерствам, общероссийским профсоюзам и объединениям, работодателям следует взять этот опыт себе на вооружение и использовать в своей работе, рекомендовал он.
Вместе с тем всё ещё наблюдается сильная дифференциация оплаты работников между регионами, видами деятельности и организациями, и устранить это неравенство надо будет в новой системе. В ней, считает профсоюзный лидер, необходимо предусмотреть следующие параметры: оклады для работников с наименьшим уровнем квалификации должны устанавливаться не ниже минимального размера оплаты труда; компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаться на основе единого перечня; эти выплаты не должны использоваться для дотягивания оплаты до МРОТ; вопросы оплаты труда необходимо рассматривать в комплексе с вопросами кадрового обеспечения и нормирования труда.
Ещё одна острейшая проблема в бюджетной сфере – интенсификация работы, вынужденные переработки. Проблема дефицита кадрового обеспечения, к сожалению, решается за счёт увеличения нагрузки на работников, которые трудятся на 1,5 или 2 ставках. Это приводит к выгоранию, снижению качества работы, социальной напряжённости, текучке кадров. Решение данных проблем невозможно без дополнительного финансирования бюджетной сферы, заключил С.Черногаев.
Тема пленума выбрана совершенно не случайна, поскольку вопросы оплаты труда наиболее актуальны для каждого из работающих, отметил председатель Профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников. Он обратил внимание коллег на то, что сфера оплаты труда работников здравоохранения неоднократно становилась объектом внимания Президента страны. А значит, и Правительства РФ, и Минздрава России, и тем более профсоюзов. В настоящее время ведётся работа по исполнению сразу 2 поручений Президента: на федеральном уровне разрабатываются подходы к новой модели оплаты труда медицинских работников, а в медицинских организациях по всей стране проводится работа по увеличению доли оклада в структуре заработной платы. Оба направления фактически отражают профсоюзные предложения, которые продвигались в течение целого ряда лет, в том числе в правительственных структурах. Но реализация этих поручений выявила множество подводных камней, с которыми столкнулись территории, и задача Профсоюза – все эти проблемы выявить и устранить.
В последнее время Профсоюз серьёзно продвинулся в этих вопросах, взаимодействуя с Минздравом России, органами управления здравоохранением и региональными организациями профсоюза на местах. Эти связи упрочились во время реализации гранта Президента РФ, который был предоставлен профсоюзу по направлению «Защита трудовых прав работников здравоохранения на достойную оплату труда и условия труда». «Мы усилили своё влияние в качестве постоянного эксперта на различных площадках, чьи решения ложатся на стол Президента. А глава государства тонко улавливает основные импульсы с мест, принимает решения, наиболее соответствующие актуальным проблемам», – сказал А.Домников.
Главный постулат требований Профсоюза таков: если врач оказывает помощь по единому стандарту, значит, и оплата его труда должна производиться по единому стандарту, независимо от территории. «Я далек от мысли, что Президент России автоматически отражает в своих поручениях требования профсоюза, поступающие к нему в том или ином формате, но уверен, что он о них знает и учитывает их. А это означает, что мы, включая наши первички, в целом правильно фиксируем настрой в коллективах, выявляем и обобщаем наиболее актуальные проблемы, инициируем необходимость их рассмотрения», – уверен А.Домников.
Однако злободневные вопросы остаются и решаются на практике с трудом. Отсутствие методики объективной оценки заработной платы, а также финансового механизма обеспечения контрольных показателей уровня оплаты труда, межрегиональная и даже внутрисубъектовая дифференциация уровня оплаты труда – всё это стало серьёзным камнем преткновения в обеспечении практического здравоохранения кадрами. Если кратко сформулировать взгляд Профсоюза на суть проблем, то он таков: в основе комплексного подхода к решению кадровых проблем должно быть формирование стройной системы материальной оценки труда специалистов. Она должна решать триединую задачу: привлекать кадры, закреплять их, а также стимулировать повышение квалификации. Очевидный механизм решения этой задачи – выработка общей на всей территории страны системы оплаты труда медицинских работников.
Сегодня можно констатировать, что практически во всех субъектах осуществляется реализация поручения Президента страны и постановления Правительства РФ в части увеличения окладной доли заработной платы. Однако А.Домников далёк от благостного восприятия картины. Уменьшение размеров и даже исключение ряда дополнительных выплат способствовали формированию в отдельных субъектах негативного отношения медицинских работников к происходящим процессам. Необходимо изыскать финансовые средства на увеличение окладов, корректировку надтарифных выплат, как компенсационных, так и стимулирующих, считает он. Реформирование системы оплаты труда также требует укрепления взаимодействия профсоюзных структур и органов управления здравоохранением всех уровней – для обеспечения соблюдения норм действующего законодательства, предотвращения и устранения нарушений трудовых прав работников, расширения информационной и разъяснительной работы в коллективах, заключил он.
Регионы хотят быть услышанными
Шаги по изменению системы оплаты труда предпринимаются в регионах, хоть и не без трудностей. Это подтвердили выступления на пленуме глав профсоюзов медиков в субъектах, они поделились своим опытом, ожиданиями, высказали замечания.
Кемеровская область
Со дня принятия постановления № 343 Кемеровская областная организация Профсоюза работников здравоохранения совместно с минздравом Кузбасса работает над изменением системы оплаты труда в медицинских организациях региона, рассказала председатель Оксана Брагина. Так как оплата установлена на региональном уровне, первоочередной задачей было внести соответствующие изменения в региональные нормативные правовые акты и повысить оплату труда для врачей на 65%, а для среднего и младшего медицинского персонала – на 40%. В этой связи руководителям медицинских организаций было поручено провести анализ системы оплаты труда работников организации, подготовить проекты необходимых изменений в локальные акты и принять их в установленном Трудовым кодексом порядке, сохранив при этом уровень заработной платы каждого работника не ниже уровня предшествующего года. постановлением администрации Кемеровской области были приняты изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2024 г. Доля должностного оклада в структуре зарплаты врача составила 50% (до 1 июля – 34,75%), среднего медицинского персонала – 50% (42,73%), младшего медицинского персонала – 50% (40,13%).
В результате проделанной работы на 1 июля 2024 г. во всех медицинских учреждениях региона удалось обеспечить долю окладной части 50%, в основном за счёт изменения стимулирующих выплат, а компенсационные – в большинстве учреждений сохранены в прежнем размере. Случаев снижения размера заработных плат не выявлено. Однако в некоторых учреждениях работодателями не обеспечена прозрачная и понятная система начисления выплат стимулирующего характера, условия и критерии их начисления не конкретизированы, что не соответствует единым рекомендациям по установлению системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждениий. Для устранения данных недостатков кемеровский профсоюз участвует в мониторинге изменения системы оплаты труда, привлекая первичные организации.
Пензенская область
В Пензенской области действует новая редакция положения о системе оплаты труда, в котором учтены все требования нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда и обеспечения по отрасли доли окладов в структуре заработанной платы на уровне 50%, рассказала председатель Пензенской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Галина Попадюк. По её словам, должностные оклады установлены на основе профессиональных квалификационных групп и должностей медработников в одинаковых размерах для всех учреждений здравоохранения и колеблются от 20 230 руб. до 49 397 руб.
Однако, заметила она, предложенный механизм увеличения должностных окладов без дополнительного финансирования привёл к пересмотру системы стимулирующих выплат, и это в очередной раз не лучшим образом сказалось на настроениях в коллективах. Рассчитывать же на привлечение дополнительных денежных вливаний из областного бюджета в нынешних условиях не приходится. «Мы возлагаем большие надежды на новую систему оплаты труда, которая, мы очень на это надеемся, обеспечит медицинским работникам адекватную оплату труда, кроме того, позволит сократить значимый разрыв в заработной плате между субъектами», – сказала Г.Попадюк.
Она также поддержала намерение Центрального комитета профсоюза обучать свои кадры в вопросах, касающихся новой системы оплаты труда: «Мы не сомневаемся, что, вооружившись знаниями, наши профсоюзные активисты будут способны эффективно вести переговоры с работодателями и представителями органов управления здравоохранением и защищать интересы своих коллег».
Удмуртская Республика
Опыт Удмуртской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения интересен тем, что там в 2021 г. создали рабочую группу по оплате труда, в состав которой вошли 6 специалистов, занимающих должности заместителей главных врачей по экономическим вопросам в ведущих больницах республики. Все они являются членами профсоюза, рассказала председатель Удмуртской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения РФ Ольга Попова.
Приоритетными направлениями работы группы стали оказание практической помощи в осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства по вопросам оплаты труда, участие в обсуждении методологии формирования системы оплаты труда медработников, а также в разработке макета коллективного договора и проведении экспертизы проектов коллективных договоров в организациях, подведомственных минздраву Удмуртской Республики. Кроме того, членов группы привлекают к проведению комплексных проверок. Особенно неоценимой была помощь, которую те оказали республиканской организации профсоюза в проведении проверок в рамках гранта Президента РФ в 2023 г., когда было выявлено значительное количество нарушений (более 10 тыс.).
Профсоюз привлекает членов рабочей группы для анализа готовящихся нормативных правовых актов правительства по вопросам оплаты труда и прогнозов возможных негативных последствий. Члены комиссии также взяли на себя дежурство по графику на телефоне, что позволяет непрерывно осуществлять консультации по вопросам оплаты труда.
Сотрудничество с экономической службой в составе группы республиканской организации имеет ряд преимуществ, резюмировала О.Попова. Вопервых, это помогает предотвратить нарушение трудовых прав рабочих в учреждениях здравоохранения. Обеспечивается прозрачность позиции всех сторон и доверие к представителям профсоюза. Благодаря профессиональному подходу специалистов становится возможным быстрое реагирование на спорные вопросы. Но польза здесь обоюдная. В свою очередь, сама республиканская организация также оказывает помощь учреждениям, например, в случае оспаривания актов проверок со стороны ФОМС и Фонда социального страхования, оказывает информационную и консультативную помощь главным врачам и представителям экономической службы медучреждений. С учётом положительного опыта рабочая группа по оплате труда в составе Удмуртской республиканской организации продолжит работу.
Алтайский край
Алтайский профсоюз также активно взаимодействует с профильными специалистами медицинских организаций. По словам председателя Алтайской краевой организации Профсоюза работников здравоохранения Ирины Смирновой, в крае создана рабочая группа из экономистов, кадровиков, юристов и главных врачей крупных медицинских организаций, всего 11 человек.
«В Алтайской краевой организации в течение 30 лет в штате отсутствует специалист по заработной плате. Она у нас самая низкая в Сибирском федеральном округе. И даже после того, как повысили оклады, зарплата врача начинается с 14 тыс., медсестры – с 8 тыс., у немедицинского персонала – менее 4 тыс. руб. Понятно, что до целевых 100 или 200% довести ситуацию практически не представляется возможным, и у нас получается, что необходимы 600700% к окладу за непонятно какие стимулирующие факторы», – обрисовала она ситуацию.
Создание группы позволило сделать более эффективным взаимодействие с региональным минздравом, социальными партнёрами, участвовать в контрольных проверках по жалобам вместе с ревизорами министерства. «Для меня, как человека, который 20 лет преподаёт трудовое право, было большим открытием, что ревизоры, будучи экономистами, не знают социального партнёрства, не разбираются в наших соглашениях, плохо знают коллективные договоры. И поэтому самая первая функция, которая сформировалась в нашем взаимодействии, это контроль по вопросам оплаты труда».
Оказалось, что не только профсоюз нуждается в профильных специалистах, но и сами экономисты, кадровики, юристы нуждаются в оперативном получении информации. «Обмен свежей информацией позволил довольно быстро и чётко помогать нашим коллегам. Мы пробили брешь в информационном поле», – с удовлетворением отметила И.Смирнова. Сбор и обработка информации совместными усилиями с целью тиражирования положительного опыта пригодились в процессе реализации гранта президента по защите трудовых прав работников здравоохранения на достойную оплату, когда на Алтае проводились проверочные мероприятия и анализ регионального законодательства, нормативной правовой базы. Рабочая группа проверяла акты на соответствие сразу двум ступеням законодательства – федерального и регионального.
Есть и ещё успехи. Например, благодаря стараниям группы удалось вернуть доплаты за повышение квалификации и стаж, которые минздрав пытался убрать (но сельские льготы вернуть не удалось). Важной функцией рабочей группы стала экспертная деятельность и консультации, консультирование по телефону позволило обработать вал звонков. А сейчас готовится план работы группы на следующий год. Одним из его первых пунктов будет создание таких же рабочих групп, но в составе уже первичных профсоюзных организаций либо хотя бы выделение специалиста, который будет отвечать за вопросы заработной платы. К этой работе планируют привлекать опять же профильных специалистов медицинских организаций.
Республика Саха (Якутия)
В следующем году запускается пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении, чтобы по его результатам установить единые требования к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных медучреждений. Полная же реализация намечена на 2027 г. В Профсоюзе работников здравоохранения РФ очень надеются на этот проект. В ходе его апробации можно будет выявить недочёты и болевые точки и разрешить их прежде, чем правительство внедрит проект во всей стране.
Якутия – один из регионов, участвующих в пилотном проекте, сказала председатель Якутской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения РФ Людмила Корнилова. Этот самый большой субъект России площадью более 3 млн км2 с 3 часовыми поясами по территории равен 6 Франциям. «На юге региона зима, мы считаем, очень мягкая, не ниже 40 градусов, весна приходит рано, инфраструктура посёлков и деревень там не очень ужасает. А вот Арктика – это тысячи, тысячи километров белого безмолвия, это белая мгла 9 месяцев. Полюс холода – минус 72 градуса в Оймяконе. Даже мне, коренной жительнице Якутии, когда температура падает до – 60, больно даже просто дышать. Там нет никаких условий для жизни. Из животных – только редкие эндемики и ещё неубиваемый участковый терапевт», – образно представила она картину. Тем обиднее якутским медикам и профсоюзу за упразднение северной надбавки. Удивление вызывает также предполагаемая отмена выплат за звание. Л.Корнилова опасается, что если пилотный проект не будет учитывать пожелания с мест, то, скорее всего, это вызовет недовольство медицинских работников.
Ситуация с зарплатами в регионе в настоящее время следующая. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2024 г. внесены изменения, увеличены должностные оклады. Было и второе повышение, перерасчёт. По итогам, за второй квартал 2024 г. доля должностного оклада составила у младшего медицинского персонала 40,2% (в цифрах повышение составило от 4 000 до 11 600 руб.), у среднего медицинского персонала – 55,1% (от 4 тыс. до 12 тыс. руб.), у врачей – 48,3% (от 5,5 тыс. до 20 тыс. руб.). Следующие изменения были внесены в октябре. «Перерасчёт уже идёт, но я пока эти данные озвучить не могу, потому что анализ на сегодняшний день мы провести не можем. Единственное, что с большой долей вероятности, на 99,9%, доля оклада у нас будет выше 50%».
Л.Корнилова коснулась вопроса оплаты труда так называемого прочего (немедицинского) персонала в медицинских учреждениях, которая остаётся крайне низкой. Якутская и Иркутская профсоюзные организации уже в течение многих лет ставят вопрос о пересмотре окладов в отраслях народного хозяйства. Как она сообщила, у Минздрава России даже есть мысль интегрировать понятие оплаты прочего персонала в систему оплаты труда работников здравоохранения. Пилотный проект модернизации системы оплаты труда в бюджетной сфере мог бы стать удачным моментом для реализации такой идеи, но в нём такие изменения не предусмотрены.
Ещё один вопрос, требующий активного профсоюзного участия в субъектах, это принятие правового акта о порядке индексации зарплат для работников бюджетной сферы. «У нас ни на уровне федерального центра, ни на уровне субъектов нет установленного порядка, механизма. А те моменты, которые прописаны в отраслевых соглашениях, коллективных договорах, просто декларативны, правовой ценности не имеют, особенно в судопроизводстве». В утверждённом государственном бюджете на 2025 и на плановые 20262027 гг., к сожалению, предусматривается индексация заработной оплаты всего на 5,7%. «Мы с таким решением согласиться не можем. Вы же прекрасно понимаете, что с 1 января 2024 г. инфляция практически уже съедает повышение», – высказалась она.
Зарплата
как приоритетная задача
Как отмечали участники пленума, уровень заработной платы в значительной части субъектов низок, есть системная нестабильность ситуации с обеспечением контрольных показателей оплаты труда специалистов, установленных указом Президента страны от 07.05.2012 г. № 597. Отсутствует единая система гарантий в структуре и размерах заработной платы, что обусловливает существенную межрегиональную дифференциацию в уровнях оплаты труда. Всё это создает проблемы в укомплектованности кадрами в регионах.
В учреждениях значительной части регионов выявлен ряд проблем и нерешённых вопросов, касающихся порядка формирования должностных окладов, снижения или отмены компенсационных и стимулирующих выплат, оформления трудовых отношений. Непонятными для медицинских работников стали решения о снижении доплаты за работу в ночное время, за вредные и опасные условия труда, за работу в сельской местности, за стаж, за наличие квалификационной категории. Блицопрос, проведённый профсоюзом в социальных сетях в онлайнформате, показал, что почти треть опрошенных медицинских работников заявили о снижении уровня их заработной платы (в одинаковых условиях, при одинаковом объёме). И это вызывает озабоченность Профсоюза работников здравоохранения, требует дополнительного анализа ситуации в конкретных регионах совместно с органами управления здравоохранением.
В сложившихся условиях необходимо совершенствовать формы и методы работы организаций Профсоюза на всех уровнях. Уже стало нормой проведение системных мониторингов в сфере оплаты труда медицинских работников в субъектах РФ, анализ ситуации на местах позволяет сделать ряд выводов. В целом отмечается укрепление деловых контактов региональных организаций профсоюза с руководством органов управления здравоохранением.
Все эти и другие позиции зафиксированы в проекте постановления, принятого по итогам мероприятия. X Пленум ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ постановил считать защиту прав работников здравоохранения в сфере оплаты труда одной из своих приоритетных задач. Намечены конкретные шаги по улучшению материального положения медиков. Предприниматься они будут в сотрудничестве с Минздравом и Минтрудом России, руководителями региональных и первичных организаций Профсоюза. Постановление станет своего рода программным документов для дальнейших действий организации.
Римма Шевченко,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru