16 февраля 2025
Для начала – картинка с натуры. К пешеходному переходу, где в ожидании зелёного сигнала светофора остановилось несколько прохожих, подошла молодая женщина с ребёнком в коляске, который не так давно научился ходить. Малыш, держа в руках смартфон, внимательно в него вглядывался, не обращая внимания ни на проезжающие мимо машины, ни на окружающих. Его мама в это время, разговаривая по другому телефону, заказывала доставку еды на дом, потом перезванивала подружке. Оказавшаяся рядом старушка, видимо, поражённая увиденным, обратилась к ребёнку: «Что ж ты там, милый, такое интересное смотришь? Посмотри лучше, какая ёлочка нарядная на площади стоит, какой снежок идёт!» Но малыш, увлечённый смартфоном, не реагировал. Да и говоритьто толком он ещё не мог. Но в отличие от людей, рождённых полвека назад, он с пелёнок растёт в окружении цифровых устройств и лихо с ними справляется.
Както я, переключая каналы телевидения, наткнулась на передачу, где дети (в основном дошкольного возраста) демонстрировали свои достижения: спортивные, кулинарные, вокальные и т.д. После очередного выступления ведущий программы предложил ребёнку обратиться к присутствующим в студии и пожелать им чего-нибудь хорошего. Ребёнок, не раздумывая, сказал: «Я хочу пожелать всем, чтобы умная колонка слушалась вас с первого раза». Ещё пару десятилетий назад такое дошкольнику и в голову бы не пришло. Но современные дети другие. Их воспитывают не бабушкидедушки, а гаджеты, интернет, что несёт не только плюсы, но и минусы, о чём неоднократно говорилось на конгрессах и конференциях педиатров. Как к этому относиться, какие риски угрожают, как их нивелировать, речь шла и на заседаниях Координационного совета по здоровью Российской академии наук и Российской академии образования, возобновившего свою работу по инициативе педиатров. Ведь цифровое поколение, представленное детьми и молодыми людьми до 40 лет (игрек+зет+альфа+бета), не только в демографическом, но и в социальном плане становится всё более влиятельным. Это – данность!
Но сосредоточимся всё же на подростках, уже завтра вступающих во взрослую жизнь. Если посмотреть на них сквозь призму онлайнрисков и кибербезопасности, то вырисовывается неоднозначная картина, я бы сказала, «пугающеобнадёживающая». По словам профессора факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, руководителя научно-образовательного центра по изучению личности в цифровой и смешанной реальности, академика Российской академии образования Галины Солдатовой, которая занимается исследованиями кибербезопасности и рисков уже 10 лет, человечество переступило порог четвёртой промышленной революции и оказалось в новой социотехнологической ситуации, требующей осмысления и развития взглядов на уровень риска и безопасности. Мы обладаем недостаточными знаниями о происходящих с большой скоростью процессах цифровизации, считает она.
Вопервых, очень мало знаем о сложном взаимодействии традиционной социализации с цифровой социализацией, которую учёные определяют как процесс адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам постоянно трансформирующейся социотехнологической среды.
Вовторых, мы только начинаем изучать новую экосистему развития ребёнка, где между ним и всем окружающим миром появляется, грубо говоря, прослойка, именуемая техносистемой. Она включает различные цифровые устройства, платформы, приложения, программы искусственного интеллекта и способы их использования. Эта система занимает ключевое место между ребёнком и окружающим миром, которое раньше практически безраздельно принадлежало взрослым, конкурирует с ними, замещает их и иногда даже вытесняет.
– В наших и других исследованиях появляется всё больше доказательств, что мы присутствуем при процессе формирования нового антропологического типа человека цифрового общества, человека подключённого, технологически достроенного, с новой планкой оценки своего благополучия, цифрового благополучия, и обитающего в смешанной киберфизической реальности, – считает Г.Солдатова.
Отмечая основные изменения цифровой социализации, профессор так охарактеризовала риски, с ними связанные. Первый – это доступ к гаджетам, интернету и подключённость. Здесь главный показатель – пользовательская активность, прежде всего высокая и очень высокая, которую учёные называют гиперподключённостью. Во временном эквиваленте это проведение половины времени бодрствования ребёнка (а это 89 часов) с цифровыми устройствами и различными экранами. За десятилетие наблюдения число гиперподключённых детей выросло в 5 с лишним раз. В 2024 г. одна треть подростков являлась гиперподключённой. Кроме того, 80% детей проводят в сети ежедневно от 6 часов и более.
Главные риски здесь: чрезмерная увлечённость интернетом, проблемное его использование, что может привести к зависимости, широкому диапазону негативных последствий для физического и психического развития ребёнка.
– Гиперподключённость – своеобразный Рубикон, перейдя его, мы оказываемся в реальности, где границы между офлайн и онлайн размываются, – подчёркивает Г.Солдатова. – Сегодня каждый второй подросток ощущает себя жителем этой смешанной реальности, о которой мы в социальном плане практически ничего не знаем.
В этом мире риски тоже смешанные, например, контентнокоммуникационные (манипулятивное воздействие, рекрутинг в экстремистские сообщества, пропаганда употребления психоактивных веществ и т.д.). Одним из самых опасных последствий распространения деструктивных событий подобного типа специалисты называют переход от действий в сети к действиям в реальной жизни. Среди рисков смешанной реальности на первом месте стоят сложности в адаптации к гибридному миру, переходы между мирами, переключения, совмещения, замещения миров и т.д.
Сегодня отовсюду звучат призывы внедрять цифровизацию, искусственный интеллект в разные сферы деятельности. И мы уже не представляем себя без компьютера, интернета, смартфона. Власти настойчиво рекомендуют активно двигаться в данном направлении. Ключевой результат цифровой социализации – технологически достроенная личность. Как полагают учёные, процесс достройки человека вероятно начался 2-3 млн лет назад, когда какойто неординарный австралопитек использовал камень как орудие и таким образом расширил свои возможности. Но самое беспрецедентное расширение произошло в процессе цифровой революции и продолжается ежедневно в рамках четвёртой промышленной революции. Технологически достроенный человек – результат сращивания личности с цифровыми технологиями и онлайнпространствами, что опосредует формирование когнитивных, личностных и социальных особенностей человека и формирует его новые характеристики. Расширенная личность обладает множеством цифровых достоинств, например, достраиваются память и знания, ускоряются процессы коммуникации.
Однако очень остро встаёт вопрос о необходимости овладения инструментами защиты и управления цифровыми достройками не только для реализации новых возможностей, но и для сохранения личности, её целостности и безопасности. Один из главных рисков здесь – не справиться с управлением технологическими достройками, а позволить этим достройкам управлять тобой.
Важно понимать, подчёркивает Г.Солдатова, что человек достроенный – это единый организм, а не организм, просто чтото использующий из своего окружения. И без достроек в этом своём новом качестве он может оказаться нежизнеспособным.
Конечно же, новые риски несёт искусственный интеллект. На смену смартфону идёт ИИфон, персональное мобильное устройство на основе искусственного интеллекта, почти одушевлённое. По словам Г.Солдатовой, оно будет формироваться в процессе взаимодействия со своим владельцем как уникальная сущность, как цифровой агент, и максимально этому владельцу соответствовать, будет не просто персональный помощник, а цифровая достройка в виде компаньона и даже друга, который при этом всегда с тобой.
Уже сейчас, по данным исследований, каждый второй подросток и молодой человек использует ИИ для выполнения разных задач, в том числе учебных. Риски, обусловленные искусственным интеллектом, чреваты самыми различными последствиями. Например, сращивание когнитивных систем с цифровой средой и сложными интеллектуальными системами может привести к последствиям в очень широком диапазоне: от дефицита развития высших психических функций, выученной беспомощности, снижения критического и аналитического мышления до киборгизации и расчеловечивания. Бесконтрольное использование детьми искусственного интеллекта способно обернуться целым рядом комплексных социальнопсихологических проблем, включая проблемы эмоциональноличностной сферы, общения, изменения моральноценностных ориентиров. Но один из самых серьёзных рисков – это проигрыш человека искусственному разуму по качеству и силе интеллекта и постепенному растворению человеческой культуры в культуре технологий.
По каким траекториям может проходить технологическое расширение личности? По мнению Г.Солдатовой, один из векторов – формирование цифрового кентавра. Метафора, позаимствованная из мира шахмат, наиболее образно отражает суть. Сегодня юные шахматисты представляют собой гибриды людей и машин, иначе они бы не выигрывали.
– Цифровой кентавр – это индивид, который усилен цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, и способен решать поставленные задачи эффективнее, чем искусственный интеллект и человек в отдельности, – говорит Г.Солдатова. – Уже сегодня считают себя похожими на цифровых кентавров почти треть молодых людей, а к 2030 г. будут считать себя таковыми две трети.
Один из ответов на эти вызовы многие специалисты видят в формировании сильного человеческого интеллекта, который, с одной стороны, позволит сохранить человеческое в человеке, с другой – противостоять искусственному разуму, укрощать его, а также интегрироваться с ним с позиций человекоцентричности.
А что же взрослые, к кому обращаются дети, когда сталкиваются с рисками? Способны ли они оказать поддержку? Результаты исследования показали, что чаще всего подростки обращаются не к ним, а к друзьям. Менее трети – к родителям, и лишь немногие, буквально единицы, готовы попросить помощи у учителей. Основной причиной такой ситуации является невысокая цифровая компетентность взрослых. В силу чего они не могут стать эффективными «навигаторами» в цифровом мире для своих детей.
Измеряя индекс цифровой компетентности, учёные установили, что она у подростков непривычно растёт, а у взрослых, у педагогов и родителей, остаётся практически на одном уровне. При этом цифровой разрыв между поколениями не только сохраняется, но и увеличивается.
Однако, как говорится, есть хорошая новость: родителями становятся рождённые в период миллениума, которые сами из цифрового поколения. У них уже нет большого разрыва со своими детьми, правда уровень их цифровой компетентности сопоставим с уровнем подростков, то есть не превосходит тинейджеров.
– Повышение цифровой компетентности и у детей, и у взрослых в данной ситуации – один из самых верных путей управления цифровой повседневностью, повышения кибербезопасности и конкурентоспособности цифрового поколения, – считает Г.Солдатова. – Подчеркну, что сегодня нет отдельно безопасности жизнедеятельности и отдельно кибербезопасности подрастающего поколения, есть безопасность смешанной реальности. И, соответственно, перед нами сложный, комбинированный, многоаспектный, постоянно трансформирующийся мир. Выглядит пугающе. Безусловно, необходим постоянный мониторинг, изучение последствий, способов совладания с рисками. Один древнегреческий мудрец говорил, что самые безопасные корабли – это корабли, вытащенные на берег. Но не для того мы их строим, чтобы они пылились в доках или валялись на песке. Кто же будет тогда совершать дерзкие открытия, открывать новые миры и создавать правильный искусственный интеллект? Поэтому важно вовремя осознать и другую сторону. Испугавшись технологий и ограничивая их, мы можем ограничить самих себя. Не забывая о безопасности, важно ставить во главу угла вопросы адаптации подрастающего поколения к новой социотехнологической реальности, проблемы его развития и роста конкурентоспособности.
Валентина СИДОРОВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru