29 августа 2025
На страницах «МГ» мы не раз рассказывали о военной медицине, успешных операциях в полевых условиях, но одна тема оставалась не закрытой – это то, как спасают раненых под огнём противника, когда кругом летают дроны, а оказать первую помощь и доставить пострадавшего живым к врачам в госпиталь нужно максимально быстро.
Об этой стороне работы на передовой мы попросили рассказать командира медицинского взвода, ветерана боевых действий, блогера, общественного деятеля Игоря ШУМИЛИНА.
– Игорь Дмитриевич, вы по профессии не медицинский работник, но командовали медвзводом. Как оказались на этой службе?
– Вообще я спасатель. После срочной службы подписал контракт с воинским формированием МЧС России в Невском спасательном центре. Пять лет получал специальность, ездил на ликвидации ЧС – наводнения, пожары. Постоянно обучались и практиковались в оказании первой медицинской помощи. А на фронте тактическая медицина оказалась востребованной.
Поначалу врачей ставили на соответствующие должности в штурмовые и мотострелковые батальоны. Но на «передке» они долго не находились. Кого -то переводили в госпитали, кто-то, к сожалению, погибал… Эвакуация – это работа спасателей.
Так я и стал командиром медицинского взвода, у меня даже в должности была приставка врач, но её убрали специально для меня.
– Защита Родины для многих мужчин, да и представительниц прекрасного пола тоже, – священное понятие. И для тех, кто находится в зоне СВО, вопрос зачем они отправились на передовую вызывает улыбку, ведь для них ответ очевиден. Но всё же спрошу у вас, а как вы приняли это решение?
– Когда началась СВО, я в качестве пиар-менеджера и блогера работал с футболистами Российской премьер-лиги. И в первые же дни спецоперации стал одним из тех, кто поддержал наших бойцов в медийном пространстве. Вышел даже ролик, где были известные люди, например, Плющенко, Валуев, Тимати. Вместе с ними оказался и я.
Далее до объявления мобилизации помогали со сбором и доставкой гуманитарной помощи. Появились среди моих бывших коллег – сотрудников МЧС первые погибшие и раненые. Затем увидел список специальностей, которые нужны на СВО. Отправился обычным санинструктором, правда, в санитары меня не взяли, а стал я инструктором. Впоследствии оказалось, что у нас в батальоне было два парня, один на медбрата учился, второй – на фельдшера. Но, к сожалению, они оказались не готовы к работе в таких условиях, первым раненым оказывал помощь я. Да и командирских навыков у них не было.
Меня сделали сначала начальником медицинского пункта, а потом, после переформирования, поставили на должность командира медицинского взвода. В подчинение дали 14 парней, которые никак не связаны с медициной. Мне предстояло за две недели их научить оказывать первую помощь. Наш медвзвод с августа 2023 г. по февраль 2024 г. вытащил чуть более 1,5 тыс. бойцов.
Но под Курском большая часть моих подчинённых погибла… В строю остались двое. Я получил ранение во время эвакуации в декабре 2023 г. Дрон -камикадзе попал в нашу «буханку» – меня взрывной волной выкинуло, осколки попали в ногу, остальные ребята погибли.
– Как проходили эвакуация раненых бойцов с поля боя и оказание первой помощи?
– Один расчёт заступал непосредственно в «красную зону» на линию боевого соприкосновения. Его задача – вытаскивать раненых, оказывать первую помощь. Обязанности 2 -го расчёта – принять и, так сказать, поддерживать в ребятах жизнь до прибытия следующих. Третий расчёт приезжал на автомобиле, грузил пострадавших и вёз их в госпиталь. Но дорога у нас занимала порой не менее 4 часов. Соответственно, поставить капельницу, залить плазму и прочее мы умели. Многое поначалу подсказывали врачи по телефону или с помощью интернета. Четвёртый расчёт в это время отдыхал.
– История, ставшая примером самоотверженного труда санинструкторов на передовой. Как вам удалось с товарищем вытащить более 100 пострадавших?
– Это был конец октября – начало ноября 2023 г. Мы зашли на позиции, рядом три бригады. Перед нами минное поле, река, очень неудобный ландшафт для эвакуации… В итоге мы с санинтруктором, который ранее не был связан с медициной, остаёмся одни из трёх подразделений. В это время идёт наступление, и мы с Пашкой за сутки вытащили более 100 парней. 26 я вынес на себе через речку, минное поле…
– Вы себя ассоциируете с медицинскими работниками?
– У нас другая работа, хотя и очень близкая. Нам важно вытащить человека и доставить его живым. Врачи уже потом спасают ему жизнь, восстанавливают здоровье.
У нас другой профиль. И поначалу, конечно, даже были недопонимания с врачами. Скрывать не буду, мне они поначалу представлялись какими-то слишком правильными, всегда опрятными, чистыми, элегантными. Мы же возвращались грязные, уставшие. Но со временем, конечно, пришло понимание, что это наша общая работа. Мы тесно взаимодействуем друг с другом, и всё ради спасения наших бойцов.
Да и видим, какие чудеса творят врачи. Я встречался с нейрохирургом, который в полуполевых условиях пулю из головы доставал.
– Но в вашей практике за 16 месяцев нахождения в зоне СВО наверняка, тоже были чудеса спасения?
– Нас уже мало чем можно впечатлить. Хотя были случаи, когда пришлось приложить немало усилий для спасения. Так, к нам прикомандировали парня из другой бригады. Он неправильно «затампонировал» бойца с открытым переломом и снял жгут. Мы начали транспортировать его под капельницами в госпиталь. Раненый просто «вытекал», а мы этого не видели, так как он был укрыт. Когда спохватились, пришлось «качать» его прямо до госпиталя. Экстренно передали раненого врачам. Его реанимировали. Тогда нам впервые сказали: «Можете собой гордиться. Вы спасли человека».
Интересная встреча произошла уже в Санкт-Петербурге. Ко мне подошёл военнослужащий. Он обнимал и благодарил меня. Я поначалу даже подумал, что он меня с кем -то спутал. Оказывается, мы уже встречались. Вытаскивал его, раненного, с поля боя. После того он восстановился, стал героем, удостоен государственных наград.
– Вы стали участником проекта, который инициировал Президент России – «Время Героев»…
– Да, я прошёл отбор, чему очень сильно рад. Обучение начнётся с 1 сентября. Пока что есть время выдохнуть. Я как раз оканчиваю последний семестр магистратуры. Сейчас производственная практика начнётся, а после неё – написание выпускной работы и обучение на «Время Героев».
– Давайте завершим наше интервью на блогерской ноте. У вас есть страницы в соцсетях с достаточно большим количеством подписчиков: https://instagram.com/shumilin_charming (деятельность Meta (соцсеть Instagram) запрещена в России как экстремистская – Ред.) и https://vk.com/shumilin_charming. Когда и как решили стать блогером и какая направленность будет в дальнейшем?
– Начинал с развлекательного контента и думал, что моей аудитории нравится, как мы дурачимся с футболистами. За время моего нахождения в зоне СВО я потерял порядка 400 тыс. подписчиков, но остались те люди – и их достаточно много, которые переживали за меня, радуются моим достижениям. Они всегда будут рядом. Понимание этого дало мне определённую свободу.
Я двигаюсь к тому, что дальнейшая моя работа и контент будут связаны с молодёжью. Как отец троих детей, как отчасти лидер молодого поколения, буду помогать юношам и девушкам реализоваться.
Если человек искренне хочет добиться поставленной цели, то я в меру своих сил помогу ему.
– Как я понял, решения вы принимаете чётко и быстро, а хотелось бы что-то изменить в прошлом?
– Мне кажется, я прошёл неплохую школу жизни. Если бы вернуться в прошлое, то не отказался бы ни от чего. Ошибки и трудности делают нас опытнее и устойчивее. Главное, что я уже успел принести пользу обществу. Но впереди будет ещё очень много дел!
Беседу вёл Сергей БУДАЧЕНКОВ, обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru