Вы здесь

Кто же спаивает Россию?

В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания, организованные Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья, на тему «Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации». В слушаниях приняли участие 200 человек, около 30 представителей законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, депутаты Госдумы, а также ученые, общественные деятели.

Открыв их, председатель комитета Ольга Борзова предоставила слово первому заместителю председателя Госдумы Олегу Морозову.

«Мы имеем дело с проблемой, от решения которой без преувеличения зависит судьба российского государства. Вопрос в том, как лечить эту страшную болезнь, как бороться с этим недугом, - сказал он. - Но главное - надо действовать системно, решительно, понимая, что в случае промедления мы не сможем сохранить наш российский генофонд, наше население».

Национальное бедствие

«Алкоголизм - национальное бедствие» - с таким докладом выступил первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья академик РАМН Николай Герасименко. Эксперты приводят факты, подчеркнул он, что большинство смертей связано именно с алкоголем, демографический кризис в основном является результатом алкогольной сверхсмертности. В России пьянство - причина аномально высокого уровня насилия, преступности, убийств, самоубийств, инвалидизации.

Докладчик остановился на таком важном вопросе, как дешевизна продукта, и привел любопытный пример: одна поездка в метро в обе стороны стоит 44 руб., а бутылка водки - 90 руб. Это значит, что за одну бутылку возможны две поездки. Раньше поездка туда-обратно стоила 10 копеек, а водка 3 рубля, что было равносильно 30 поездкам за одну бутылку.

В России, как нигде, огромное количество точек для продажи алкоголя. У нас чуть ли не на каждой транспортной остановке продается пиво, а экономисты считают только доходы, которые идут от акцизов в бюджет, и очень мало говорят об ущербе от «зелья» для здоровья. Эксперты подсчитали затраты, связанные с повышенной смертностью, потерей продолжительности жизни, утратой трудоспособности, снижением производительности труда. В 2008 г. получено 66 млрд дохода от продажи спиртного, что в 25 раз меньше нанесенного ущерба. В 1985, 1987 гг. было снижено потребление алкоголя, и продолжительность жизни мужчин выросла до 65 лет, то же самое среди женщин. А в 1994 г., когда резко возросло его потребление, продолжительность жизни мужчин упала до 58 лет.

В стране существует несколько мифов о доисторической укорененности пьянства россиян, что неправда, считает депутат. У нас был один из самых низких уровней потребления спиртного в Европе. ВЦИОМ проводил исследование отношения россиян к данному вопросу. И выяснилось, что 65% поддержали идею антиалкогольной кампании, а опрос «Левада-центра» показал, что треть россиян выступают за полный запрет на производство и торговлю водкой, то есть за «сухой закон».

России необходима разумная, ограничительная, алкогольная политика, ориентированная, прежде всего, на здоровье граждан, а не на интересы и прибыли частного бизнеса. Докладчик подчеркнул, что важно, что концепцию антиалкогольной политики было поручено разработать Министерству здравоохранения и социального развития. Но, к сожалению, главным регулятором проблем выступают экономические комитеты, которых волнуют прибыли, а Министерство финансов пока не предлагает увеличения акцизов на спиртное. Если мы не можем установить госмонополию на производство и продажу водки, то депутат предложил хотя бы ввести, как первый этап, государственную монополию на производство спирта.

Как исчезают малые города

Нельзя сказать, что в России ничего не делается для решения этой действительно жизненно важной проблемы. Достаточно вспомнить, что указом президента нашей страны в январе 2007 г. утверждена концепция демографической политики, где уже на политическом уровне определены многие задачи. Это, прежде всего, разработка мер, направленных на снижение и количество потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и его потребления, использование в образовательных учреждениях профилактических программ. Такое мнение высказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко. Но данная проблема для нашего государства тяжелейшая. Сегодня доходы общества от данного продукта составляют от 2 до 5% ВВП. Это циничная цифра. За нею те безмерные потери талантов, молодых людей, не родившихся детей или родившихся с аномалиями развития и не имеющих перспективы для жизни, это та цена, которую наше общество платит за алкоголизацию.

Немаловажную роль играет структура потребления алкоголя. Если вспомнить 1999-2000 гг.- перелом тысячелетия, тогда в нашей стране шла очень бурная дискуссия, поскольку находились люди, которые лоббировали «тяжелый» алкоголь, не давая развиться пивоварению. Но когда пришла молодая агрессивная пивоваренная промышленность, она стала решать свои задачи, не только увеличив продажи. У нее появился инструмент - реклама. А реклама действует прежде всего на молодежь, которая в этом возрасте склонна к подражанию, и это ввергло нашу страну в пучину «пивомании». Но не произошло вытеснения водки. Более того, объем потребления алкоголя стал расти. Он содержится в пивных изделиях, которые, кстати, сегодня по нашему российскому законодательству почему-то не считаются алкогольными напитками.

Руководитель Роспотребнадзора обратил внимание на особенности нашего «законотворчества». Оказывается в России сегодня есть два закона - об обороте алкоголя, где пиво неалкогольный напиток, и закон о качестве, безопасности пищевых продуктов, где оно отнесено к алкогольным напиткам. Почему-то, когда принимаются ответственные решения, пиво не относят к алкогольным напиткам.
 
Недавно в нашей стране изменилась статистика смертности. Сегодня есть семь нозологий, по которым мы считаем прямые потери от спиртного. Это алкогольная кардиомиопатия, болезни печени, нервной системы, психозы и прочее. Вот из этих семи нозо-логий складывается устрашающая цифра - 76 тыс. в год ушедших из жизни. Это один маленький субъект Российской Федерации. Почему-то мы не хотим учитывать тот международный опыт, который есть, который уже апробирован и рекомендуется Всемирной организацией здравоохранения. Мы вспоминаем о каком-то своем пути развития, потому что не хотим решать эти вопросы, потому что сегодня, к сожалению, в нашей стране при спокойном отношении государства к страшной проблеме свои финансовые проблемы решают лоббисты алкогольной индустрии.

Меры, которые необходимо срочно принять, это использование налогов, внесение изменений в ряд федеральных законов, запрет продажи слабоалкогольных напитков с содержанием не более 15% алкоголя вблизи детских образовательных учреждений. В Закон о рекламе пора внести пункт о полном запрете на пропаганду употребления алкоголя.

Наказание должно быть строгим

С большим интересом и вниманием было встречено выступление настоятеля московского Сретенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова).

Большая часть его сообщения касалась вопросов подросткового пьянства, поскольку 33% мальчиков и 20% девочек, начиная с 13 лет, пьют каждый день. Такого, конечно же, нет ни в одной стране, отметил он. Особенно это заметно в провинции. Пока в стране не запретят полностью продажу любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках в 100, 300 м или в километре от школ, с этой проблемой не справиться. Мы должны быть готовыми к тому, что и в прессе, и на телевидении, и везде нам будут пенять: запретами ничего не решишь. Это ложное утверждение. Как раз запретами в первую очередь можно решить вопрос, как это сделано во всем мире.

Сейчас в нашей стране самое либеральное алкогольное законодательство, пиво, вино, водка продаются 24 часа в сутки. За продажу его подростку у нас «громадный» штраф - 500 руб. Для сравнения, в Швеции - 50 тыс. евро и 6 месяцев тюрьмы. Если сейчас запретительные меры не будут приняты, то мы не сможем реально что-то сделать далее!

Какие конкретные меры предложил архимандрит? Ограничение розничной торговли любыми алкогольными напитками, включая пиво, продажу спиртного только в торговых точках, имеющих соответствующую площадь - от 50 до 30 м2, отмену практики заявительного лицензирования и введение разрешительного на торговлю алкоголем. Надо ужесточить, подчеркнул он, меры административной ответственности, ввести крупные штрафы за нарушения, вплоть до лишения лицензии, разрешить торговлю с 11 до 19 ч, что во многом сдержит негативные явления, в частности преступность, которая намного повышается в состоянии так называемого допития.

Комплексный подход в решении вопроса - одна из задач борьбы со злом, - отметил заместитель председателя Комитета по охране здоровья Александр Чухраёв. Расширить диспансеризацию и целевую диагностику, разработать новые стандарты диагностики, включая меры контроля за употреблением алкоголя через систему ОМС, - всё это необходимые меры в работе. Сегодня многие люди хотят избавиться от данного порока, но не могут получить этот вид помощи, у них нет необходимой информации, где это сделать. Сегодня в России всего 1100 бюджетных реабилитационных коек на несколько миллионов больных алкоголизмом и 27 официально зарегистрированных реабилитационных структур, а значит, говорить о реабилитации бессмысленно. Депутат предложил принять типовое положение и создать на областном и муниципальном уровне реабилитационные центры при лечебно-профилактических учреждениях общей сети, потому что если они появятся при психиатрических больницах, желания пойти в них у людей не будет.

Всё можно решить

У нас существует, судя по сегодняшним докладам, очень хорошая программа борьбы с алкоголизмом. Теперь наша задача - добиться, чтобы эта программа стала политической, государственной и реализовывалась бы государственными институтами. Так начал свое выступление заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков.

В стране налицо политическая борьба. С одной стороны, есть общественная коалиция, выступающая за снижение потребления алкоголя, за здоровый образ жизни, за будущее России. Она исходит из того, что водка действительно главный убийца русского народа. По сути эта коалиция - «партия жизни», которая противостоит «партии смерти», распротраняющей водку, пиво, табак и наркотики. И нам не надо стесняться говорить об этом прямо.

Сегодня лоббистские группы добиваются своих целей. Взять хотя бы последний законопроект о повышении акцизов, который сейчас обсуждается. На водку они вырастут в 3 раза, а на алкоголь в целом - на 10%. Это же пощечина общественному мнению!

Особое одобрение аудитории вызвало предложение С.Маркова, раз мы живем в рыночной экономике, использовать в отношении телевидения рыночные методы и ввести налог на телеканалы, пропагандирующие потребление спиртного, а полученные деньги направлять в бюджет.

Не только в столице, но и в регионах немало людей, заинтересованных в борьбе со страшным злом. Это доказало выступление председателя Законодательного собрания Забайкальского края Анатолия Романова. Он говорил о принимаемых в территории мерах. В частности, возразил тем, кто выступал против запретительных мер. В регионе приняли Закон об административных правонарушениях и за 3 месяца после его вступления в силу очистили улицы и площади своих городов от пьяных, употребляющих там алкоголь, так что административный посыл помог навести порядок. А.Романов поставил вопрос о необходимости координировать работу. Следует четко сказать, кто за нее отвечает, - Минздравсоцразвития и Минобрнауки России либо какой-то другой государственный орган. В рекомендациях слушаний ничего не сказано о роли общественных организаций, а ведь по большому счету кроме наркологических диспансеров другие органы государства не ведут этой работы, она на плечах общественников.

Подводя итоги парламентских слушаний О.Борзова подчеркнула, что любая идея, если она не имеет комплексного подхода, - это мертворожденное дитя, поэтому всем надо работать вместе. Не только федеральные органы исполнительной власти, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, но и общественные организации, несомненно, подключатся к решению животрепещущей проблемы.

Валентина ЗАЙЦЕВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru