Вы здесь

Даниил Корецкий: Я при расстрелах не присутствовал...

Даниил Корецкий - автор известных полицейских и шпионских романов и триллеров. В этих жанрах очень трудно придерживаться золотой середины, не увлекаясь описанием кровавых разборок и убийств, не представляя бандитов этакими сверхчеловеками, которым позволено в этой жизни всё. Это серьезная проблема. Хотя взрослым людям такая литература своей остротой и динамичностью сюжета помогает отвлечься от повседневной рутины, но вот с подростками сложнее. Она может сыграть с ними злую шутку. Не зря же в молодежной среде стал так популярен телесериал «Бригада». А потом суд в Северодвинске вынесет приговор сыну режиссера «бандитского» фильма. Он будет признан виновным в изнасиловании, разбойном нападении и убийстве. Хотел быть похожим на сильных парней с экрана?..

Казалось бы, выход лежит на поверхности. Писатель пишет свою книгу по американскому принципу, разделив всех героев на «хороших» и «плохих» парней. Дальше дело литературной техники, раскрасить поярче, ввести одно главное и десяток второстепенных убийств - и бестселлер готов. Но Даниил Корецкий ничего не стремится упрощать. Современная Россия в его произведениях вовсе не черно-белая, а многоцветная. Но главное -его книги всегда отличало умение раскрыть характер людей, которые борются за справедливость. Специалист в областях криминологических и уголовно-правовых аспектов борьбы с вооруженной преступностью, правового режима применения оружия сотрудниками милиции и средств самообороны гражданами просто не может симпатизировать закоренелым преступникам.

- Даниил Аркадьевич, жанр детектива был популярен во все времена. Но вы стали одним из самых читаемых авторов криминального романа в период перехода нашей страны к рынку. Почему? Как бы вы сами назвали жанр, в котором вы пишете?

- Детектив на уровне понимания массового сознания - это любое остросюжетное сочинение. Между тем детектив в чистом виде есть интеллектуальное расследование по пути: преступление - улика - преступник. Классики жанра - Эдгар По, Конан Дойл, Агата Кристи, отчасти Жорж Сименон. А кроме детектива существует масса других «острых» жанров: боевик, авантюрный, приключенческий роман, «ужастик», триллер, шпионский или полицейский роман. Три последних жанра - это и есть то, что я, в основном, пишу. Раньше на этом поле «паслись» целые стада «правильных» авторов, устраивающих идеологические органы и цензуру. Но они были далеки от реалий борьбы с преступностью. И когда тиражи стали определять не указания свыше, а читательский спрос - они «вымерли». А мои тиражи выросли в сотни раз.

- Вы - полковник милиции, доктор юридических наук, преподаватель Высшей школы милиции МВД России. В вашем послужном списке и работа следователем прокуратуры Кировского района Ростова-на-Дону, старшим научным сотрудником Центральной северокавказской лаборатории судебных экспертиз   Министерства   юстиции РСФСР. То есть вы прекрасно осведомлены, как работают правоохранительные органы, не раз принимали участие в расследовании громких преступлений на Дону. Можно ли сказать, что писателю Корецкому «подпитку» дают именно реальные уголовные дела или всё же большинство персонажей ваших книг вымышленные?

- Сюжет, как правило, строится на реальных событиях, в которых действовали реальные люди. Но эти события и эти люди прошли литературную обработку и существенно изменились, в соответствии с задачами книги. Представьте: старинный замок разобрали, и из камней построили новый. Но раз камни настоящие, и замок воспринимается соответственно.

- Не случалось ли так, что ваши коллеги, прочитав вашу новую книгу, звонили вам и говорили: «Не бывает так сложно в жизни, всё было бы гораздо проще...»

- Так всё ж описано, как есть! Хотя один раз было: осведомленный человек прочитал «Привести в исполнение» и сказал: «Нет у исполнителей приговора таких переживаний, всё гораздо проще...» И еще причастные люди звонили, указывали на ошибки в деталях. Но это простительно: я никогда при расстрелах не присутствовал и реконструировал события по рассказам членов особой группы.

- В свое время много шуму наделала книга «Акция прикрытия». Некоторые журналисты даже утверждали, что вы предсказали чеченскую войну. Так ли это?

- У меня много эпизодов, которые воплотились в жизнь. В «Основной операции», например, президент попадает в больницу, встает вопрос о передаче власти, а процедура не прописана, вокруг этого возникает напряженная коллизия. Книга находилась в типографии, когда Б.Ельцин тяжело заболел, в одной из газет опубликовали отрывок - литературная и жизненная ситуации практически совпали! Я тогда написал, что символом передачи власти должна стать передача «ядерного чемоданчика». Когда через несколько лет Б.Ельцин передавал полномочия В.Путину, то так и вышло, этот процесс вся страна наблюдала по телевизору. А продолжение чеченской войны было совершенно очевидным, тут не надо было быть Нострадамусом.

- Какой из ваших двух десятков детективов дался вам труднее всего?

- Тяжело писался «Расписной» -там слишком много тюремной жизни, которую я, к счастью, «изнутри» не знаю.

- А что в «загашнике» сейчас?

- На выходе «Антикиллер-3», еще две книги начаты, написаны и ждут своего часа два синопсиса (краткое содержание) новых книг.

- Как вы оцениваете фильм «Антикиллер», снятый по вашему произведению?

- Первый фильм - положительно. Но самая удачная экранизация - 12-серийный «Оперативный псевдоним», снятый режиссером И.Талпой. К сожалению, он уже ушел из жизни.

- Я знаю, что вы очень любите свой родной город. И не променяете Ростов-на-Дону ни на какой другой. Говорят, что южане - народ в нашей стране особый. Вы тоже так считаете?

- Ну, такие обмены мне никто и не предлагал, при определенных условиях я бы подумал про Прагу или Вену... Но Ростов я действительно люблю, хотя вряд ли смогу объяснить, почему. Просто потому, что здесь родился, вырос, прожил всю жизнь, здесь родственники, друзья, знакомые. А насчет особенностей народа... Для меня южане - народ обычный, это северяне особенные.

- В чем секрет, на ваш взгляд, успеха писателя Корецкого?

- Думаю, на этот вопрос лучше ответят 70 млн моих читателей.

- Традиционный вопрос для нашей газеты: связывает ли что-то вас с медициной? Приходилось ли обращаться за помощью к людям самой гуманной профессии?

- Как говорили в известной кинокомедии, «лучше уж вы к нам». Но папа и мама у меня врачи, они хотели и меня сделать врачом, но я ослушался и никогда об этом не жалел.

- Использует ли криминалистика последние достижения медицины? Или все-таки это слишком специфическая область человеческого знания, которая развивается самостоятельно? Если это возможно, оцените, отстаем ли мы в техническом обеспечении ведения расследований от Запада?

- Генетическая экспертиза произвела революцию, позволив стопроцентно «привязать» конкретного человека к потожировым следам, крови, волосам, ногтям и т.д. Когда я работал следователем, заключения давались в вероятностной форме, например, кровь на пиджаке может принадлежать обвиняемому. А может, и другому лицу. Но виновные всё равно уходили от ответственности гораздо реже, чем сейчас. Что до второй части вопроса, то сравните наши самолеты, автомобили, телевизоры с зарубежными аналогами, и ответ станет очевидным.

- Даниил Аркадьевич, в некоторых своих интервью вы рассказывали о своем увлечении оружием. Как вы считаете, можно ли разрешить в нашей стране свободное владение огнестрельным оружием...

- Оно уже фактически разрешено - бандитам, наркоманам, пьяницам, душевнобольным. По экспертным оценкам, в незаконном владении находится до 10 млн единиц оружия. Я давно предлагаю вооружить и законопослушных граждан, разработал законопроект «О правовом режиме оружия», ввел понятие безупречной правовой репутации - увы... Противники заводят давно заевшую пластинку: «Вооружатся бандиты, наркоманы, пьяницы...»

- Откуда такая потрясающая работоспособность, неприятие возраста и огромное желание сказать своим читателям что-то новое?

- К 60-летнему юбилею я выпустил биографическую книгу «Эликсир Мефистофеля». Если газета сможет наладить промышленное производство такого эликсира и его реализацию в аптечной сети, то и вопросы такого рода отпадут сами собой.

- Ваши мечты, планы...

- Планы - до конца года закончить 3 книги, выпустить на защиту кандидатских диссертаций двух учеников, продолжить исследования современной уголовной политики. А мечты - погулять на свадьбах у внука и двух внучек, при этом полноценно повеселиться, «почудить», например пострелять в воздух!

Беседу вел
Алексей ПАПЫРИН,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru