Вы здесь

Черный рынок израильской медицины

В принципе, заболевший израильтянин не нуждается ни в каких особых «благодеяниях» ни со стороны семейного врача, ни со стороны персонала больниц, если ему предписано лечение в стационаре. На Святой Земле принят страховой вариант медицинского обслуживания, и практически вся стоимость лечения покрывается страховой кассой, к одной из которых, согласно закону, обязан быть приписан каждый гражданин и постоянный житель.

Однако кроме больниц и других медицинских учреждений, действующих в рамках практически государственных страховых касс (частный капитал в них незначителен), в Израиле практикуют частные врачи, многие из которых совершенно законно работают как в частных, так и в страховых больницах. Злоупотребления могут иметь место только в ситуациях, когда врач, работающий одновременно в частном и в государственном секторе, настоятельно будет рекомендовать обратившемуся к нему лечиться у него исключительно частным образом.

Следует иметь в виду, что ряд местных страховок, именуемых бронзовыми, серебряными и золотыми, покрывают для больного любой вид лечения как в Израиле, так и за границей. Во все эти страховые полисы включена программа ШАРАП (ивритская аббревиатура, которая расшифровывается как «шерут рефуа пратит», то есть «услуги частной медицины»). Однако за неординарные страховки взимается и повышенная ежемесячная плата. В принципе, у частных врачей и в частных клиниках может лечиться и человек с обычным страховым медицинским полисом. Но тогда за консультации и лечение он обязан платить из собственного кармана. Но опять же и в этом случае деньги должны попадать не в карман врачу, а оприходоваться через кассу. Если же «подношение» от пациента (о цветах, конфетах, бутылке вина или даже вазе речи не идет) примет непосредственно врач, то подобное деяние будет считаться уголовным преступлением со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда в израильские суды попадают дела, касающиеся злоупотреблений состоянием больных со стороны медицинского персонала, то обычно выносятся суровые приговоры. Однако с «подношениями» бороться трудно. Точные его масштабы не поддаются учету. Единственное исследование на данную тему было проведено в Израиле более 20 лет назад. Тогда, в 1988 г., два профессора, Ран Лахман, специалист по организации здравоохранения, и Шломо Ной, входящий в руководство больницы «Шиба», пришли к выводу, что в частных больницах «мимо кассы» платит каждый третий израильский пациент. Два десятилетия даром не прошли. Инспектор Министерства здравоохранения Израиля Арье Паза считает, что сегодня только 10% консультаций и процедур в частных больницах оплачивается «по-черному».

Согласно местному закону, израильтянин имеет право лечиться в любой больнице, несмотря на местожительство и принадлежность к той или иной больничной кассе. Ведь эти кассы связаны обязательными договорами со всеми стационарными лечебными учреждениями страны. Однако если врач не частной, а государственной больницы проявляет готовность сделать операцию за дополнительную плату, то пациенту следует отказаться, ибо в противном случае он станет соучастником правонарушения.

В Израиле не было случая, чтобы врач напрямую вымогал деньги. Но бывало, когда частный хирург соглашался сделать операцию в государственной больнице за дополнительную плату. Фактически в данном случае речь может идти о деньгах, которые всегда перечисляются врачам-частникам в дополнение к сумме, получаемой им от кассы, застраховавшей пациента. Если дополнительные деньги проходят легально, то есть они «видимы» для налоговой инспекции, то такая оплата законна. Иной вариант - это оплата «по-черному». Медик, рискнувший заработать таким образом, совершает преступление. Разумеется, преступлением будет считаться и случай, если доктор лишь намекнет на дополнительную «благодарность» со стороны пациента, у которого имеется бронзовый, серебряный или золотой страховой полис, которыми, напомним, и оплачиваются услуги частной медицины.

Объективно говоря, нахождение фактически на одном поле услуг государственных и частных больниц требует от врачей особого внимания к этической стороне возникающей проблемы. Вот как об этом говорит профессор Амрам Аялон, заведующий отделением общей хирургии больницы «Шиба»: «Больные часто обращаются ко мне с просьбой прооперировать их за отдельную плату. Я обычно отвечаю им, что в больнице, имеющий государственный статус, частные медицинские услуги не оказываются. Тогда пациенты просят полечить их в моей частной клинике. Но и это невозможно - переводить людей из государственных больниц в частные клиники сотрудников не принято. В противном случае будет попрана медицинская этика. В общем, я отказываю, хотя вполне допускаю, что некоторые врачи перед подобными соблазнами устоять не могут».

В отличие от других дел, связанных с коррупцией, против человека, вручившего медику деньги в конверте, прокуратура обвинения не выдвигает, понимая его состояние растерянности и тревоги. Однако против врача, принявшего подношение, Министерство здравоохранения и полиция начинают параллельные расследования. В таких случаях пациентов-взяткодателей привлекают к суду в качестве свидетелей, ибо иначе осудить взяточника невозможно. Если подозрения в отношении врача оказываются оправданными, подается обвинительное заключение в суд. В случае признания медика виновным его могут приговорить к лишению свободы. В этом случае одновременно аннулируется и лицензия на занятие врачебной деятельностью.

С пожертвованиями меценатов тоже не всё просто. Во-первых, врач не имеет права предлагать или опять же намекать пациенту сделать пожертвование в общий фонд больницы или на конкретные исследования. Во-вторых, только после оказания медицинских услуг бывший пациент больницы может сделать любое пожертвование и войти в объединение друзей больницы. Согласно инструкциям Министерства здравоохранения Израиля, больница имеет право принимать от пациентов пожертвования только в виде чеков, а не наличными. При выписке больных разрешено призывать к пожертвованиям исключительно в письменной форме, например, вывешивая соответствующие объявления у стойки регистратора.

Интересно, что меценат, нарушивший это правило, серьезному наказанию не подвергнется. Суды считают, что пожертвования вносятся от чистого сердца, а не в расчете на получение услуг, которые врач обязан оказывать в рамках своих служебных обязанностей.

Захар ГЕЛЬМАН, соб. корр. «МГ».
Иерусалим.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru