Вы здесь

Человек будущего. Поколение цифровой социализации: риски и безопасность

Для начала – картинка с натуры. К пешеходному переходу, где в ожидании зелёного сигнала светофора остановилось несколько прохожих, подошла молодая женщина с ребёнком в коляске, который не так давно научился ходить. Малыш, держа в руках смартфон, внимательно в него вглядывался, не обращая внимания ни на проезжающие мимо машины, ни на окружающих. Его мама в это время, разговаривая по другому телефону, заказывала доставку еды на дом, потом перезванивала подружке. Оказавшаяся рядом старушка, видимо, поражённая увиденным, обратилась к ребёнку: «Что ж ты там, милый, такое интересное смотришь? Посмотри лучше, какая ёлочка нарядная на площади стоит, какой снежок идёт!» Но малыш, увлечённый смартфоном, не реагировал. Да и говорить­то толком он ещё не мог. Но в отличие от людей, рождённых полвека назад, он с пелёнок растёт в окружении цифровых устройств и лихо с ними справляется.

 

Как­то я, переключая каналы телевидения, наткнулась на передачу, где дети (в основном дошкольного возраста) демонстрировали свои достижения: спортивные, кулинарные, вокальные и т.д. После очередного выступления ведущий программы предложил ребёнку обратиться к присутствующим в студии и пожелать им чего-­нибудь хорошего. Ребёнок, не раздумывая, сказал: «Я хочу пожелать всем, чтобы умная колонка слушалась вас с первого раза». Ещё пару десятилетий назад такое дошкольнику и в голову бы не пришло. Но современные дети другие. Их воспитывают не бабушки­дедушки, а гаджеты, интернет, что несёт не только плюсы, но и минусы, о чём неоднократно говорилось на конгрессах и конференциях педиатров. Как к этому относиться, какие риски угрожают, как их нивелировать, речь шла и на заседаниях Координационного совета по здоровью Российской академии наук и Российской академии образования, возобновившего свою работу по инициативе педиатров. Ведь цифровое поколение, представленное детьми и молодыми людьми до 40 лет (игрек+зет+альфа+бета), не только в демографическом, но и в социальном плане становится всё более влиятельным. Это – данность!

Но сосредоточимся всё же на подростках, уже завтра вступающих во взрослую жизнь. Если посмотреть на них сквозь призму онлайн­рисков и кибербезопасности, то вырисовывается неоднозначная картина, я бы сказала, «пугающе­обнадёживающая». По словам профессора факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, руководителя научно-­образовательного центра по изучению личности в цифровой и смешанной реальности, академика Российской академии образования Галины Солдатовой, которая занимается исследованиями кибербезопасности и рисков уже 10 лет, человечество переступило порог четвёртой промышленной революции и оказалось в новой социотехнологической ситуации, требующей осмысления и развития взглядов на уровень риска и безопасности. Мы обладаем недостаточными знаниями о происходящих с большой скоростью процессах цифровизации, считает она.

Во­первых, очень мало знаем о сложном взаимодействии традиционной социализации с цифровой социализацией, которую учёные определяют как процесс адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам постоянно трансформирующейся социотехнологической среды.

Во­вторых, мы только начинаем изучать новую экосистему развития ребёнка, где между ним и всем окружающим миром появляется, грубо говоря, прослойка, именуемая техносистемой. Она включает различные цифровые устройства, платформы, приложения, программы искусственного интеллекта и способы их использования. Эта система занимает ключевое место между ребёнком и окружающим миром, которое раньше практически безраздельно принадлежало взрослым, конкурирует с ними, замещает их и иногда даже вытесняет.

– В наших и других исследованиях появляется всё больше доказательств, что мы присутствуем при процессе формирования нового антропологического типа человека цифрового общества, человека подключённого, технологически достроенного, с новой планкой оценки своего благополучия, цифрового благополучия, и обитающего в смешанной киберфизической реальности, – считает Г.Солдатова.

Отмечая основные изменения цифровой социализации, профессор так охарактеризовала риски, с ними связанные. Первый – это доступ к гаджетам, интернету и подключённость. Здесь главный показатель – пользовательская активность, прежде всего высокая и очень высокая, которую учёные называют гиперподключённостью. Во временном эквиваленте это проведение половины времени бодрствования ребёнка (а это 8­9 часов) с цифровыми устройствами и различными экранами. За десятилетие наблюдения число гиперподключённых детей выросло в 5 с лишним раз. В 2024 г. одна треть подростков являлась гиперподключённой. Кроме того, 80% детей проводят в сети ежедневно от 6 часов и более.

Главные риски здесь: чрезмерная увлечённость интернетом, проблемное его использование, что может привести к зависимости, широкому диапазону негативных последствий для физического и психического развития ребёнка.

– Гиперподключённость – свое­образный Рубикон, перейдя его, мы оказываемся в реальности, где границы между офлайн и онлайн размываются, – подчёркивает Г.Солдатова. – Сегодня каждый второй подросток ощущает себя жителем этой смешанной реальности, о которой мы в социальном плане практически ничего не знаем.

В этом мире риски тоже смешанные, например, контентно­коммуникационные (манипулятивное воздействие, рекрутинг в экстремистские сообщества, пропаганда употребления психоактивных веществ и т.д.). Одним из самых опасных последствий распространения деструктивных событий подобного типа специалисты называют переход от действий в сети к действиям в реальной жизни. Среди рисков смешанной реальности на первом месте стоят сложности в адаптации к гибридному миру, переходы между мирами, переключения, совмещения, замещения миров и т.д.

Сегодня отовсюду звучат призывы внедрять цифровизацию, искусственный интеллект в разные сферы деятельности. И мы уже не представляем себя без компьютера, интернета, смартфона. Власти настойчиво рекомендуют активно двигаться в данном направлении. Ключевой результат цифровой социализации – технологически достроенная личность. Как полагают учёные, процесс достройки человека вероятно начался 2­-3 млн лет назад, когда какой­то неординарный австралопитек использовал камень как орудие и таким образом расширил свои возможности. Но самое беспрецедентное расширение произошло в процессе цифровой революции и продолжается ежедневно в рамках четвёртой промышленной революции. Технологически достроенный человек – результат сращивания личности с цифровыми технологиями и онлайн­пространствами, что опосредует формирование когнитивных, личностных и социальных особенностей человека и формирует его новые характеристики. Расширенная личность обладает множеством цифровых достоинств, например, достраиваются память и знания, ускоряются процессы коммуникации.

Однако очень остро встаёт вопрос о необходимости овладения инструментами защиты и управления цифровыми достройками не только для реализации новых возможностей, но и для сохранения личности, её целостности и безопасности. Один из главных рисков здесь – не справиться с управлением технологическими достройками, а позволить этим достройкам управлять тобой.

Важно понимать, подчёркивает Г.Солдатова, что человек достроенный – это единый организм, а не организм, просто что­то использующий из своего окружения. И без достроек в этом своём новом качестве он может оказаться нежизнеспособным.

Конечно же, новые риски несёт искусственный интеллект. На смену смартфону идёт ИИ­фон, персональное мобильное устройство на основе искусственного интеллекта, почти одушевлённое. По словам Г.Солдатовой, оно будет формироваться в процессе взаимодействия со своим владельцем как уникальная сущность, как цифровой агент, и максимально этому владельцу соответствовать, будет не просто персональный помощник, а цифровая достройка в виде компаньона и даже друга, который при этом всегда с тобой.

Уже сейчас, по данным исследований, каждый второй подросток и молодой человек использует ИИ для выполнения разных задач, в том числе учебных. Риски, обусловленные искусственным интеллектом, чреваты самыми различными последствиями. Например, сращивание когнитивных систем с цифровой средой и сложными интеллектуальными системами может привести к последствиям в очень широком диапазоне: от дефицита развития высших психических функций, выученной беспомощности, снижения критического и аналитического мышления до киборгизации и расчеловечивания. Бесконтрольное использование детьми искусственного интеллекта способно обернуться целым рядом комплексных социально­психологических проблем, включая проблемы эмоционально­личностной сферы, общения, изменения морально­ценностных ориентиров. Но один из самых серьёзных рисков – это проигрыш человека искусственному разуму по качеству и силе интеллекта и постепенному растворению человеческой культуры в культуре технологий.

По каким траекториям может проходить технологическое расширение личности? По мнению Г.Солдатовой, один из векторов – формирование цифрового кентавра. Метафора, позаимствованная из мира шахмат, наиболее образно отражает суть. Сегодня юные шахматисты представляют собой гибриды людей и машин, иначе они бы не выигрывали.

– Цифровой кентавр – это индивид, который усилен цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, и способен решать поставленные задачи эффективнее, чем искусственный интеллект и человек в отдельности, – говорит Г.Солдатова. – Уже сегодня считают себя похожими на цифровых кентавров почти треть молодых людей, а к 2030 г. будут считать себя таковыми две трети.

Один из ответов на эти вызовы многие специалисты видят в формировании сильного человеческого интеллекта, который, с одной стороны, позволит сохранить человеческое в человеке, с другой – противостоять искусственному разуму, укрощать его, а также интегрироваться с ним с позиций человекоцентричности.

А что же взрослые, к кому обращаются дети, когда сталкиваются с рисками? Способны ли они оказать поддержку? Результаты исследования показали, что чаще всего подростки обращаются не к ним, а к друзьям. Менее трети – к родителям, и лишь немногие, буквально единицы, готовы попросить помощи у учителей. Основной причиной такой ситуации является невысокая цифровая компетентность взрослых. В силу чего они не могут стать эффективными «навигаторами» в цифровом мире для своих детей.

Измеряя индекс цифровой компетентности, учёные установили, что она у подростков непривычно растёт, а у взрослых, у педагогов и родителей, остаётся практически на одном уровне. При этом цифровой разрыв между поколениями не только сохраняется, но и увеличивается.

Однако, как говорится, есть хорошая новость: родителями становятся рождённые в период миллениума, которые сами из цифрового поколения. У них уже нет большого разрыва со своими детьми, правда уровень их цифровой компетентности сопоставим с уровнем подростков, то есть не превосходит тинейджеров.

– Повышение цифровой компетентности и у детей, и у взрослых в данной ситуации – один из самых верных путей управления цифровой повседневностью, повышения кибербезопасности и конкурентоспособности цифрового поколения, – считает Г.Солдатова. – Подчеркну, что сегодня нет отдельно безопасности жизнедеятельности и отдельно кибербезопасности подрастающего поколения, есть безопасность смешанной реальности. И, соответственно, перед нами сложный, комбинированный, многоаспектный, постоянно трансформирующийся мир. Выглядит пугающе. Безусловно, необходим постоянный мониторинг, изучение последствий, способов совладания с рисками. Один древнегреческий мудрец говорил, что самые безопасные корабли – это корабли, вытащенные на берег. Но не для того мы их строим, чтобы они пылились в доках или валялись на песке. Кто же будет тогда совершать дерзкие открытия, открывать новые миры и создавать правильный искусственный интеллект? Поэтому важно вовремя осознать и другую сторону. Испугавшись технологий и ограничивая их, мы можем ограничить самих себя. Не забывая о безопасности, важно ставить во главу угла вопросы адаптации подрастающего поколения к новой социотехнологической реальности, проблемы его развития и роста конкурентоспособности.

Валентина СИДОРОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru