20 мая 2025
Вице-губернатор и министр здравоохранения Республики Алтай, главный специалист по первой помощи Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, кавалер Ордена Мужества Дмитрий ХУБЕЗОВ – человек, который всё время стремится кого-то спасать. Сначала делал это, работая хирургом в Рязанской областной больнице. Затем в зоне СВО, где оперировал в прифронтовом госпитале и параллельно обучал военных тому, как помогать раненым товарищам на поле боя. Сегодня он занимается реализацией не менее важного проекта – разработкой единого образовательного блока «Первая помощь» и организацией обучения гражданского населения навыкам оказания первой помощи.
В беседе с корреспондентом «МГ» Д.Хубезов рассказал о том, останется ли обучение оказанию первой помощи добровольным или будет обязательным, как не превратить важное дело в кампанейщину, и что такое ГСО.
Убрали лишнее, добавили нужное
– Дмитрий Анатольевич, ещё в статусе депутата Госдумы вы приступили к разработке единой платформы для обучения врачей по профилю «военно-полевая хирургия» и параллельно – образовательного блока «Первая помощь». По поводу первой темы всё понятно: с началом СВО стало очевидно, насколько ошибочно решение закрыть кафедры военно-полевой медицины в медицинских вузах. А что касается второй темы – умения россиян оказывать первую помощь в мирное время, – когда и почему она вас заинтересовала?
– Во время первой командировки в зону СВО. Именно там я увидел своими глазами, насколько сильно необходимы и военным, и гражданским умения оказывать первую помощь, и как сильно этих умений людям не хватает. Понял, что тема чрезвычайно важная, и полностью в неё погрузился.
Сначала мы с коллегами по Госдуме начали продвигать идею обучения военнослужащих навыкам тактической медицины, то есть оказанию первой помощи непосредственно в зоне боевых действий. Параллельно стали продумывать, как оформить и реализовать её «мирный» аналог.
– Но ведь то, что вы называете мирным аналогом, уже давно существует. В чём новизна предложенного вами подхода?
– Первое: мы разработали новый «гражданский» вариант программы обучения навыкам оказания первой помощи, который представляет собой не совсем то, что было до сих пор. За основу взяли классический постсоветский учебно-методический комплекс, убрали оттуда всё, что уже не актуально, и добавили нужное. Теперь делается акцент именно на первую помощь при ЧС, причём не только при техногенных авариях, землетрясениях, наводнениях и дорожно-транспортных происшествиях, но и обстрелах живых кварталов. Последнее точно необходимо, поскольку уже четверть территории нашей страны знакома с последствиями атаки беспилотников. С учётом такой реальности мы уделяем особое внимание остановке кровотечений, а также добавили тему сортировки пострадавших. В итоге учебная программа по оказанию первой помощи в мирное время включает в себя элементы тактической медицины.
Разумеется, как и прежде в «мирном» варианте обучения первой помощи, основа основ – базовая сердечно-лёгочная реанимация. Нашли человека без сознания, без дыхания – покачали и подышали до приезда «скорой». Как показывает практика, во все времена это самый актуальный раздел в перечне навыков оказания первой помощи.
Второе принципиальное отличие предлагаемого нами подхода заключается в формате учёбы. Традиционный – то есть проведение конференций, олимпиад, популяризация в средствах массовой информации и так далее, – сохранится, но перестанет быть главным. Основным форматом становится не PR проекта и его организаторов, а реальное массовое обучение людей с контролем результатов. В каком-то смысле этот вариант можно назвать императивным, однако таково требование времени. Моя задача, как главного специалиста Минздрава России, – наладить обучение во всех субъектах РФ.
В качестве названия проекта мы взяли уже известное из советской истории – ГСО, то есть, «Готов к санитарной обороне». Напомню, что массовое санитарное обучение населения в СССР проводилось в период с 1934 по 1967 гг. Надо сказать, наши родители, дедушки и бабушки в этом плане были круче нас. Они имели неплохую подготовку по первой помощи, поскольку необходимо было не просто прослушать и посмотреть, но и сдать нормативы. К слову, и тогда «гражданский» вариант обучения первой помощи коррелировал с «боевым». Затем, к сожалению, всё упростилось и превратилось в формальность.
– Людей какого возраста, с вашей точки зрения, следует обучать навыкам оказания первой помощи? И есть ли профессиональные сообщества, которые нужно обучать в приоритетном порядке?
– Первую помощь должны уметь оказывать все «от пионера до пенсионера», разумеется, в разных объёмах. Каким-то навыкам можно обучать уже с начальных классов, а в средних и старших показывать более сложные приёмы – остановка кровотечения, фиксация переломов.
По большому счёту, нынешние взрослые россияне на протяжении жизни минимум 3-4 раза обучались первой помощи: в школе, в институте, на работе и в автошколе. Фактически же всё это было, как правило, для «галочки». Люди просто присутствовали на каком-то мероприятии, где им читали скучную лекцию, чтото показывали на манекенах, а сами они были лишь зрителями. Сейчас требуется не только количество обученных, но и качество обучения, то есть каждый непременно должен отработать практические навыки.
Есть ли приоритетные группы для обучения? Да. Если не брать медработников и сотрудников силовых структур, для которых обучение навыкам первой помощи – неотъемлемая часть профессиональной подготовки, в числе приоритетных сообществ работники охранных и автотранспортных предприятий, торговых центров и общепита, экскурсоводы, учителя, персонал бассейнов и так далее. Одним словом, те, кто работает среди людей и имеет высокую вероятность оказаться в ситуации, когда надо будет оказывать первую помощь.
Уже поступило предложение размещать на видных местах в кафе и ресторанах наклейку с информацией, что сотрудники прошли обучение по программе ГСО. По аналогии со знаком качества, который в советское время был маркёром того, что услугам и товарам этого производителя можно доверять.
Посторонним здесь не место
– Вы назвали «императивным» подход к массовому обучению. Как это будет организовано, по вашей задумке?
– Точнее сказать, не как будет происходить, а как уже происходит. Мы определили тематические разделы, по которым обучаем сначала инструкторов, а затем они обучают оказанию первой помощи всё население. Несколько российских регионов первыми, по своей инициативе, организовали эту работу системно. Их опыт заслуживает внимания и тиражирования. Среди таких субъектов РФ Белгородская область, Республика Мордовия и, что меня особенно радует, – Республика Алтай.
В Белгородской области собрали под эгидой регионального министерства здравоохранения все структуры, которые прежде разрозненно занимались обучением населения оказанию первой помощи. Составлен список предприятий и организаций, учебных заведений региона, а также план-график, в соответствии с которым инструкторы проводят там обучающие курсы. Для всех юридических лиц, включённых в списки, обучение работников становится обязательным.
В Республике Мордовия поставили целью обучить навыкам оказания первой помощи 50% трудоспособного взрослого населения. По моей информации, здесь уже превзошли этот показатель и продолжают обучать дальше.
Наконец наш вариант, условно можно назвать его «горно-алтайский». Мы внесли изменения в традиционное содержание учебно-методического комплекса по обучению навыкам первой помощи, исходя из потребностей региона. Дело в том, что в РА очень высокий уровень смертности населения от внешних причин. Проведя декомпозицию смертности от внешних причин, мы увидели конкретные причины и оценили, в каких именно ситуациях чаще всего людям может потребоваться первая помощь, следовательно, каким приёмам спасения нужно обучать население.
Другое отличие республиканской модели в том, что мы в когорту инструкторов по обучению навыкам первой помощи не берём людей без медицинского образования.
– Такое правило должно действовать для всех регионов или на их усмотрение?
– Это не правило. Во всяком случае, пока. Согласно закону, инструктором по первой помощи может быть человек вообще без образования, не только без медицинского. Тем не менее мы делаем ставку именно на фельдшеров и врачей: по нашим наблюдениям, население им больше доверяет. Надеюсь, коллеги в других субъектах РФ примут это во внимание.
Кроме того, мы на своей практике убедились в том, что невозможно за 40 часов подготовить хорошего инструктора, который затем сразу станет обучать других людей навыкам первой помощи. Невозможно даже в том случае, когда у него имеется диплом о среднем или высшем медицинском образовании. Поверьте, я знаю это не понаслышке, сам оценивал уровень компетентности очень большого числа специалистов. В нашем варианте подготовка инструктора по первой помощи занимает 40 часов плюс столько времени, сколько надо, чтобы человек с сертификатом был готов обучать других. Сначала он работает младшим инструктором, то есть помощником опытного наставника, а затем тоже начинает сам обучать курсантов.
– Проведение курсов первой помощи стало модной темой, и сейчас наверняка появятся желающие на этом зарабатывать.
– Они уже появились. Посмотрите в интернете: большое количество частных организаций предлагают такие услуги, причём за большие деньги. Мы же ставим задачу обучать население бесплатно, это принципиальное условие.
– Можно ли поставить барьер на пути предпринимателей?
– Работаем над этим. Составляем регистр организаций, которые допущены к обучению навыкам оказания первой помощи. Главный критерий – результаты их работы, которые будем оценивать объективно.
Плюс местная специфика
– Правильно ли я понимаю, что во всех субъектах РФ общая программа обучения навыкам первой помощи должна быть дополнена тематическими модулями с учётом местных особенностей?
– Именно так и должно быть. К примеру, в каком-то субъекте РФ наибольшее число смертей от внешних причин связано с высокой аварийностью на дорогах. Следовательно, при обучении населения навыкам оказания первой помощи нужно особое внимание уделять автодорожным травмам.
В южных курортных регионах – Крым, Севастополь, Краснодарский край – происходит больше, чем где-либо, несчастных случаев во время купания в море. Это требует своей специфики при формировании обучающих программ по первой помощи.
Возвращаясь к Республике Алтай, отмечу, что за прошлый год здесь 354 человека умерли от рака, а 299 – от внешних причин. Почти одинаковые цифры. Следовательно, для нашего региона обучение навыкам оказания первой помощи актуально, как нигде. Причём, выделяются 2 наиболее серьёзных фактора риска гибели от внешних причин – горный туризм и высокий уровень алкоголизации населения.
В отношении путешествий мы вряд ли можем на что-то повлиять силами регионального правительства, так как это одна из главных статей доходов региона. Зато на потребление алкоголя местными жителями и гостями повлиять можем. С этой целью в методический комплекс по обучению первой помощи добавлен раздел ЗОЖ, то есть «Здоровый образ жизни». В свою очередь другие профильные министерства готовят свои решения.
– Аббревиатура «ЗОЖ» у медиков вызывает иронию...
– Уточню: мы собрали в этот учебный модуль не всё подряд, а только самое важное и подали информацию кратко, но убедительно. Два-три слайда по каждому подразделу.
Кроме опасностей, связанных с состоянием опьянения, здесь, конечно же, ранние признаки и действия при остром инфаркте миокарда и остром нарушении мозгового кровообращения, при аллергии с удушьем. Добавили информацию о рисках онкологических заболеваний и профилактике рака. Обозначили в нескольких убедительных словах, почему важно регулярно проходить диспансеризацию. В общем, в горноалтайской версии получилась уже не просто методичка по обучению навыкам первой помощи, а полноценный рецепт выживания.
Следующее важное решение – обучение оказанию первой помощи увязано с диспетчерским сопровождением вызова скорой помощи. Когда человек звонит в «скорую», диспетчер задаёт вопросы о состоянии пострадавшего и рекомендует, что нужно предпринять очевидцам до приезда медицинской бригады при кровотечении, переломе конечности, остановке сердца и дыхания, если человек подавился и так далее. Как оказалось, это хорошо работает в паре: диспетчер говорит, что нужно делать, а звонящий делает, ведь его заранее обучили этому. У нас есть уже два случая, когда человек подавился едой и те, кто оказался рядом, сумели спасти его, пока ехала «скорая».
Справедливости ради отмечу, что Республика Алтай не первый, а лишь один из первых регионов, где ввели правило диспетчерского сопровождения вызовов скорой помощи. Первым был Санкт-Петербург. В настоящее время аналогично организована работа службы СМП в шести российских регионах.
Наконец ещё один способ повысить охват населения и эффективность обучения навыкам первой помощи – совместить эту работу с диспансеризацией и профосмотрами. В Республике Алтай такой подход опробовали, он себя оправдал.
– Человек приходит в поликлинику на диспансеризацию, а его начинают обучать остановке кровотечения?
– Речь идёт исключительно о корпоративных программах профосмотров, когда они проводятся в выездном формате непосредственно на предприятии. Например, в Курске придумали, а мы подсмотрели и практикуем у себя программу «Сердце учителя». Заходим большой врачебной бригадой в школу, берём анализы, делаем УЗИ сердца, УЗИ сосудов, ЭКГ – одним словом, полноценный профосмотр, включая онкологический чекап. По завершении собираем всех учителей в актовом зале и обучаем оказанию первой помощи. То же самое на заводе, в вузах и колледжах, в администрациях городов и районов. Это – первый вариант.
Второй вариант – автопоезд «Здоровье», состоящий из нескольких машин со стоматологическим, диагностическим оборудованием, лабораторией и флюорографом, отправляется в сельские районы. Он добирается до самых удалённых уголков Горного Алтая. Врачи приехали, обследовали и проконсультировали местных жителей. После чего людей собирают в клубе или школе и обучают оказанию первой помощи. Как раз накануне автопоезд «Здоровье» завершил свой первый рейс в этом году, больше ста человек обучено навыкам первой помощи.
Убеждать или заставлять?
– Чтобы реализовать столь масштабный проект, должны быть те, кто инициирует идею и кто готов её реализовать. Даже если федеральный Минздрав России выпустит все необходимые регламенты, не факт, что министры здравоохранения в субъектах РФ поспешат их выполнять: у них других забот предостаточно. Разве нет?
– Вы правы, успех любого начинания зависит от сильного лидера. Я уже упомянул регионы, которые служат примером. В Мордовии проект по первой помощи продвигает команда из трёх человек – главный федеральный инспектор по Республике Мордовия Анатолий Гулин, глава Республики Артём Здунов и главный врач Республиканской больницы Алексей Алагулов.
В Санкт-Петербурге таким лидером стал старший врач Городской станции скорой медицинской помощи, анестезиолог-реаниматолог Александр Раевский. Он – руководитель общественного движения «ЛЕГИОН», которое создано, как формулируют сами «легионеры», с целью «формирования гражданского самосознания и воспитания общественного мнения в вопросе необходимости владения навыками оказания первой помощи».
В Республике Алтай проект по первой помощи курирует глава региона Андрей Турчак. Я, как министр здравоохранения РА, каждую неделю отчитываюсь перед ним, выполняется ли план-график проведения обучающих курсов. Если кто-то из глав муниципалитетов или директоров предприятий по каким-то причинам нарушил этот график, с ними будет жёсткий разговор.
– А сам Андрей Турчак прошёл обучение?
– Конечно! Заинтересовать и убедить можно только личным примером, иначе кто тебе поверит?
Действительно, у региональных министров забот так много, что организация обучения населения первой помощи может оказаться последним пунктом в списке их дел. Как быть? Показывать опыт других регионов и предлагать воспользоваться готовыми алгоритмами. К нам недавно приезжала группа инструкторов по первой помощи из Московской области, смотрели и изучали нашу практику. Это, кстати, самый лучший способ взаимного обмена опытом, более полезный, чем в формате конференций.
– Следует ли ожидать, что единая система обучения первой помощи будет оформлена в виде методических рекомендаций Минздрава России и станет общефедеральным стандартом?
– В этом есть смысл. Система обучения должна быть единообразной. Варианты с учётом региональной специфики возможны, однако база – утверждённый министерством здравоохранения России учебно-методический комплекс – станет единой для всех.
В большинстве регионов движение в верном направлении уже идёт. Есть главные специалисты по первой помощи, работают отделения Российского общества первой помощи, возглавляемого профессором Леонидом Дежурным. Моя же задача, как главного специалиста Минздрава России, вполне конкретная – добиваться снижения смертности от внешних причин путём массового обучения россиян навыкам оказания первой помощи.
Повторюсь – обучения с акцентом на результат, а не просто ради красивых цифр. Когда мне в каком-то субъекте РФ сообщают, что обучили навыкам оказания первой помощи почти всех жителей, и в то же время показатель смертности от внешних причин растёт, это точно не тот результат, к которому надо стремиться. Я говорю в таких случаях: «Ребята, вы либо обманываете с числом обученных, либо не так учите».
Понятно, что перед нами стоит задача, которая не может быть решена моментально. Но, если регионы увеличат темп, мы реально в ближайшие годы добьёмся существенного снижения смертности от внешних причин. Вдобавок к тому, что обучаем людей оказывать друг другу первую помощь, мы попутно цепляем и другие проблемы, когда заходим в организованные коллективы: онкология, детские суициды, эмоциональное выгорание учителей и так далее. Пользуемся возможностью, что собрали много людей, и потихоньку-потихоньку даём им нужные знания.
– Тогда правильнее говорить, что вы – главный специалист страны по здоровому образу жизни.
– Так и есть.
Беседу вела Елена БУШ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru