Вы здесь

Клинический дух остается!

Член-корреспондент РАМН Валерий КУБЫШКИН – фигура на хирургическом небосклоне видная, заявившая о себе собственными взглядами на многие проблемы современной хирургической гастроэнтерологии, в частности, связанные с диагностикой и лечением хронического панкреатита и опухолей поджелудочной железы, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, заболеваний печени и селезенки. Он – лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ, вице-президент Российского общества хирургов и Ассоциации хирургов-гепатологов России и стран СНГ.

Назначение нашего собеседника директором Института хирургии им. А.В.Вишневского было воспринято медицинской общественностью страны как очень логичное: ведь Валерий Алексеевич – ученик двух выдающихся хирургов современности академика РАН и РАМН Виктора Савельева и своего предшественника на посту главы ведущего хирургического учреждения страны академика РАМН Владимира Фёдорова. Именно о них мы попросили сказать в начале нашего разговора.

-    Говоря о своих учителях, мы думаем о влиянии их стиля, профессионального, человеческого и нравственного. В начале профессионального пути мы склонны подражать учителям, а уже потом искать свой почерк, свой стиль. Для меня первый и главный учитель - Виктор Сергеевич Савельев, именно он дал мне путевку в жизнь и в профессию. С особым чувством вспоминаю период с 1968 по 1991 г. в Первой Градской больнице, в клинике факультетской хирургии им. С.И.Спасокукоцкого 2-го Меда. Виктор Сергеевич создал уникальный коллектив высокопрофессиональных специалистов и на редкость хороших, добрых людей. Первая Градская того периода кипела от работы и идей, она была средоточием всех сфер хирургии - сердечной, сосудистой, абдоминальной, торакальной. Дежурства, сплошь наполненные сложными операциями, воспитывали настоящих клинических бойцов. И все мои молодые коллеги, трудившиеся там, довольно быстро становились зрелыми профессионалами.

Работа с Владимиром Дмитриевичем Фёдоровым проходила в другом формате, когда я был уже профессором. Прежде всего, хочу отметить его выдающуюся организаторскую школу - умелое соединение научной и практической составляющей, когда яркие люди и специалисты складываются в понятие хирургического института.

-    Мы внимательно следили за первыми месяцами вашей работы во главе Института хирургии им. А.В.Вишневского и заметили, что набранная в последние годы мощная поступь на пути высоких технологий ничуть не убавила обороты…

-    В свое время мне предлагали возглавить большие клинические коллективы, и я задавал администраторам вопрос: «А чего вам не хватает?» - «Клинического духа», - отвечали они. Во многих, особенно ведомственных учреждениях, работают уже сложившиеся опытнейшие специалисты, у каждого из которых свой стиль, отличающиеся от других подходы, оценки, они являются представителями разных медицинских школ. Не зря говорят, что коллектив из 10 нобелевских лауреатов не может создать 11-го. Настоящий клинический коллектив с традициями - это многокомпонентное понятие, со своей системой морали и самооценки в профессиональных, научных делах, подходах. И вопрос преемственности поколений в любом научно-исследовательском медицинском учреждении очень важен и тонок. Возможности Института хирургии им. А.В.Вишневского уникальны из-за настоящего сонма крупных специалистов разных направлений. Это многопрофильное учреждение, сама структура которого позволяет находить оптимальный выход в чрезвычайно сложных клинических ситуациях. Соединение великолепных сосудистого, торакального, абдоминального, гнойно-раневого подразделений с ведущим ожоговым центром, исследовательскими лабораториями дают нам очень большие возможности. Рука об руку с нами работают выдающиеся хирурги - академики РАМН Анатолий Владимирович Покровский, Арнольд Арамович Адамян, профессора Александр Александрович Вишневский-младший, Владимир Александрович Вишневский, Виктор Юрьевич Мороз и другие. Это мэтры, достойные восхищения.

– В институте появились новые известные имена. Значит ли, что с возвращением профессора Алексея Чжао здесь начнется эра трансплантации печени?

– Внедрение трансплантации печени в нашем институте – давняя мечта. А Алексей Владимирович для нас родной человек, наш бывший сотрудник, и я благодарен директору НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского Могели Шалвовичу Хубутия за понимание в вопросе перехода к нам специалиста такого уровня. Тем более что там пересадка печени поставлена «на поток».

– Валерий Алексеевич, несколько слов хотелось бы услышать о работе «вашего», абдоминального направления…

– Высокий уровень хирургии органов брюшной полости сейчас обеспечивает плеяда известных специалистов – профессор Андрей Германович Кригер, доктора медицинских наук Вячеслав Иванович Егоров, Илья Анатольевич Козлов, Михаил Германович Ефанов. Если к этому списку добавить отечественного лидера в хирургии единого лапароскопического доступа профессора Юрия Геннадиевича Старкова, то станет понятно, что наша абдоминальная тематика находится в очень надежных руках.

– Институт всегда был славен научной составляющей, вашими прикладными, исследовательскими лабораториями. Куда направлен этот вектор?

– Современные фундаментальные исследования требуют колоссальных финансовых затрат, с другой стороны – если бы они проводились в рамках одного учреждения, то результаты вряд ли были бы продуктивными. Поэтому наш путь развития – кооперация с академическими НИИ. Они располагают соответствующим оснащением и специалистами, но у них не хватает исследовательской базы и исследовательского материала, которыми богаты мы. Одно из развиваемых нами направлений – внедрение клеточных технологий в изменение патологических процессов, в частности, неоангиогенез, развитие нового сосудистого русла, клеточные технологии в регенерации печени. По гранту ведутся поиски путей воздействия на опухолевые процессы, например в поджелудочной железе. Очень интересна идея создания маркеров, прогнозирующих развитие коронарной болезни, маркеров инфекционного процесса.

– На днях двери вашего института открылись перед студентами старших курсов факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова. Можно ли говорить о том, что вы стали клинической базой старейшего университета России?

– Начало сотрудничества с МГУ положено. К нам будут приходить студенты 5-6-го курсов на занятия типа субординатуры. Не сомневаюсь, что это замечательные будущие врачи и ученые. Они блестяще подготовлены теоретически, и – что особенно важно – тяготеют к исследовательской работе, в совершенстве владеют иностранными языками. В старые времена С.И.Спасокукоцкий и А.Н.Бакулев, когда брали студентов на работу, давали им 3 года на освоение профессии и 2 года на изучение иностранного языка: если врач не следит за текущими событиями в медицинском мире, то он безнадежно отстает. Если даже четверть, треть из занимающихся у нас студентов выберет хирургию своей профессией, будет очень хорошо.

Кроме того, я надеюсь, что мы получим возможность доступа к фундаментальным исследованиям, которые проводятся в МГУ, в том числе на химическом, физическом, биологическом факультетах, начнем совместные разработки.

– На последнем съезде хирургов страны в Волгограде вы были избраны вице-президентом Российского общества хирургов. Выполнит ли РОХ поставленные перед собой задачи?

– Деятельность общества в последние годы значительно активизировалась. Даже 4 месяца после волгоградского съезда не прошли бесцельно: открыт информационный портал Российского общества хирургов, специалистам начали начислять «образовательные баллы» за участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации. Это впервые произошло в Калининграде на VI российском симпозиуме «Хирургическое лечение ожирения и метаболических нарушений». Уверен, что РОХ выполнит все поставленные перед собой задачи.

Что же касается роли профессиональных обществ в медицинской жизни России, то ее невозможно переоценить. Думаю, наступило время, когда целый ряд функций Министерство здравоохранения и социального развития РФ готово переложить на плечи таких общественных организаций. Многие врачи часто винят в неудачах наше отраслевое министерство, но разве эти неудачи не идут от нашей профессиональной пассивности? Задача Российского общества хирургов и подобных ему организаций – выдвигать новые идеи, так же как задача министерства – аккумулировать эти идеи и принимать решения. На мой взгляд, роль РОХ, других профессиональных обществ в обозримом будущем резко повысится, и это справедливо.

– Что вы можете сказать участникам открывающегося в ваших стенах XVIII Международного конгресса «Актуальные проблемы хирургической гепатологии»?

– Напомню, что успешно работающая около двух десятков лет Ассоциация хирургов-гепатологов России и стран СНГ была создана усилиями Владимира Дмитриевича Фёдорова, Михаила Израилевича Гальперина и Владимира Александровича Вишневского. Благодаря им, а также многим практическим врачам, профессуре, хирургия печени, являющаяся очень затратной и требующей специального диагностического и чисто хирургического оснащения, сделала существенный прогресс. За это время в странах бывшего СССР под влиянием ассоциации выросло много блестящих хирургов-гепатологов, сложился дружественный дух коллегиального общения, без которого трудно говорить о прогрессе. Надеюсь, что на очередном съезде нам удастся создать теплый творческий климат, а специалисты разных стран смогут успешно решить многие текущие проблемы хирургической гепатологии.

Беседу вел
Альберт ХИСАМОВ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru