02 июня 2025
«Проповедуем знания и доброту» - девиз кафедры госпитальной терапии №2 Российского университета медицины. С сентября 2023 г. кафедру возглавляет доктор медицинских наук Владимир Евдокимов. Ему 41 год. Он окончил этот университет в 2007 г. и прошел путь от лаборанта до заведующего кафедрой и проректора. Обозреватель «МГ» Болеслав Лихтерман встретился с Владимиром Вячеславовичем накануне полувекового юбилея кафедры.
- У каждой ли кафедры вашего вуза есть девиз?
- Нет, это не обязательный атрибут, но он для нас важен и соответствует действительности. Мы много занимаемся воспитательной работой со студентами. Сюда входит ответственность и чувство эмпатии к больному, и патриотическое воспитание.
- Давайте начнем с истории. Ваш вуз недавно отметил столетие, а кафедра возникла в мае 1975 г. и получила название кафедры внутренних болезней №2. Почему возникла необходимость в её создании?
- В тот период формировался лечебный факультет и создавались кафедры лечебного профиля. Было организовано 5 кафедр внутренних болезней, а потом они стали переименовываться – появились кафедры пропедевтики, факультетской и госпитальной терапии. Наша кафедра - как двуглавый орел. Примерно в один и тот же период были созданы две кафедры терапии − внутренних болезней №2 и терапии №1 факультета последипломного образования, и они развивались и эволюционировали параллельно. Одна занималась обучением студентов, вторая – повышением квалификации врачей. Оба заведующих кафедрами были Орловы − однофамильцы − Леонид Леонидович и Виктор Николаевич. В 2013 г. эти кафедры были объединены в кафедру госпитальной терапии №2.
- Ваш вуз тоже был недавно переименован – ранее он назывался Московским медико-стоматологическим университетом им. А.И.Евдокимова. Кстати, вы с ним родственники или однофамильцы?
- Мы с ним однофамильцы, и прямых потомков у него нет. Но я продолжатель другой династии Евдокимовых - «терапевтической». Но когда вуз носил имя Александра Ивановича Евдокимова, это было очень для меня удобно (смеётся – Б.Л.).
- Почему имя Евдокимова ушло из названия вуза?
- Это не совсем так. У нас в составе вуза сформированы семь научно-образовательных институтов (НОИ). Так как А.И. Евдокимов был хирургом-стоматологом, НОИ стоматологии носит его имя. Переименование было отчасти связано с тем, что «медико-стоматологический университет» воспринимался как вуз, который готовит исключительно стоматологов, хотя уже почти 60 лет существует лечебный факультет, а за последние годы количество направлений подготовки значительно увеличилось.
- Сколько у вас студентов-стоматологов?
- Примерно половина, а вторая половина – это студенты-лечебники, фармацевты, медицинские кибернетики, клинические психологи, экономисты, социальное работники, начиная с этого года - педиатры.
- Какая клиническая база вашей кафедры?
- В настоящий момент у нас три клинические базы. Основная база - это университетская клиника в Кусково и два госпиталя – МВД и ЦКВГ. Мы считаем, что госпитальная терапия должна преподаваться в условиях оказания стационарной медицинской помощи, когда у студентов значительно больше времени на обследование и общение с пациентами, когда они видят все этапы диагностики и лечения больных.
- Каковы основные достижения кафедры за 50 лет?
- Я думаю, что основным достижением кафедры является ее уникальный коллектив, сформированный научными и клиническими школами моих предшественников. Основной костяк кафедры - это люди с огромным опытом. У нас 19 человек профессорско-преподавательского состава, 12 ординаторов и два аспиранта.
- Какое основное направление научной работы кафедры?
- У нас есть мини-группы специалистов, которые больше работают в тех или иных разделах внутренних болезней: кардиология, пульмонология, нефрология, ревматология и других.
- А ваша докторская чему была посвящена?
- Кардиопульмонологии, но я в первую очередь терапевт. Это базовый специалист, который должен обладать широким кругозором. Терапевт не может себе позволить разбираться только в отдельных внутренних болезнях.
- У вас занимаются студенты только лечебного факультета?
- К нам на кафедру в данный момент приходят только лечебники, но со следующего года не исключено, что и стоматологи будут проходить практику. Мы стараемся максимально сделать практико-ориентированный подход, чтобы каждый день студент соприкасался с пациентом, чтобы он этих пациентов видел, слушал по ним разборы своего преподавателя и сам мог их осмотреть, написать учебную историю болезни. Это модульная система. Студенты у нас обучаются на пятом (на два семестра по три недели) и на шестом (один семестр по две недели) курсе. Одномоментно к нам приходят 4 группы пятого курса (60 человек) и одна-две группы шестого (т.е. 15−30 человек).
Мы с лечебного факультета выпускаем участкового врача-терапевта, то есть после шестого курса он может идти работать в поликлинику или поступить в ординатуру. Но и в ординатуре ребята хотят подрабатывать участковыми терапевтами. Вместе с практикой (стационарной на 4-м курсе и поликлинической на 5-м) мы обучаем около тысячи студентов в год и около 200 врачей на циклах ДПО.
- Какова научная продукция вашей кафедры?
- Нами был издан шеститомник по терапии, по всем основным терапевтическим нозологиям. Он очень востребован студентами. Ежегодно пишутся статьи, монографии, издаются методические пособия. Регулярно проходят защиты диссертаций.
- Нет ли проблем с ведением больных, потому что сейчас доступ к телу часто бывает затруднён?
- Они были во время пандемии Covid-19, когда значительная часть обучения проходила онлайн. Есть проблема в городской терапевтической сети, потому что отделений терапии становится всё меньше, но при этом усиливается амбулаторная помощь. В условиях стационара, когда пациент целый день находится под вниманием врачей, можно и группу завести в палату к конкретному интересному пациенту, и сделать общий обход. Стационарное отделение необходимо, потому что там студент может посмотреть разные состояния, все больные доступны в течение недели-двух, и можно видеть интересные случаи много раз, а в поликлинике больной пришел на 12 минут и ушел. Этого, конечно, недостаточно, чтобы больного опросить, проаускультировать, пропальпировать каждому студенту. Но нам повезло с клиническими базами, потому что, во-первых, у нас в Кусково своя многопрофильная университетская клиника, возглавляемая профессором П.И.Раснером и входящая в НОИ клинической медицины под руководством профессора А.А.Солодова, где для студентов созданы максимально комфортные условия для практической подготовки, много высокотехнологичного, в т.ч. симуляционного, оборудования и, во-вторых, база в госпитале МВД, где руководством в лице начальника госпиталя К.И.Лысенко и начмеда И.Ю. Гостевой, созданы хорошие условия для образовательного процесса в разноплановых терапевтических отделениях. Кстати, кафедра располагается на базе госпиталя уже 25 лет.
- Практикуется ли совместительство сотрудников кафедры?
- Есть внутреннее совместительство в нашей клинике, некоторые подрабатывают в коммерческих структурах и в других больницах. И это на самом деле правильно, потому что у нас кафедра выпускающая. И тут невозможно по учебнику подготовить специалиста и передать ему практические навыки. Преподаватели должны сами постоянно получать практический опыт, чтобы делиться им с обучающимися.
- Да и материально это выгодно. Но вы не только завкафедрой, но и проректор. Одно другому не мешает?
- Для меня это очень важное сочетание. Во-первых, оно дает представление о жизни кафедры, потому что фактически, я, как проректор по учебной деятельности, руковожу снабжением кафедр и распределением часов, а как заведующий кафедрой вижу на другом конце, реальную ситуацию «на земле». Общение со студентами и сотрудниками кафедры дает крайне важную для меня обратную связь. И мне позволяет понимать, эффективность и результативность производимых системных изменений.
- Как вам удается сочетать административную и клиническую работу?
- Я действительно большую часть времени провожу на административной должности. Когда к нам приходят студенты старших курсов, я их всегда спрашиваю, какие кафедры за период обучения понравились, а какие - нет. Для меня важны эти сигналы.
- Как вы считаете, достаточно ли строги текущие образовательные стандарты?
- Методическое обеспечение постоянно совершенствуется. С 2027 г. планируется переход на новую систему высшего образования: первый год обучения во всех университетах страны будет идентичен независимо от направления – технического, медицинского, юридического и т.д. Он впитает в себя все обязательные дисциплины, которых сейчас достаточно много: философию, историю, физкультуру, английский язык и т.д., т.е. то, что везде в принципе есть, но сейчас распределено по разным курсам. На втором году будут одинаковые предметы в рамках одной укрупненной специальности. Например, по направлениям лечебное дело, фармация, стоматология и медико-профилактическое дело у всех обучение будет одинаковое. А вот начиная с третьего курса вузы будут определять распределение дисциплин по курсам самостоятельно.
- А новые стандарты уже разработаны?
- Ещё нет.
- Хотел бы спросить о соотношении бюджетных и внебюджетных мест.
- Примерно 40% мест бюджетных в целом. На лечебном факультете они распределяются поровну, а у стоматологов 70% контрактников, и там достаточно много иностранцев.
- Есть ли специфика в обучении иностранных студентов?
- Да, безусловно. У иностранных студентов не всегда имеется достаточный уровень владения русским языком, но мы во-первых, занимаемся более тщательным отбором поступающих иностранцев на этапе приемной комиссии, проводя очные испытания, а во-вторых внедрили ряд языковых образовательных программ с целью минимизировать языковой барьер. Конечно, в разных странах имеется различный уровень базового школьного образования, и зачастую он ниже, чем в России, поэтому мы рекомендуем перед поступлением в Университет пройти программу подготовительного отделения.
- Как вы относитесь к обязательной отработке в практическом здравоохранении по окончании вуза?
- Я считаю это очень правильно, дать специалисту возможность приобрести практический опыт, закрепить все полученные знания в условиях реальной клинической практики и, в конечном итоге, сделать выбор специальности более осознанным, т.к. за эти несколько лет, отработанных на должности участкового терапевта врач самостоятельно проведет лечение сотен пациентов с различными заболеваниями и сможет определиться с дальнейшим направлением развития своей карьеры, поступив в ординатуру.
- Много ли у вас целевиков?
- Да, их достаточно много. И это абсолютно оправдано, т.к. студент, обучающихся по целевому договору, с одной стороны учится бесплатно и не будет иметь проблем с трудоустройством по окончании ВУЗа, а с другой, конкретный регион получит именно того специалиста, в котором нуждается отрасль.
- Сколько времени отнимает административная работа?
- Много, но у меня нет таких дней, когда я недоступен для кафедры. Стараюсь максимально оперативно решать все кафедральные вопросы, в постоянном контакте с заведующими учебной часть, ответственными за базы, читаю лекции, курирую научно-исследовательскую работу обучающихся. Всегда по приезду на кафедру иду к студентам, узнаю как проходят занятия, достаточно ли практики, что нравится или не нравится в учебе, это ведь студенты выпускных курсов, они прошли много дисциплин и с ними можно и нужно общаться как с равными, как с коллегами.
- Имеется ли у вас балльно-рейтинговая система оценки студентов?
- Она у нас была достаточное количество лет, потом мы от нее отказались, а сейчас собираемся возродить в несколько другом ключе. Мы хотим, чтобы был определенный рейтинг студента, благодаря которому он будет понимать свое место и в группе, и на потоке, и на курсе. У меня дети сейчас ходят в школу, и можно МЭШ открыть, посмотреть, какое место занимает ребенок в классе. Потому что одно дело, когда он приносит дневник и говорит: мне поставили тройку, но у нас там все получили тройки. А когда выясняется, что он 24-й из 25-и, или наоборот, 3-й из 25-и, то это сразу дает понимание его успеваемости.
Более того, мы хотим, чтобы эта рейтинговая система влияла и на скидки при обучении контрактников, и на перевод с контракта на бюджет.
Контингент у нас большой, и нам нужно понимать, кто действительно лучший. Но это система двусторонняя, мы также сейчас готовимся к внедрению рейтингов и для преподавателей, где будет учитываться оценка студентами преподавателя, его активность в целом, его дополнительные работы - осуществляет ли он лечебную деятельность, публикует ли статьи.
- Какие перспективы возглавляемой вами кафедры?
- Конечно мы понимаем, что с учетом выпуска участкового терапевта, мы должны сделать больше упор на подготовку студентов в поликлинике. Если человек, выпускаясь от нас, идет работать участковым терапевтом, ему этот опыт нужно давать. И мы сейчас ведем работу с Департаментом здравоохранения Москвы, чтобы расширить возможность практической подготовки, в том числе и нашей кафедры, именно в амбулаторных учреждениях. То есть мы изучаем основную терапевтическую часть в стационарных условиях на пятом курсе, а уже на шестом курсе идём со студентами в поликлинику. В условиях современной поликлиники студентам необходимо получить знания по работе с ЕМИАС, маршрутизацией больных и т.д. Мы хотим, чтобы студенты шестого курса были максимально готовы к практической работе.
- Приходит ли на кафедру молодёжь?
- Это одна из тех проблем, которые мы сейчас решаем. Кафедра большое внимание уделяет поиску и отбору новых сотрудников. Наш завуч доцент Ксения Анатольевна Фомина ведёт студенческий кружок. Активных студентов берём на кафедру лаборантами. Мы их опекаем, стараемся создать все условия для методической и научной работы. И средний возраст сотрудников кафедры уже начал снижаться.
- В некоторых вузах преподавателей по достижению 70 лет принято отправлять на пенсию. А как у вас?
- Как говорится врачу-терапевту платят за его седины, но и молодых специалистов нужно мотивировать и привлекать на кафедру. У нас на кафедре с момента её основания работает уникальный человек – доктор медицинских наук Луиза Джабраиловна Макоева. Ей 84 года, но она до сих пор ведет группы и читает лекции. При этом очень самокритична и понимает, что надо давать дорогу молодым, и когда нужно было взять нового человека, перешла на полставки. Мы к ней прикипели, испытываем к ней глубочайшее уважение, и она всегда будет частью кафедрального коллектива.
- В заключение, позвольте задать пару личных вопросов. Есть ли у вас какие-то увлечения?
- В университете есть хоккейная команда. Ежегодно в марте проходит турнир ректора по хоккею между студентами и преподавателями.
- Так это же разные возрастные группы…
- Мы понимаем, что ребята немножко дают нам форы в определенные моменты, но мы бьемся изо всех сил. У нас это событие грандиозного масштаба, проходящее на арене ЦСКА: огромный зал, полные трибуны, болельщики. Это и сплочает коллектив, и важная часть воспитательной работы. Это действительно классное шоу. В этом году легендарный хоккеист Владислав Третьяк открывал это мероприятие, а комментатором был известный спортивный обозреватель Виктор Гусев.
- Ваш ректор в команду тоже входит?
- Конечно. Он у нас в качестве нападающего выступал, играл в первом звене.
- Расскажите, пожалуйста, о семье.
- Жена - тоже выпускница нашего университета, врач-ревматолог, есть двое детей: сын учится в седьмом классе, дочь – во втором. Дети занимаются музыкой и синхронным плаванием.
- Какая спортивная семья!
- Я всегда любил спорт, но я давно на административных должностях, и это, конечно, занимает колоссальное количество времени.
- Но вы, тем не менее, от этих должностей не отказываетесь…
- Понимаете, я в какой-то степени не управляю этим процессом. И если руководство оценивает мой труд положительно, повышая меня в должности, то, наверно, я делаю работу правильно. Значит, надо продолжать.
- Кого Вы считаете своими Учителями?
- Многое идет из семьи, и первыми моими учителями были родители-терапевты: Вячеслав Владимирович и Анна Григорьевна, именно им я звонил на ночных дежурствах и всегда мог опереться на «семейный» консилиум. Своим учителем я считаю известного кардиолога, одного из основоположников кардиореаниматологии Александра Эдуардовича Радзевича, на протяжении 20 лет возглавлявшего кафедру Терапии №1 факультета последипломного образования, на которой я начинал свою медицинскую деятельность по окончании вуза. После объединения двух кафедр в 2013 г. заведующим стал профессор К.И. Теблоев, которого я также могу назвать своим учителем. Константин Иналович долгие годы был членом Президиума РНМОТ и Диссертационного совета, активно участвовал в жизни кафедры и Университета. Хотелось бы также вспомнить ушедшего от нас Президента университета, академика Николая Дмитриевича Ющука, чуткого человека, всегда готового помочь в любом вопросе. Академик Игорь Вениаминович Маев и профессор Нателла Ильинична Крихели – мои учителя по административной и научной работе, много лет поддерживали и наставляли меня. И конечно большое влияние на мое развитие оказал наш ректор, академик РАН, Олег Олегович Янушевич. Я ему очень благодарен за всестороннюю поддержку и его доверие, открытость и креативность. Для меня это лучший руководитель, требовательный и справедливый. В целом я считаю у нас прекрасный коллектив.
- В завершение беседы что бы вы хотели пожелать кафедре?
- Кафедра – это, прежде всего, люди: преподаватели и обучающиеся, учителя и ученики. И я хочу каждому нашему сотруднику пожелать хороших, мотивированных учеников, а каждому студенту – стать высококлассным специалистом, найти свое призвание в медицине и, возможно, стать частью нашего дружного кафедрального коллектива.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru