05 декабря 2024
150 лет назад родился первый нарком здравоохранения РСФСР Николай Александрович Семашко учился на медицинском факультете Московского и Казанского университетов, работал врачом в Орловской и Самарской губерниях. Во время революционных событий 1905 г. стал одним из организаторов забастовки на Сормовском заводе, арестован. Эмигрировал, был соратником В.И.Ленина, участвовал в подготовке Октябрьского вооружённого восстания 1917 г. в Москве, организовал медицинскую помощь его участникам. С 1918 г. Николай Александрович – народный комиссар здравоохранения. Он и его единомышленники сформировали новую (первую в мире) систему здравоохранения, основными принципами которой были: бесплатность и общедоступность медицинской помощи, государственный характер, вовлечение широких народных масс в дело профилактики здоровья, тесная связь науки и практики. Система бюджетного финансирования здравоохранения, впервые созданная в Советском Союзе усилиями Н.А.Семашко, и сейчас действует в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии. Представим, как бы сейчас ответил на вопросы нашего современника Н.Семашко. На пути к новой системе
– В каком состоянии находилось здравоохранение нашей страны к тому моменту, когда им занялись вы?
– К началу XX века в Российской империи отсутствовали какиелибо предпосылки создания единой государственной системы здравоохранения. Оно было распылено между различными ведомствами и благотворительными организациями, медицинскую помощь в городах осуществляли преимущественно частнопрактикующие врачи. Разрозненные врачебные управления отдельных министерств и ведомств не могли создать ни основ законодательства, ни обеспечить общегосударственных санитарноэпидемиологических и профилактических мероприятий.
Общественные организации, такие как Красный Крест, земские и городские союзы, часто не были связаны друг с другом и деятельность их никем не координировалась. К тому же представители медицинской общественности, роль которых в Российский империи была велика, опасались создания бюрократического казённого ведомства и стремились к расширению прав и деятельности общественных медицинских организаций.
В то же время в начале XX в. в Российской империи нашла своё воплощение прогрессивная форма оказания медицинской помощи населению – земская медицина. Она существовала в 34 губерниях европейской части страны. В её задачи входили: организация бесплатной медицинской помощи с бесплатной выдачей лекарственных средств через амбулатории, лечение в больницах, хирургические операции и родовспоможение, а также осуществление профилактических и санитарных мер против эпидемических заболеваний.
К началу XX в. 34 земские губернии занимали чуть менее половины территории европейской части Российской империи с Кавказом (2 490 тыс. кв. вёрст из 5 000 тыс. кв. вёрст), и в них проживало 60% населения империи (74 млн чел.). В основу земской медицины были положены такие принципы, как общедоступность и равномерность пользования населением услугами земских учреждений, при тщательном учёте всех местных условий. Следуя этим принципам, земская медицина пользовалась доверием народа и одновременно развивалась планомерно – новые врачебные участки, амбулатории и больницы возникали там, где в них существовала наибольшая нужда. Развитие земской медицины оказало большое влияние на становление советской модели здравоохранения (модели Семашко. – Ред.). Используя основные принципы земского здравоохранения, создавалась система медицинской помощи в городах. Однако в городской медицине большое внимание уделялось санитарно–гигиеническим мерам.
Существенным недостатком земской медицины была её высокая затратность. В конце XIX в. большинство земств расходовало на здравоохранение до 2540% своего бюджета. Так, в 1887 г. Чебоксарское земство тратило 40,6% всего бюджета на медицину. Расходы на медицину в 1912 г. в 40 земских губерниях составляли – 64,8 млн руб. (26% всего земского бюджета – 250,1 млн руб.).
– Какие идеи и новшества вы предложили?
– Я внедрял в основу деятельности Наркомздрава передовые для того времени методы работы: государственный характер организации, централизацию, плановое начало, профилактическое направление, территориальноучастковый принцип организации медицинской помощи, классовый принцип, систему медицинского образования (синтез науки и практики), приоритет охраны материнства и младенчества,
а также привлечение населения к организации здравоохранения.
– С чего вы начали в первую очередь?
– Свою работу на должности народного комиссара здравоохранения я начал в тяжёлых условиях Гражданской войны, во время эпидемий паразитарных тифов, разрухи медикосанитарного дела, нехватки медицинских кадров и недостатка продовольствия по всей стране. Основное внимание было сфокусировано на борьбе с инфекционными заболеваниями.
Уже через полтора года работы Наркомздраву под моим руководством удалось существенно переформатировать принципы организации медицинской помощи населению РСФСР: были национализированы и объединены учреждения здравоохранения, обеспечена бесплатная помощь больным на дому, оптимизирована работа скорой помощи, проведена работа по ликвидации социальных болезней, стала внедряться санитарнопросветительная деятельность.
– Как в СССР начали бороться с эпидемиями? Какие меры приняли?
– До Октябрьской революции в Российской империи ежегодно от оспы, кори, скарлатины, дифтерии, коклюша умирало до 500 тыс. человек. Во время Первой мировой войны от туберкулёза умерло 2 млн человек. Во время гражданской войны в стране свирепствовали холера, натуральная оспа и даже чума. Общее число заболевших сыпным и возвратным тифом на тот момент составляло в стране около 10 млн человек.
Срочно были приняты меры: дезинфекция, санитарное просвещение, вакцинация. В ходе борьбы с эпидемиями была выработана стройная система противоэпидемических мероприятий, заложены основы санитарноэпидемиологической службы.
Благодаря противоэпидемическим мероприятиям с 1918 по 1939 гг. заболеваемость брюшным тифом в СССР снизилась на 23,8%.
Систематически снижалось в Советском Союзе число заболеваний сыпным тифом, при этом в 1938 г. в СССР было зарегистрировано 126 случаев натуральной оспы, в 1939 г. – только 2 случая. Были побеждены сыпной тиф и малярия.
По моей инициативе был создан отдел санитарного просвещения, которое я рассматривал как основу профилактического направления советского здравоохранения. Начал внедрять в практику новые формы агитации здорового образа жизни в деятельность органов и учреждений здравоохранения. По моему мнению, методом реализации профилактического направления являлась диспансеризация. Мы стали централизованно проводить систематическое диспансерное наблюдение за группами рабочих в
цехах с вредным производством, обосновали диспансеризацию, а также разработку её методов.
Цели и их реализация
– Каковы были основные принципы новой системы здравоохранения?
– Целями зарождавшейся модели здравоохранения стали: обеспечение всех граждан республики квалифицированной, общедоступной и бесплатной медицинской помощью.
– Как удалось сделать медицинскую помощь бесплатной? С какими трудностями пришлось столкнуться?
– Государство закладывало расходы на здравоохранение, но реформа требовала в первую очередь управленческого решения. Бюджет на здравоохранение был и до меня.
Трудности: нежелание многих медработников и учреждений чтото менять – например, противостояние Пироговского общества, которое призывало бойкотировать большевиков.
– Какие изменения произошли в детском здравоохранении? Каковы были результаты?
– Важнейшим социально-экономическим мероприятием в советском здравоохранении являлась охрана материнства и младенчества. Я считал, что это направление имеет тройственное значение: политическое, социальноэкономическое и санитарногигиеническое. Подчёркиваю, что здоровье матери и ребёнка – необходимое условие оздоровления человечества. Охрана материнства и младенчества предоставляла женщинам возможность сочетать материнство с общественно полезным трудом, а детям давала условия для гармонического развития физических и духовных сил. Система предусматривала оказание всем женщинам и детям бесплатной высококвалифицированной медицинской помощи. Специальные мероприятия по охране подрастающего поколения начинались с охраны матери (беременной и роженицы), продолжались заботой о детях с младенчества до дошкольного и школьного возраста и заканчивались охраной здоровья подростков.
– Что входило в состав «социальных болезней»?
– С 1920-х гг. в понятие «социальные болезни» входили такие признанные недуги, как туберкулёз, трахома, алкоголизм, венерические, нервнопсихические болезни и рак.
Эти заболевания возникали в результате зависимости от социальных взаимоотношений и поражали преимущественно слои населения, наименее обеспеченные в отношении возможности удовлетворения своих основных жизненных потребностей.
При становлении «социальной патологии» возникла необходимость в установлении определённых критериев, с помощью которых заболевания можно было отнести к социальным. Эти критерии – массовость, частота распространения, длительность течения, ущерб в производительности труда населения.
Диспансеризация и кадры
– Какие меры приняли для профилактики болезней?
– Главным направлением советского здравоохранения в области охраны здоровья населения ещё в 1919 г. была определена профилактика развития заболеваний путём проведения широких оздоровительных и санитарных мероприятий по всей республике. На путь профилактического направления советское здравоохранение побуждали целый ряд факторов: высокая распространённость среди населения социальных заболеваний, перегрузка медицинских организаций, вызванная гарантиями государства на предоставлении бесплатной медицинской помощи всему населению, а также уровень развития медицинской науки, позволявшей на тот момент сделать вывод о том, что заболевание экономичнее предупредить.
По моему мнению, болезнь есть результат взаимоотношения между организмом и внешней средой, и, соответственно, изучение этой среды должно пролить новый свет на этиологию развития заболеваний. Считаю, что болезнь гораздо легче и важнее предупредить, чем лечить. А предупредить её возможно, воздействуя на факторы внешней среды. Профилактика – учение об оздоровлении среды. Основой всего профилактического направления советского здравоохранения стало санитарное просвещение. По моей инициативе был создан важнейший отдел в Наркомздраве – отдел санитарного просвещения. Несмотря на свои материалистические воззрения, рассматриваю именно санитарное просвещение – информационное воздействие на сознание – как основу всего профилактического направления советского здравоохранения, не ограничиваясь только стремлением к улучшению материального быта населения. Я неуклонно и постоянно внедрял метод санитарного просвещения в деятельность органов и учреждений здравоохранения, был инициатором внедрения в практику новых форм агитации на тему здорового образа жизни. Особенно актуально это было для сельского здравоохранения, поскольку борьба с вековыми обычаями и предрассудками, ликвидация санитарной неграмотности была основой для оздоровления сельского населения.
Основным методом реализации профилактического направления на практике стала диспансеризация. Под диспансером подразумевалось лечебносоциальная организация, которая не только оказывала лечебную помощь пациентам, но и держала на учёте санитарное состояние своего района (учётностатистическая и обследовательская работа диспансера), поддерживала систематическую связь с профсоюзами (организационная работа диспансера), оказывала социальную помощь, выявляла больных (социальная задача диспансера) и вела санитарное просвещение в районе своей деятельности. Диспансеризацию необходимо проводить по строго проработанному плану, прежде всего среди наиболее вредных профессий или наиболее типичных для конкретного района. Особенно трудным в таком обследовании было установление методологии. Необходимо проводить профилактическое направление через лечебные организации.
По моему замыслу каждая лечебная организация в перспективе должна перейти на диспансерный метод работы, не ограничивая свою работу одной только лечебной деятельностью. Использование всей лечебной сети в этом направлении позволило бы реализовать профилактические задачи в масштабах республики. Профилактический метод должен был интегрировать всю медицинскую практику в СССР. Лечебная медицина, дополненная профилактическим содержанием, стала могучим фактором оздоровления населения СССР. Только когда медицинская наука достигнет технической возможности диагностировать начальные стадии нарушения равновесия между организмами и средой, внимательно улавливать вредное влияние этиологических факторов, только тогда возможно будет правильно распознавать и правильно лечить начальные стадии заболеваний.
– Как начали готовить кадры? Сколько врачей в стране было после революции и сколько стало к тому моменту, когда реформы достигли расцвета?
– Организация советской модели здравоохранения определила методологию высшего медицинского образования. Впервые в истории России высшее медицинское образование стало общедоступным для населения: были введены стипендии для успевающих студентов, организованы общежития и специальные столовые для студентов. Сеть образовательных организаций высшего медицинского образования в CCCP была распределена по всей территории страны: чтобы удовлетворять врачамивыпускниками отдалённые области и национальные республики.
Медицинская наука должна была освещать пути развития советского здравоохранения. К середине XX века в СССР не было ни одной области в медицине – как лечебной, так и профилактической, которая не возглавлялась бы научным учреждением. Научная деятельность глубоко проникла в практическую работу органов здравоохранения. Практически в каждой крупной больнице, поликлинике, диспансере, санитарноэпидемиологической организации велась научная работа, часто на уровне кандидатских и докторских диссертаций. В органах здравоохранения работали научные консультанты по различным вопросам практической деятельности – по родовспоможению, по терапии, хирургии, борьбе с раком, с туберкулёзом и т.д. Главной особенностью научной деятельности в СССР был комплексный характер её организации: научные институты работали в тесном контакте и сотрудничестве, под единым управленческим началом.
Значимым событием было учреждение в 1922 г. первой в республике кафедры социальной гигиены на медицинском факультете 1го Московского университета, которую я возглавлял почти 27 лет. Решение о её создании не все врачиклиницисты восприняли благосклонно.
Всего за время моего руководства Наркомздравом значительно увеличилось число амбулаторных учреждений и количество больничных коек. Более чем в два раза расширилась сеть амбулаторных учреждений: к началу 1929 г. их было 13 204 (в 1913 г. – 5597).
В стране насчитывалось 246 100 больничных коек, что на 40% превышало их число в 1914 г. (175 600 коек). Число коек в детских больницах и родильных домах возросло на 60%, с 89 200 в 1914 г. до 143 600 в 1929 г. Численность врачебного персонала увеличилась троекратно, с 19 785 в 1914 г. до 63 219 в 1929 г. Врачебная помощь на дому в городах в 1913 г. составляла 391 400 посещений, сделанных врачами всех ведомств и организаций, а в 1930 г. уже 7 304 100 посещений, т.е. увеличилась в 18 раз.
– Какие плюсы показала новая система в годы Великой Отечественной войны?
– В области здравоохранения в предвоенные годы была проведена широкая система мероприятий, их целью было улучшение народного здоровья, предупреждение заболеваний, обеспечение здоровых условий труда и быта, высокой работоспособности, снижение смертности и т.д. Этим определялось социальное и санитарное законодательство государства, а также практическая деятельность медикосанитарных государственных и общественных организаций. Система советского здравоохранения, кроме лечебнопрактического и санитарного обслуживания населения, включает также подготовку и переподготовку медицинских кадров, научноисследовательские работы в области медицины.
Государственный народнохозяйственный план определял развитие здравоохранения в соответствии с задачами непрерывного улучшения медицинского обслуживания населения, а государственный бюджет обеспечивал материальные условия для его выполнения.
Накануне войны здравоохранение достигло высокого уровня развития. В 1940 г. численность врачей всех специальностей (без военнослужащих) достигла 155,3 тыс. человек, что составляло в расчёте на 10 тыс. человек населения – 7,9 против 1,8 в 1913 г.; число больничных коек (без коек в госпиталях) достигло 791 тыс. (рост в 3 раза против 1913 г.), соответственно в расчёте на 10 тыс. человек – 40 против 13 в 1913 г.
В годы войны здравоохранение понесло большой урон. В зоне военных действий и на территории, временно оккупированной врагом, было уничтожено 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, в том числе многие институты, клиники, тысячи поликлиник и диспансеров, аптек, предприятий медицинской промышленности, санитарноэпидемиологических станций, санаториев и домов отдыха. Общие потери советского здравоохранения, по неполным данным, составили 6,6 млрд руб.
Отставка наркома
– Чем новое советское здравоохранение отличалось от западного, капиталистического?
– На Западе не было системы здравоохранения в масштабах страны до создания модели Бевериджа.
– Чем отечественная «скорая помощь» и принципы её работы отличались от западной?
– В РСФСР бесплатная скорая помощь для населения была организована уже в 19191920 гг. На Западе в масштабах страны данный вид помощи заработал только после внедрения модели Бевериджа в Англии.
– Были ли у системы свои минусы, слабые места? В чём конкретно?
– Главный минус: экстенсивный характер развития, а также излишняя централизация.
– Почему в 1930 г. вы ушли с должности наркома здравоохранения?
– В конце 1920х гг., в соответствии с общегосударственным курсом на коллективизацию и индустриализацию, было необходимо в кратчайшие сроки обеспечить медицинское обслуживание промышленных рабочих и работников сельского хозяйства. Я считал, что колхозное и совхозное движения облегчают лечебно-профилактическую работу, однако внедрение классового принципа оказания медицинской помощи считал преждевременным. Так, в октябре 1929 г. на заседании оргбюро ЦК ВКП(б) я прочитал доклад, в котором провёл анализ системы здравоохранения, указал причины, препятствующие развитию отрасли – неадекватное финансирование здравоохранения, дефицит и недостаточную квалификацию медицинских кадров, низкие зарплаты медицинского персонала и пути повышения эффективности медицинского обслуживания населения, а также подверг критике классовый принцип в организации медицинской помощи, указав причины, препятствующие его осуществлению на практике. Возможно, именно объективная оценка классового принципа оказания медицинской помощи стала причиной моей отставки с должности наркома.
В декабре 1929 г. ЦК ВКП(б) предложил народным комиссариатам здравоохранения союзных республик коренным образом перестроить работу в соответствии со стоящими перед государством задачами. Деятельность Наркомздрава была признана неудовлетворительной, и в январе 1930 г. я был освобождён от обязанностей народного комиссара здравоохранении по собственному желанию. В своём последнем приказе по Наркомздраву
№ 232 от 25 января 1930 г. я поблагодарил коллег за добросовестную и плодотворную работу.
Вопросы задавал Владимир РЕШЕТНИКОВ,
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
им. Н.А.Семашко, советник при ректорате Сеченовского университета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru